МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство общего и профессионального образования Ростовской области МУ УО Миллеровского района МБОУ Никольская СОШ РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Педагогическим советом Методическим Советом Директор школы ________________________ ________________________ И.А.Полторацкая Е.В. Терновая Протокол №1 Приказ №69 Е.В. Терновая от «09» 08.2024 г. от «09» 08.2024 г. Протокол №1 от «09» 08 2024 г. ____________________ Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН ОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НИКОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН АЯ ШКОЛА Основание: Я являюсь автором этого документа Местоположение: сл.Никольская Дата: 2024-09-23 11:51:01 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 4318895) учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 1-4 классов Сл. Никольская 2024г. 2 КЛАСС Тематическое планирование Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК 1 О нашей Родине 6 2 Фольклор (устное народное творчество) 16 1 3 Звуки и краски родной природы в разные времена года (осень) 8 1 4 О детях и дружбе 12 1 5 Мир сказок 12 6 Звуки и краски родной природы в разные времена года (зима) 12 1 7 О братьях наших меньших 18 1 8 Звуки и краски родной природы в разные времена года (весна и лето) 18 1 9 О наших близких, о семье 13 1 10 Зарубежная литература 11 1 11 Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой) 7 https://m.edsoo.ru/7f411a40 Резервное время 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 133 9 0 2 КЛАСС Поурочное планирование Количество часов № п/п Тема урока Всего Контрольные работы Практические работы Дата изучения 1 Резервный урок. Работа с детскими книгами: виды книг (учебная, художественная, справочная) (Час из резервных) 1 0 0 2.09 2 Произведения малых жанров фольклора 1 0 0 3.09 3 Пословицы как жанр фольклора 1 0 0 4.09 4 Характеристика особенностей народных песен 1 0 0 6.09 5 Шуточные фольклорные произведения: игра со словом. Небылица как «перевёртыш событий». Потешки и прибаутки 1 0 0 9.09 6 Ритм и счёт – основа построения считалок 1 0 0 10.09 7 Анализ особенностей скороговорок, их роль в речи 1 0 0 11.09 8 Загадка как жанр фольклора, тематические группы загадок 1 0 0 13.09 9 Произведения устного народного творчества 1 0 0 16.09 10 Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные). На 1 0 0 17.09 Электронные цифровые образовательные ресурсы примере русской народной сказки «У страха глаза велики» 11 Особенности сказок о животных. На примере русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко» 1 0 0 18.09 12 Бытовые сказки: особенности построения и язык. Диалоги героев в русской народной сказке «Каша из топора» 1 0 0 20.09 13 Сказка – выражение народной мудрости, нравственная идея фольклорных сказок на примере сказки "Лиса и журавль" 1 0 0 23.09 14 Общее представление о волшебной сказке: присказки, повторы. Русская народная сказка «Снегурочка» 1 0 0 24.09 15 Характеристика героя волшебной сказки, постоянные эпитеты. На примере русской народной сказки "Гуси-лебеди" 1 0 0 25.09 16 Фольклорные произведения народов России: отражение в сказках народного быта и культуры 1 0 0 27.09 17 Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Фольклор» 1 1 0 30.09 18 Работа с детскими книгами: «Произведения писателей о родной природе» Эстетическое восприятие явлений осенней природы 1 0 0 1.10 19 Создание осеннего пейзажа: краски и звуки. Произведения художников и композиторов по выбору 1 0 0 2.10 20 Восприятие пейзажной лирики. Слушание стихотворений об осени 1 0 0 4.10 21 Сравнение стихотворений об осени. На примере произведений Ф. И. Тютчева "Есть в осени первоначальной…", К.Д. Бальмонта "Осень" 1 0 0 7.10 22 Наблюдение за художественными особенностями текста: настроение, средства выразительности на примере текстов А.Н. Плещеева "Осень наступила...", А.А. Фета "Ласточки пропали…" 1 0 0 8.10 23 Восприятие осени в произведении М.М.Пришвина «Осеннее утро» и других на выбор 1 0 0 9.10 24 Осень в произведениях А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…», Г.А. Скребицкого «Четыре художника» 1 0 0 11.10 25 Сравнение стихотворений об осенних листьях разных поэтов. А. Толстой "Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…" и произведения других поэтов 1 0 0 14.10 26 Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Звуки и краски осенней природы» 1 1 0 15.10 27 Составление устных рассказов «Природа осенью» по изученным текстам. Сравнение художественного и научно-познавательного текстов 1 0 0 16.10 28 Работа с текстом произведения С.В. Михалкова «Быль для детей»: осознание темы Великой Отечественной войны 1 0 0 18.10 29 Патриотическое звучание произведений о Родине. Ф.П. Савинова «Родина» и другие по выбору 1 0 0 21.10 30 Отражение темы Родина в произведении И.С. Никитина «Русь» 1 0 0 22.10 31 Отражение нравственных ценностей в произведениях о Родине: любовь к родному краю. На примере произведения С.Т.Романовского «Русь». Почему хлеб всегда связан с трудом, жизнью и Родиной 1 0 0 23.10 32 Любовь к природе – тема произведений о Родине. На примере произведения К.Г.Паустовского «Мещёрская сторона» 1 0 0 25.10 33 Анализ заголовка стихотворения А.А. Прокофьева "Родина" и соотнесение его с главной мыслью произведения. Понимание главной мысли (идеи) и темы произведений о Родине 1 0 0 6.11 34 Отражение темы Родины в изобразительном искусстве 1 0 0 8.11 35 Создание пейзажа в произведениях писателей. В.А. Жуковский "Летний вечер" 1 0 0 11.11 36 Тема прихода весны в произведениях В.А.Жуковского «Жаворонок» и «Приход весны» 1 0 0 12.11 37 Волшебный мир сказок. «У лукоморья дуб зелёный…» А.С. Пушкин 1 0 0 13.11 38 Поучительный смысл «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Характеристика героев 1 0 0 15.11 39 Сравнение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» с фольклорными (народными) сказками 1 0 0 18.11 40 Работа с фольклорной (народной) и литературной (авторской) сказкой: составление плана произведения, выделение особенностей языка. Художественные особенности авторской сказки. "Сказка о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина 1 0 0 19.11 41 Иллюстрации, их назначение в раскрытии содержания произведения. Иллюстрации к сказках А.С. Пушкина, созданные разными художниками 1 0 0 20.11 42 Сравнение прозаической и стихотворной басен И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак» и Л.Н.Толстого «Лев и мышь» 1 0 0 22.11 43 Особенности басни как жанра литературы. Мораль басни как нравственный урок (поучение) 1 0 0 25.11 44 Представление темы «Отношение человека к животным» в произведениях писателей. Л.Н. Толстого для детей. "Котёнок" 1 0 0 26.11 45 Тема семьи в творчестве писателей. На примере произведения Л.Н. Толстого "Правда всего дороже", "Отец и сыновья" 1 0 0 27.11 46 Характеристика главного героя рассказа. Главная мысль произведения (идея). Л. Н. Толстой "Филиппок" 1 0 0 29.11 47 Работа с детскими книгами на тему: «О братьях наших меньших»: составление аннотации 1 0 0 2.12 48 Образы героев стихотворных и прозаических произведений о животных. Какими бывают собаки? И. М. Пивоварова "Жила-была собака…". Сравнение героев стихотворения, небылицы и сказки 1 0 0 3.12 49 Отражение темы "Дружба животных" в стихотворении В.Д. Берестова «Кошкин щенок» и других на выбор 1 0 0 4.12 50 Отражение нравственно-этических понятий (защита и забота о животных) на примере рассказа М.М. Пришвина 1 0 0 6.12 «Ребята и утята» 51 Соотнесение заголовка и главной мысли рассказа Е.И. Чарушина «Страшный рассказ» 1 0 0 9.12 52 Оценка поступков и поведения героя произведения Б.С. Житкова «Храбрый утёнок» 1 0 0 10.12 53 Знакомство с художникамииллюстраторами, анималистами Е.И. Чарушиным, В.В. Бианки 1 0 0 11.12 54 Отражение образов животных в устном народном творчестве (фольклоре). На примере русской народной песни «Коровушка» 1 0 0 13.12 55 Характеристика героев-животных в фольклорных (народных) сказках. Чукотская народная сказка «Хвост» и другие на выбор 1 0 0 16.12 56 Особенности сказок о животных. На примере русской народной сказки «Зимовье зверей» и других на выбор 1 0 0 17.12 57 Фольклорные произведения народов России. Произведения по выбору 1 0 0 18.12 58 Сравнение описания героев-животных в фольклорных (народных) и литературных произведениях. На примере произведений К.Д.Ушинского и других на выбор. В. В. Бианки 1 0 0 20.12 "Музыкант". 59 Сравнение описания животных в художественном и научнопознавательном тексте 1 0 0 23.12 60 Тематическая проверочная работа по итогам раздела «О братьях наших меньших» 1 1 0 24.12 61 Восприятие пейзажной лирики. Слушание стихотворений о зиме 1 0 0 25.12 62 Средства художественной выразительности: сравнение. Произведения по выбору, например, И. А. Бунин "Первый снег" и другие 1 0 0 27.12 63 Наблюдение за художественными особенностями текста: настроение, средства выразительности на примере текста Ф.И. Тютчева ""Чародейкою Зимою…" 1 0 0 28.12 64 Сравнение образа зимы в произведениях А.С.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…» и С.А.Есенина «Поёт зима – аукает» 1 0 0 10.01 65 Средства художественной выразительности: эпитет. Произведения по выбору, например, отрывки из романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина 1 0 0 13.01 66 Описание игр и зимних забав детей. 1 0 0 14.01 Произведения по выбору, например, И.З.Суриков «Детство» 67 Картины зимнего леса в рассказе И.С. Соколова-Микитова «Зима в лесу» 1 0 0 15.01 68 Жизнь животных зимой: научнопознавательные рассказы. Произведения по выбору, например, Г.А. Скребицкого 1 0 0 17.01 69 Составление устного рассказа «Краски и звуки зимы» по изученным текстам 1 0 0 20.01 70 Тема "Природа зимой" в картинах художников и произведениях композиторов 1 0 0 21.01 71 Наблюдение за описанием в художественном тексте. Произведения по выбору, например, С. В. Михалков "Новогодняя быль" 1 0 0 22.01 72 Составление плана сказки: части текста, их главные темы. На примере русской народной сказки "Два мороза" 1 0 0 24.01 73 Фольклорная основа литературной (авторской) сказки В.И.Даля «Девочка Снегурочка» 1 0 0 27.01 74 Сравнение сюжетов и героев русской народной сказки «Снегурочка» и литературной (авторской) В.И. Даля «Девочка Снегурочка» 1 0 0 28.01 75 Фольклорная основа литературной (авторской) сказки В.Ф. Одоевского 1 0 0 29.01 «Мороз Иванович» 76 Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Звуки и краски зимней природы» 1 1 0 31.01 77 Выявление последовательности событий. Составление вопросного плана. К.И. Чуковский "Федорино горе" 1 0 0 3.02 78 Чтение по ролям (инсценировка) сказки К.И. Чуковский "Федорино горе" 1 0 0 4.02 79 Осознание понятий друг, дружба на примере произведений о животных. Произведения по выбору, например, С.В. Михалков "Мой щенок" 1 0 0 5.02 80 Средства художественной выразительности в стихотворениях о весне. Произведения по выбору, например, А.Л. Барто "Верёвочка" 1 0 0 7.02 81 Произведения о детях. На примере рассказов Н. Н. Носова "Затейники" 1 0 0 10.02 82 Характеристика героя, его портрет. Произведения о детях на выбор, например, Н. Н. Носов "Живая шляпа" 1 0 0 11.02 83 Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: дружба, терпение, уважение, помощь друг другу. В. А. Осеева "Синие листья" 1 0 0 12.02 84 Сравнение героев рассказов Н.Н. Носова «На горке» и «Заплатка». Оценка 1 0 0 14.02 поступков героя рассказа 85 Отражение темы дружбы в рассказах о детях. Выставка книг: произведения о детях. 1 0 0 17.02 86 Отражение понятия взаимопомощь в произведениях А.Л. Барто «Катя». Разные точки зрения на одно событие. Ю. И. Ермолаев "Два пирожных" 1 0 0 18.02 87 Главный герой: общее представление. Характеристика героя, его портрет. На примере рассказа В. А. Осеева "Волшебное слово" 1 0 0 19.02 88 Выделение главной мысли (идеи): уважение и внимание к старшему поколению. Произведения по выбору, например, В.А. Осеева "Хорошее" 1 0 0 21.02 89 Оценка поступков героя. В. В. Лунин "Я и Вовка" 1 0 0 24.02 90 Тема дружбы в произведении Е.А. Пермяка «Две пословицы». Дружбу помни, а зло забывай 1 0 0 25.02 91 Оценка взаимооотношений взрослых и детей на примере рассказа В. А. Осеевой "Почему" 1 0 0 26.02 92 Анализ заголовка и соотнесение его с главной мыслью произведения: В.А. Осеева "Почему" 1 0 0 28.02 93 Тематическая проверочная работа по 1 1 0 3.03 итогам раздела «О детях и дружбе» 94 Старинные народные весенние праздники и обряды. Заклички, веснянки 1 0 0 4.03 95 Народная наблюдательность, выраженная в малых жанрах устного народного творчества (фольклоре) 1 0 0 5.03 96 Наблюдение за описанием весны в художественном тексте. Произведения по выбору, например, А.П. Чехов «Весной» (отрывок) 1 0 0 7.03 97 Картины весеннего леса в рассказе Г.А. Скребицкого «Четыре художника». Составление плана текста 1 0 0 10.03 98 Картины весеннего леса в рассказе Г.А. Скребицкого «Четыре художника». Средства выразительности 1 0 0 11.03 99 Восприятие пейзажной лирики. Слушание стихотворений о весне и лете 1 0 0 12.03 100 Работа со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится...»: выделение средств художественной выразительности. Устное сочинение "Я рад весне" 1 0 0 14.03 101 Жизнь животных весной: рассказы и сказки писателей 1 0 0 17.03 102 Красота весенней природы, отражённая в лирических произведениях. Произведения по выбору, например, Ф. 1 0 0 18.03 И. Тютчев "Весенние воды" 103 Звуки весеннего леса и картины пробуждающейся природы в произведения писателей. Произведения по выбору, например, Г.А.Скребицкий «Весенняя песня» 1 0 0 19.03 104 Признаки весны, отражённые в произведениях писателей. Картины весны в стихотворениях разных поэтов. Сравнение стихотворений 1 0 0 21.03 105 Сравнение образов одуванчика в произведениях О.И. Высотской «Одуванчик» и М.М. Пришвина «Золотой луг» 1 0 0 2.04 106 Резервный урок. Восприятие лета в произведении И.З. Сурикова «Лето» 1 0 0 4.04 107 Составление устного рассказа «Краски и звуки весеннего леса» по изученным текстам 1 0 0 7.04 108 Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Звуки и краски весенней природы» 1 1 0 8.04 109 Тема «Природа весной» в картинах художников и произведениях композиторов. Образы пробуждающейся природы в живописи и музыки. 1 0 0 9.04 110 Характеристика особенностей 1 0 0 11.04 колыбельных народных песен: интонационный рисунок 111 Сравнение народной колыбельной песни и стихотворения А.А. Плещеева «Песня матери»: любовь и переживание матери 1 0 0 14.04 112 Нравственные семейные ценности в фольклорных (народных) сказках. Произведения по выбору, например, татарская народная сказка «Три дочери» 1 0 0 15.04 113 Международный женский день – тема художественных произведений 1 0 0 16.04 114 Восприятие произведений о маме: проявление любви и радости общения. Произведения по выбору, например, А. Н. Плещеев "В бурю" 1 0 0 18.04 115 Отражение темы День Победы в произведении С.А. Баруздина «Салют» и С. А. Васильева "Белая берёза" 1 0 0 21.04 116 Тематическая проверочная работа по итогам раздела «О наших близких, о семье» 1 1 0 22.04 117 Работа с детскими книгами на тему: «О наших близких, о семье»: выбор книг на основе тематической картотеки 1 0 0 23.04 118 Резервный урок. Шутливое искажение действительности. На примере произведения А. И. Введенского "Учёный Петя". Д. И. Хармса "Врун" 1 0 0 25.04 119 Резервный урок. Средства создания комического в произведении. На примере произведения Э. Н. Успенского "Над нашей квартирой" 1 0 0 28.04 120 Герои литературной (авторской) сказки. На примере произведения Э. Н. Успенского "Чебурашка" 1 0 0 29.04 121 Выделение главной мысли (идеи) рассказа В.Ю.Драгунского «Тайное становится явным» 1 0 0 30.04 122 Сходство тем и сюжетов сказок разных народов. Произведения по выбору, например, английская народная сказка «Как Джек ходил счастье искать» 1 0 0 5.05 123 Хитрец и глупец в фольклорных (народных) сказках. Произведения по выбору, например, норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе» и русская народная сказка «Вершки и корешки» 1 0 0 6.05 124 Отражение темы дружбы в сказке братьев Гримм «Бременские музыканты» 1 0 0 7.05 125 Работа со сказкой братьев Гримм «Бременские музыканты»: составление плана произведения 1 0 0 12.05 126 Работа с детскими книгами на тему: «Зарубежные сказочники»: соотнесение иллюстраций с содержанием сказок 1 0 0 13.05 127 Фантазёры и мечтатели – герои произведений. Произведения по выбору, например, английские народные песенки 1 0 0 14.05 128 Особенности построения волшебной сказки Ш.Перро «Кот в сапогах» 1 0 0 16.05 129 Характеристика героев сказки Ш.Перро «Кот в сапогах» 1 0 0 19.05 130 Х.-К. Андерсен - известный писательсказочник. Знакомство с его произведениями. Сказка "Огниво" 1 0 0 20.05 131 Выделение главной мысли (идеи) сказки Х.-К. Андерсена «Пятеро из одного стручка» и других его сказок на выбор 1 0 0 21.05 132 Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Зарубежные писателисказочники» 1 1 0 23.05 133 Резервный урок. Проверочная работа по итогам изученного во 2 классе 1 1 0 26.05 133 9 0 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ