Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое
лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом
развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и
препятствующие получению образования без создания специальных
условий.
Действующее законодательство позволяет организовывать обучение и воспитание
детей-инвалидов и детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях, в которых должны
быть созданы специальные условия для получения образования.
Выбор образовательной организации — право родителей (законных
представителей).
В соответствии со ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» образовательная организация самостоятельно
формирует штатное расписание, выбирает технологии и образовательные программы в
соответствии с потребностями и особенностями обучающихся.
Специальные условия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
· Образовательные
программы (АООП) , методы обучения и воспитания;
· учебники,
учебные пособия и дидактические материалы;
· технические
средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
· предоставление
услуг ассистента (помощника);
· проведение
коррекционных занятий;
· обеспечение
доступа в здания организаций.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Совершенствование
материально-технического обеспечения современным учебным и спортивным
оборудованием, информационно-техническими средствами являются современными
требованиями к образовательному учреждению. Особое внимание в школе уделяется
насыщению образовательного процесса современным компьютерным оборудованием, а
также освоению и использованию ИКТ. Школа имеет необходимый набор помещений для
изучения всех учебных дисциплин. Специально оборудованных учебных
кабинетов, приспособленных для использования инвалидами и лицами с
ограниченными возможностями здоровья, передвигающихся на колясках, с нарушением
опорно-двигательного аппарата - нет; лицами с нарушениями слуха, с нарушениями
умственного развития – используются все имеющиеся кабинеты.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Специально оборудованных объектов для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, передвигающихся на колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата – нет; лицами с нарушениями слуха, с нарушениями умственного развития – используются все имеющиеся кабинеты:
|
Назначение |
Площадь |
Функциональное |
3 |
Библиотека |
40,5 |
Проведение библиотечных уроков, массовые мероприятия, книжные выставки,
литературные чтения, выход обучающихся в Интернет |
15 |
Информатика |
40,5 |
Проведение
учебных занятий, мероприятий, консультаций |
15 |
Кабинет физики |
40,5 |
Проведение лабораторных работ, практикумов, демонстрационных
экспериментов |
16 |
Актовый зал |
100 |
Проведение собраний, конференций, учебных, интеллектуальных игр,
викторин, конкурсов, концертов и других творческих мероприятий, |
20 |
Кабинет биологии и химии |
40,5 |
Проведение химических опытов, реакций, экспериментальная работа по химии,
подтверждение результатов теоретических исследований |
13 |
Кабинет начальных классов |
40,5 |
Проведение
учебных занятий, мероприятий, |
17 |
Кабинет математики |
40,5 |
Проведение
учебных занятий, мероприятий, |
|
|
|
|
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека расположена на первом этаже основного здания школы. Она занимает
изолированное, приспособленное помещение – комнату площадью 40 кв.м.
Комплектование библиотеки и читального зала специальными адаптивно-техническими
средствами для инвалидов не предусмотрено. Доступ на 1 этаж здания к
библиотеке обеспечен посредством постройки пандуса с поручнями у центрального
входа в образовательную организацию.
Библиотека оборудована столами для читателей, стульями, книжными шкафами,
стеллажами и рабочим столом для библиотекаря в составе двух
персональных компьютеров, МФУ,принтера. Компьютеры имеют выход в Интенет,
присоединено к общей локальной сети школы. Освещение соответствует
санитарно-гигиеническим требованиям.
Режим работы библиотеки – с 8.00 до 12.00 (понедельник - пятница) без
перерыва на обед.
Библиотека работает по плану, утверждённому директором школы.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Спортивный зал расположен на 1 этаже площадью 100 кв. м. В зале имеется спортивное оборудование и инвентарь, уличные площадки, полоса препятствий, детская игровая площадка.
Доступа к объектам
спорта для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья,
передвигающихся на колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата - нет;
для лиц с нарушениями слуха, с нарушениями зрения, с нарушениями
умственного развития – доступ к объектам спорта не ограничен.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания – все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс). К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
Реализовать принцип наглядности в обучении помогают визуальные средства, так как более 80 % информации учащиеся воспринимают зрительно мы используем предметы и объекты природной и искусственной среды: карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия, кинофильмы, видеофильмы, CD/DVD-диски, диапозитивы. При использовании наглядных средств соблюдается ряд условий: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует только в соответствующий момент занятия или урока; необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов; демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала; наглядность должна быть эстетически выполнена; наглядность должна быть хорошо видна с последней парты; привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве. К проведению демонстраций предъявляют следующие требования: демонстрируемые на классной доске или учительском столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты. Для малых объектов применяют различного вида проекции, оптическое увеличение или организуют поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу. Во время демонстрации учитель выбирает позицию лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся. Количество и объем демонстрации должен быть оптимальным: недостаток наглядности снижает качество обучения, а избыток наглядности рассеивает внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса. В процессе обучения также используются технические средства обучения. В ряде случаев ТСО незаменимы, т.к. позволяют показать явления, быстро протекающие процессы. Их не следует применять там, где без них можно обойтись (провести опыт или наблюдения). Рационально сочетается компьютерная техника, ИКТ с другими средствами обучения, не преувеличивается значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя, общение, недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности.
Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, и т.д.);
- таблицы по истории, биологии, географии, физике, математике, русскому языку, немейкому языку, литературе, технологии, химии, начальным классам;- карты по истории и географии;
- картины по русскому языку, литературе;
- портреты по всем учебным предметам;
- натуральные объекты по биологии;
- модели, муляжи по биологии, географии, математике, физике, начальным классам;
- лабораторное оборудование по физике, химии, биологии.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения лиц с ОВЗ (ограниченными возможностями
здоровья) и инвалидов территория школы имеет асфальтированное покрытие. В целях создания безбарьерной среды, обеспечения доступности помещений в школе: ·
установлен пандус
Специальные условия питания
В организации имеется столовая на 60
мест, в т.ч. приспособленных для детей с инвалидностью и ОВЗ. Организовано
бесплатное питание для учащихся с ОВЗ и инвалидностью.
Специальные условия охраны здоровья
Сведения об условиях охраны здоровья обучающихся, в том числе
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Медицинское обслуживание обучающихся осуществляет фельдшер ФАПа,
закрепленный за образовательным учреждением по договору с МУЗ ЦРБ
Имеется график вакцинации обучающихся, который своевременно
выполняется. Медицинский работник отслеживает уровень заболеваемости
обучающихся, проводит профилактические мероприятия, в том числе по
профилактике гриппа и ОРВИ, кишечных инфекций. Проводятся плановые
медицинские осмотры обучающихся
Школа имеет декларацию пожарной безопасности. Пожарная безопасность
обеспечена выполнением в полном объеме требований пожарной
безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в
соответствии с Федеральным Законом «О техническом регулировании» .В
здании школы имеются эвакуационные выходы. Для обеспечения
необходимого уровня безопасности людей на случай пожара здание
оборудовано автоматической системой пожарной
сигнализации, обеспечивающей систему передачи извещений о пожаре на
пульт центрального наблюдения пожарной части. Все огнетушители
регулярно проверяются и приобретаются в случае окончания срока службы
огнетушителя. Сотрудники школы проходят плановый и внеплановый
инструктажи по технике безопасности, пожарной безопасности,
антитеррористической безопасности, охране труда. В соответствии с Планом
основных мероприятий по проведению месячника по активизации пожарно-
профилактической работы на объектах с массовым и (или) ночным
пребыванием людей проводятся практические занятия с обучающимися и
работниками школы по отработке плана эвакуации в случае возникновения
пожара и других ЧП. Ведутся журналы проведения для обучающихся
вводного инструктажа по соблюдению ТБ и ППБ, техники безопасности и
охраны труда для обеспечения безопасной работы в специализированных
кабинетах (информатика, физика, химия).
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, передвигающихся на колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата, для лиц с нарушениями слуха, с нарушениями зрения, с нарушениями умственного развития – не ограничен. Доступен в кабинетах: информатики, биологии, истории, русского языка, литературы, математики, начальных классов, библиотеки, куда проведен высокоскоростной интернет.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Доступ к электронным образовательным ресурсам обеспечен для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Это официальные сайты Министерства образования и науки, Федеральный портал "Российское образование", "Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов" и др. На каждом ресурсе имеется версия для слабовидящих.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В МБОУ
Никольской СОШ имеются специальные технические средства обучения для инвалидов
и лиц с ограниченными возможностями:
-ноутбук
-музыкальный
центр;
-микрофон;
-наушники;
-диктофон;
-сенсорная
интерактивная доска
-DVD плеер
-телевизор