25.11.2024
Участники ГИА-11 с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды (далее вместе – участники с ОВЗ)
Нормативные правовые документы, регламентирующие проведение ГИА для лиц с ОВЗ:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 04.04.2023 № 233/552 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 15.05.2023, регистрационный № 73314)
- Методические рекомендации по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме основного государственного экзамена и единого государственного экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов
Для обучающихся с ОВЗ не предусматривается освобождение от прохождения ГИА.
В соответствии со ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Допуск к ГИА
Проведение итогового сочинения (изложения) регулируется Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным Приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 04.04.2023 № 233/552 .
К ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в том числе за итоговое сочинение (изложение), и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по образовательной программе среднего общего образования не ниже удовлетворительных).
Лица с ОВЗ, а также лица, обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия, вправе писать как итоговое сочинение, так и изложение (при этом продолжительность написания сочинения или изложения увеличивается на 1,5 часа).
Выбор формы участия в итоговом сочинении или изложении обучающиеся, их родители (законные представители) осуществляют при заполнении заявления в местах регистрации на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии о создании специальных условий при проведении ГИА (далее — ПМПК). Заявления об участии в итоговом сочинении (изложении) подаются лично при предъявлении документов, удостоверяющих личность, или их родителями (законными представителями) при предъявлении документов, удостоверяющих личность не позднее чем за 2 недели до начала проведения итогового сочинения (изложения).
Для лиц, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации ПМПК, итоговое сочинение (изложение) организуется на дому.
Для участников с ОВЗ, итоговое сочинение (изложение), при наличии рекомендаций ПМПК, может по их желанию проводиться в устной форме. При проведении итогового сочинения (изложения) в устной форме устные ответы обучающихся записываются на аудионосители (флеш-носитель или диск) и протоколируются, с целью последующего переноса ответа в стандартные бланки ответов для осуществления дальнейшей проверки и обработки работы участника.
Результаты итогового сочинения учитываются при поступлении в вуз (по усмотрению вуза). Результаты изложения вузом не учитываются.
Необходимые документы для создания специализированных условий при прохождении участником с ОВЗ итогового сочинения (изложения) и ГИА
Лица с ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ при подаче заявлений на участие в итоговом сочинении (изложении) и ГИА предъявляют оригинал или надлежащим образом заверенную копию ПМПК с обязательным указанием перечня условий, которые необходимо создать участнику при прохождении им итогового сочинения (изложения) и ГИА, учитывающих состояние здоровья участника и особенности психофизического развития.
Обучающимся, которые относятся к иным категориям участников экзамена (язва, астма, диабет, травма, онкология и т.д.) также необходимо создание специальных условий при прохождении итогового собеседования и ГИА. Для создания специализированных условий прохождения итогового сочинения (изложения) и ГИА такие участники также предоставляют оригинал или заверенную копию заключения ПМПК с указанием перечня необходимых условий.
ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ И ИНВАЛИДЫ для подтверждения статуса предъявляют оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (далее – Справка МСЭ), а также оригинал или надлежащим образом заверенную копию рекомендаций ПМПК.
В заявлении участники итогового сочинения (изложения) и участники ГИА проставляют отметку о необходимости создания специализированных условий с указанием реквизитов подтверждающего документа, а также указывают перечень необходимых условий
Форма ГИА
Лица с ОВЗ могут самостоятельно выбирать форму прохождения ГИА (единый государственный экзамен (ЕГЭ) или государственный выпускной экзамен (ГВЭ)). Допускается сочетание форм проведения ГИА (ЕГЭ и ГВЭ).
Результаты ГВЭ, в отличие от результатов ЕГЭ, не учитываются при поступлении в вузы, а засчитываются только как итоги государственной итоговой аттестации при выдаче аттестата. Поступить в вуз обучающиеся, сдававшие ГВЭ, смогут по результатам вступительных испытаний, форма и перечень которых определяются образовательной организацией высшего образования.
Условия проведения ГИА
Рекомендации ПМПК должны описывать все условия, которые необходимо создать конкретному участнику для прохождения им итогового сочинения (изложения) и ГИА, учитывающие состояние его здоровья, особенности психофизического развития.
Справка МСЭ не содержит информации о перечне условий и необходимости их создания для участника, которому она выдана. На основании предъявленной справки МСЭ участник имеет возможность выбрать форму прохождения итогового сочинения (изложения) и ГИА (ЕГЭ или ГВЭ), а также будет распределен в специализированную (отдельную) аудиторию с увеличением продолжительности экзамена/итогового сочинения (изложения) на 1.5 часа (устной части иностранных языков на 30 минут).
Для участников с ОВЗ на основании заключения ПМПК возможно создание следующих условий проведения итогового сочинения (изложения) и экзамена:
- проведение ГИА в форме ГВЭ по обязательным учебным предметам в устной форме по желанию.
- присутствие ассистента, оказывающего участнику необходимую техническую помощь с учетом его индивидуальных возможностей, помогающего занять рабочее место, передвигаться, прочитать или записать задание и т.п.;
- беспрепятственный доступ участников экзамена в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, расположение аудитории на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений);
- организация питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время проведения экзамена;
- организация ППЭ на дому, на базе медицинской организации (при наличии медицинского заключения об обучении на дому или медицинского заключения, подтверждающего нахождение обучающегося в медицинской организации);
- использование в процессе сдачи экзамена необходимых технических средств.
УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГИА ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ УЧАСТНИКОВ С ОВЗ
Для слепых и поздноослепших участников
- экзаменационные материалы оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера;
- письменная экзаменационная работа выполняется рельефно-точечным шрифтом Брайля в специально предусмотренных тетрадях или на компьютере;
- предусматривается достаточное количество специальных принадлежностей для оформления ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер;
- на экзамен может быть допущен тифлопедагог (как ассистент), который оказывает помощь в передвижении, при необходимости в прочтении задания, переводит работу участника ГИА из рельефно-точечного шрифта и оформляет ее на бланке ГИА;
- рабочее место может быть оборудовано компьютером, не имеющим выхода в сеть «Интернет» и не содержащим информации по сдаваемому учебному предмету.
Особенности экзаменационных работ ГВЭ для слепых и поздноослепших участников по обязательным предметам:
— русский язык – форма экзамена (сочинение или изложение); особенность текстов в минимизации визуальных образов.
— математика — особенности текстов и заданий в минимизации визуальных образов
Для слабовидящих участников
- соблюдаются нормы освещенности рабочего места для данной категории участников (освещенность рабочего места в аудитории должна быть равномерна и составлять не менее 300 люкс);
- контрольные измерительные материалы ГВЭ оформляются с использованием увеличенного шрифта до 16-18 pt и шрифтами без засечек.
- допускается использование индивидуальных увеличительных средств и масштабирование контрольных измерительных материалов и бланков ГИА (до размера A3);
- на экзамен может быть допущен тифлопедагог или ассистент, который оказывает помощь в передвижении, при необходимости в прочтении заданий, оформления работы на бланке ГИА.
- рабочее место может быть оборудовано компьютером, не имеющим выхода в сеть «Интернет» и не содержащим информации по сдаваемому учебному предмету;
- на экзамен может быть допущен ассистент, который оказывает помощь в передвижении и расположении участника на рабочем месте, заполнении регистрационных полей бланков, перенос ответов в бланки, а также (при необходимости) в прочтении задания КИМ.
Особенности экзаменационных работ ГВЭ для слабовидящих участников по обязательным предметам:
— русский язык – форма экзамена (сочинение или изложение); особенности текстов — в минимизации визуальных образов;
— математика — особенности текстов и заданий в минимизации визуальных образов.
Для глухих и позднооглохших участников
- при необходимости привлекается ассистент-сурдопереводчик, который оказывает помощь в передвижении, общении с работниками пункта проведения экзамена, при необходимости в прочтении заданий, оформления работы на бланке ГИА;
- текстовая форма инструкции по заполнению бланков ГИА;
- рабочее место может быть оборудовано компьютером, не имеющим выхода в сеть «Интернет» и не содержащим информации по сдаваемому учебному предмету;
- ассистент-сурдопереводчик осуществляет (при необходимости), жестовый перевод и разъяснение непонятных слов.
Особенности экзаменационных работ ГВЭ для глухих и позднооглохших участников по обязательным предметам:
— русский язык — форма экзамена (сочинение или изложение); тексты повествовательного характера, не содержащие сложных элементов, изложение может быть сжатым, занижены требования по объему текста. ЭМ не содержат звуковых образов, простые формулировки.
Для слабослышащих участников
- аудитории для проведения экзамена оборудуются звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования;
- ассистент-сурдопереводчик осуществляет (при необходимости), жестовый перевод и разъяснение непонятных слов;
- текстовая форма инструкции по заполнению бланков ГИА;
- рабочее место может быть оборудовано компьютером, не имеющим выхода в сеть «Интернет» и не содержащим информации по сдаваемому учебному предмету.
Для участников ГИА с тяжелыми нарушениями речи
- текстовая форма инструкции по заполнению бланков ГИА;
- рабочее место может быть оборудовано компьютером, не имеющим выхода в сеть «Интернет» и не содержащим информации по сдаваемому учебному предмету.
Для участников с нарушением опорно-двигательного аппарата
- специализированная (отдельная) аудитория в ППЭ должна находиться на первом этаже;
- обеспечивается свободный доступ участников в аудитории и туалетные помещения;
- данная категория участников имеет возможность участия в ГВЭ по обязательным учебным предметам в устной форме.
- рабочее место может быть оборудовано компьютером, не имеющим выхода в сеть «Интернет» и не содержащим информации по сдаваемому учебному предмету.
- ассистенты могут (при необходимости) в течение всего экзамена оказывать помощь в сопровождении участников экзамена с ограниченной мобильностью (помогают сменить положение в колясках, креслах, лежаках, фиксировать положение в кресле, укрепить и поправить протезы и т.п.). При выполнении участником экзамена экзаменационной работы на компьютере ассистент распечатывает ответы участника экзамена и переносит информацию на бланки ГИА;
- при выполнении работы на компьютере ассистент переносит работу участника на стандартные бланки ГИА, оказывает помощь в оформлении регистрационных бланков участника;
- наличие в ППЭ пандусов и поручней, в специализированной (отдельной) аудитории – специальные кресла, медицинские лежаки – для детей, которые не могут долго сидеть
Для участников ГИА с задержкой психического развития, обучающихся по адаптированным образовательным программам
- рабочее место может быть оборудовано компьютером, не имеющим выхода в сеть «Интернет» и не содержащим информации по сдаваемому учебному предмету.
Особенности экзаменационных работ ГВЭ для участников ГИА с задержкой психического развития по обязательным предметам:
— русский язык – форма экзамена (сочинение или изложение); тексты повествовательного характера, не содержащие сложных элементов, изложение может быть сжатым, занижены требования по объему текста;
— математика – уменьшено количество заданий и их уровень сложности.
Для участников ГИА с расстройствами аутистического спектра
- на пункте проведения экзамена и в аудитории присутствует ассистент, которым может быть назначен родитель, законный представитель участника или социальный работник, прикрепленный к участнику;
- при выполнении работы на компьютере, ассистент переносит работу участника на стандартные бланки ГИА, оказывает помощь в оформлении регистрационных бланков участника;
- рабочее место может быть оборудовано компьютером, не имеющим выхода в сеть «Интернет» и не содержащим информации по сдаваемому учебному предмету.
Особенности экзаменационных работ ГВЭ для участников ГИА с расстройствами аутистического спектра по обязательным предметам:
— русский язык – форма экзамена диктант;
— математика – уменьшено количество заданий и их уровень сложности; ЭМ не содержат заданий с развёрнутым ответом.
ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ АПЕЛЛЯЦИЙ УЧАСТНИКОВ ГИА С ОВЗ
При рассмотрении апелляции участника ГИА с ограниченными возможностями здоровья, участника экзамена ребенка-инвалида и инвалида, подавшего апелляцию, помимо родителей (законных представителей) также могут присутствовать сурдопереводчик (для рассмотрения апелляций глухих участников ГИА), тифлопереводчик (для рассмотрения апелляций слепых участников ГИА) и ассистент (при необходимости).