В России для детей с инвалидностью создана и успешно
функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы
особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные
педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных
образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на
здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных
условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к
продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных
общеобразовательных школ.
Альтернатива такой системы – совместное обучение ребят с ограничениями
физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных
школах.
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат.
include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый
для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в
общеобразовательных (массовых) школах.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает
любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям,
но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные
потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который
подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к
различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с
особыми потребностями.
Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом
как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие
инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской
образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в
российских государственных документах (Национальная доктрина образования
Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского
образования на период до 2010 года и т. д.).
Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при
котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических,
интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и
обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в
одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные
потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их
сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально
выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.
Восемь принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2.
Каждый человек способен чувствовать и думать;
3.
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4.
Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных
взаимоотношений;
6.
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они
могут делать, чем в том, что не могут;
8.
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения
среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание
безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с
ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое
оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных
курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их
взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы,
направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными
возможностями в общеобразовательном учреждении.
Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования.
На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется
Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О
социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и
Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье
двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на
образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на
всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.
ЛЮБИТЕ РЕБЕНКА ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ. НЕ ЖДИТЕ ОТ НЕГО НЕВОЗМОЖНОГО.