Воспитательная работа
– одно из самых важных направлений в школе. Ведь учителя призваны не только
качественно и доступно передавать знания, но и положительно влиять на
формирование личности ученика, способствуя его всестороннему развитию,
укреплению здоровья и нравственности.
Занимаясь
планированием воспитательной работы в классе, классный руководитель должен
строить её на системном подходе.
Воспитательная система класса — это педагогическая работа,
которая направлена на организацию жизнедеятельности учеников класса и их воспитания,
построенная на целостной и упорядоченной совокупности компонентов для развития
каждой личности ученика и класса в целом.
Педагоги выделяют следующие противоречия, которые
могут появиться в любом классе:
·
нетерпимость
учеников друг к другу;
·
эгоизм;
·
сложности в
межличностном общении между учениками;
·
нежелание и
неумение делать что-то полезное на общее благо;
·
агрессия и
нервозность детей.
Исходя из этого, педагог должен организовать
воспитательную деятельность в классе так, чтобы:
·
создать
пространство, в котором каждый ученик мог ощущать себя как личность,
беспрепятственно общаясь и успешно получая знания;
·
каждый
ребёнок мог бы максимально раскрыть свои задатки и способности, улучшить и
приобрести новые положительные качества характера.
А для этого необходимо
вести воспитательную работу в классе, основанную на системном подходе.
Цели воспитательной системы класса:
·
Развитие
гармоничной разносторонней личности учащихся.
·
Воспитание
человека, обладающего высокой культурой и творческим потенциалом.
·
Для того чтобы цели были достигнуты, классный
руководитель должен обращать внимание на реализацию следующих моментов:
·
Содействие
формированию культуры общения между учениками.
·
Создание
условий для оптимального раскрытия творческих способностей каждого ребёнка.
·
Осуществление
правильного нравственного воспитания школьников.
·
Воспитание
сознательного отношения к обучению и потребности в самостоятельной
познавательной деятельности.
·
Воспитание
толерантности.
·
Формирование
и раскрытие индивидуальности каждого воспитанника.
·
Сплочение
классного ученического коллектива.
·
Создание
условий для выработки собственного мнения у каждого ученика.
·
Помощь в
профессиональной ориентации.
·
Формирование
у учащихся понятия о приоритете здорового образа жизни.
Главный смысл
воспитательной системы в классе в том, чтобы создать комфортную для каждого
ученика атмосферу, в которой он будет развиваться как личность и успешно
усваивать знания.
Направления работы с учащимися
При
организации воспитательной работы с учениками класса, классному руководителю
следует ориентироваться на общую систему воспитательной работы в школе. Она
обычно включается в себя следующие направления:
·
интеллектуальное;
·
патриотическое;
·
краеведческое;
·
трудовое;
·
профориентационное;
·
спортивно-оздоровительное;
·
художественно-эстетическое;
·
экологическое;
·
духовно-нравственное.
Каждое направление
классный руководитель раскрывает самостоятельно, ориентируясь на свой опыт и
лучший педагогический опыт, на тенденции развития образования и рекомендации
государственных структур, которые регулируют деятельность образовательных
учреждений.
Для реализации целей и задач воспитательной работы
классный руководитель может внедрять всевозможные формы и методы, например:
·
обогащать
учебную работу воспитательными моментами, направленными на воспитание понимания
у детей общечеловеческих ценностей, национальной культуры;
·
проводить
внеклассные мероприятия по различным темам, в том числе и с целью развития
коммуникативной культуры школьников, развития их творческих способностей;
·
активно
взаимодействовать с родителями учеников, как в виде проведения родительских
собраний, так и в виде проведения индивидуальной работы;
·
развивать
лидерские и организаторские способности учеников путём развития ученического
самоуправления;
·
анализировать
уровень учебной работы учащихся;
·
осуществлять
помощь каждому ученику в профессиональном самоопределении
по каждому из направлений воспитательной деятельности проводить интересные
мероприятия, например тематические классные часы, викторины и конкурсы,
праздники, игры, турниры и т. д.
Для того
чтобы воспитательная работа была результативной, учителю следует заботиться о
постоянном повышении своей психолого-педагогической компетенции.
Важнейшим направлением воспитательной работы в школе
является профилактика вредных привычек, правонарушений и безнадзорности. Опыт
педагогов свидетельствует о том, что с этой целью эффективным является
проведение следующей работы с учащимися:
·
контроль над
посещаемостью учащихся;
·
популяризация
занятости учеников во внеурочное время в секциях и кружках учреждений
внешкольной работы, формирующих здоровый образ жизни;
·
проведение
тематических профилактических часов, беседы, обсуждения, встречи с интересными
людьми, специалистами, докторами;
·
проведение
специализированных тренингов и игр;
·
организация
конкурсов сочинений;
·
кинолектории.