ООП СОО ФГОС 2012Г (с изм на 2025г.) Цел. раздел Система оценки

Приложение 6 к Приказу №54 от 08.08.2025г
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы среднего общего образования
Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы
образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её
основными функциями являются: ориентация образовательного процесса на достижение
планируемых результатов освоения ООП СОО и обеспечение эффективной обратной
связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в образовательной
организации являются:
оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах обучения
как основа их промежуточной и итоговой аттестации, а также основа процедур
внутреннего мониторинга образовательной организации, мониторинговых исследований
муниципального, регионального и федерального уровней;
оценка результатов деятельности педагогических работников как основа
аттестационных процедур;
оценка результатов деятельности образовательной организации как основа
аккредитационных процедур.
Основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой
выступают требования ФГОС СОО, которые конкретизируются в планируемых
результатах освоения обучающимися ООП СОО.
Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки.
Внутренняя оценка включает:
стартовую диагностику;
текущую и тематическую оценку;
итоговую оценку;
промежуточную аттестацию;
психолого-педагогическое наблюдение;
внутренний мониторинг образовательных достижений обучающихся.
Длительность контрольной работы, являющейся формой письменной проверки
результатов обучения с целью оценки уровня достижения предметных и (или)
метапредметных результатов, составляет от одного до двух уроков (не более чем 45 минут
каждый).
Длительность практической работы, являющейся формой организации учебного
процесса, направленной на выработку у обучающихся практических умений, включая
лабораторные, интерактивные и иные работы и не являющейся формой контроля,
составляет один урок (не более чем 45 минут).
При этом объем учебного времени, затрачиваемого на проведение оценочных
процедур, не должен превышать 10% от всего объема учебного времени, отводимого на
изучение данного учебного предмета в данном классе в текущем учебном году.
Внешняя оценка включает:
независимую оценку качества подготовки обучающихся;
итоговую аттестацию.
В соответствии с ФГОС СОО система оценки образовательной организации
реализует системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке
образовательных достижений.
Системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений
обучающихся проявляется в оценке способности обучающихся к решению учебнопознавательных и учебно-практических задач, а также в оценке уровня функциональной
грамотности обучающихся. Он обеспечивается содержанием и критериями оценки, в

качестве которых выступают планируемые результаты обучения, выраженные в
деятельностной форме.
Уровневый подход служит важнейшей основой для организации индивидуальной
работы с обучающимися. Он реализуется как по отношению к содержанию оценки, так и к
представлению и интерпретации результатов измерений.
Уровневый подход реализуется за счёт фиксации различных уровней достижения
обучающимися планируемых результатов. Достижение базового уровня свидетельствует о
способности обучающихся решать типовые учебные задачи, целенаправленно
отрабатываемые со всеми обучающимися в ходе учебного процесса, выступает
достаточным для продолжения обучения и усвоения последующего учебного материала.
Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или
отметка «3», отметка «зачтено»).
Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы
знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о
кругозоре, широте (или избирательности) интересов.
Повышенный уровень достижения планируемых результатов, отметка «хорошо»
(отметка «4»);
Высокий уровень достижения планируемых результатов, отметка «отлично»
(отметка «5»).
Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения
планируемых
результатов,
уровню
овладения
учебными
действиями
и
сформированностью интересов к данной предметной области.
Индивидуальные траектории обучения учащихся, демонстрирующих повышенный
и высокий уровни достижений, как правило, формируются с учётом интересов этих
учащихся и их планов на будущее.
Низкий уровень достижений, отметка «неудовлетворительно» (отметка «2»).
Недостижение базового уровня (низкий уровень достижений) фиксируется в
зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.
Как правило, низкий уровень достижений свидетельствует об отсутствии
систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено даже и
половины планируемых результатов, которые осваивает большинство учащихся, о том,
что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. При
этом учащийся может выполнять отдельные задания повышенного уровня. Данная группа
учащихся требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе
знаний и оказании целенаправленной помощи в достижении базового уровня. Помощь в
диагностике и коррекции затруднений таким учащимся оказывают специалисты
социально-психологической службы школы. Только наличие положительной мотивации
может стать основой ликвидации пробелов в обучении для данной группы учащихся.
Описанный выше подход применяется в ходе различных процедур оценивания в
рамках стартовой, текущей, тематической и промежуточной оценки.
Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется через:
оценку предметных и метапредметных результатов;
использование комплекса оценочных процедур для выявления динамики
индивидуальных образовательных достижений обучающихся и для итоговой оценки;
использование контекстной информации (об особенностях обучающихся, условиях и
процессе обучения и другое) для интерпретации полученных результатов в целях
управления качеством образования;
использование разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг
друга, в том числе оценок проектов, практических, исследовательских, творческих работ,
наблюдения;

использование форм работы, обеспечивающих возможность включения
обучающихся в самостоятельную оценочную деятельность (самоанализ, самооценка,
взаимооценка);
использование мониторинга динамических показателей освоения умений и знаний,
в том числе формируемых с использованием информационно-коммуникационных
(цифровых) технологий.
Оценка личностных результатов обучающихся осуществляется через оценку
достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы,
которые устанавливаются требованиями ФГОС СОО.
Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех
компонентов образовательной деятельности, включая внеурочную деятельность.
Достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а
является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности
образовательной организации и образовательных систем разного уровня.
Во внутреннем мониторинге возможна оценка сформированности отдельных
личностных результатов, проявляющихся в участии обучающихся в общественно
значимых мероприятиях федерального, регионального, муниципального, школьного
уровней; в соблюдении норм и правил, установленных в общеобразовательной
организации; в ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых
средствами учебных предметов; в ответственности за результаты обучения; способности
делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор
профессии.
Результаты, полученные в ходе как внешних, так и внутренних мониторингов,
допускается использовать только в виде агрегированных (усредненных, анонимных)
данных.
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения
планируемых результатов освоения ООП СОО, которые отражают совокупность
познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.
Формирование метапредметных результатов обеспечивается комплексом освоения
программ учебных предметов и внеурочной деятельности.
Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
освоение обучающимися универсальных учебных действий (регулятивных,
познавательных, коммуникативных);
способность использования универсальных учебных действий в познавательной и
социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению
учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими
работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной
траектории;
овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной
деятельности.
В федеральных и региональных процедурах оценки качества образования
используется перечень (кодификатор) проверяемых требований к метапредметным
результатам освоения основной образовательной программы среднего общего
образования.
Перечень (кодификатор) проверяемых
требований к метапредметным результатам освоения основной
образовательной программы среднего общего образования
Код
проверяемого

Проверяемые требования к метапредметным результатам освоения
основной образовательной программы среднего общего образования

требования
1
1.1

Познавательные универсальные учебные действия (далее - УУД)
Базовые логические действия

1.1.1

Устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации и обобщения

1.1.2

Выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях

1.1.3

Самостоятельно
формулировать
и
актуализировать
проблему,
рассматривать ее всесторонне;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения

1.1.4

Вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов
целям, оценивать риски последствий деятельности

1.1.5

Развивать креативное мышление при решении жизненных проблем

1.2

Базовые исследовательские действия

1.2.1

Владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем

1.2.2

Овладение видами деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов

1.2.3

Формирование научного типа мышления, владение
терминологией, ключевыми понятиями и методами

1.2.4

Выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства
своих утверждений, задавать параметры и критерии решения

1.2.5

Анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях

1.2.6

Уметь переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов
действия в профессиональную среду

1.2.7

Способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов

научной

1.3

Работа с информацией

1.3.1

Владеть навыками получения информации из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм представления

1.3.2

Создавать тексты в различных форматах с учетом назначения
информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации

1.3.3

Оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие
правовым и морально-этическим нормам

1.3.4

Использовать средства информационных и коммуникационных
технологий
в
решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности

1.3.5

Владеть
навыками
распознавания
информационной безопасности личности

2
2.1

и

защиты

информации,

Коммуникативные УУД
Общение

2.1.1

Осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
владеть различными способами общения и взаимодействия

2.1.2

Развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием
языковых средств

2.1.3

Аргументированно вести диалог

3
3.1

Регулятивные УУД
Самоорганизация

3.1.1

Самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
давать оценку новым ситуациям

3.1.2

Самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом
имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за
решение;
оценивать приобретенный опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний

3.2
3.2.1

Самоконтроль
Давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям

3.2.2

Владеть навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований;
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного
решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их
снижению

3.3

Эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым
новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и
успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей

Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется администрацией
образовательной организации в ходе внутреннего мониторинга. Содержание и
периодичность внутреннего мониторинга устанавливается решением педагогического
совета образовательной организации.
Форма оценки:
для
проверки
сформированности
регулятивных,
коммуникативных
и
познавательных универсальных учебных действий – экспертная оценка процесса и
результатов выполнения индивидуального исследования или проекта.
Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов
на уровне среднего общего образования является защита индивидуального проекта
каждым обучающимся на уровне среднего общего образования.
Групповые и (или) индивидуальные учебные исследования и проекты (далее вместе
– проект) выполняются обучающимся в рамках одного из учебных предметов или на
межпредметной основе с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном
освоении содержания избранных областей знаний и (или) видов деятельности и
способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную
деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественнотворческую и другие).
Выбор темы проекта осуществляется обучающимися.
Результатом проекта является одна из следующих работ:
письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы,
отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и другие);
художественная творческая работа (в области литературы, музыки,
изобразительного искусства), представленная в виде прозаического или стихотворного
произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального
произведения, компьютерной анимации и других;
материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
отчётные материалы по социальному проекту.
Требования к организации проектной деятельности, к содержанию и
направленности проекта разрабатываются образовательной организацией.
Проект оценивается по критериям сформированности:
познавательных универсальных учебных действий, включающих способность к
самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, умение поставить проблему
и выбрать способы её решения, в том числе поиск и обработку информации,
формулировку выводов и (или) обоснование и реализацию принятого решения,

обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и
других;
предметных знаний и способов действий: умение раскрыть содержание работы,
грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой или темой
использовать имеющиеся знания и способы действий;
регулятивных универсальных учебных действий: умение самостоятельно
планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени; использовать
ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных
стратегий в трудных ситуациях;
коммуникативных универсальных учебных действий: умение ясно изложить и
оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить
на вопросы.
Предметные результаты освоения ООП СОО с учётом специфики содержания
предметных областей, включающих конкретные учебные предметы, ориентированы на
применение обучающимися знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных
жизненных условиях, а также на успешное обучение.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения
обучающимися планируемых результатов по отдельным учебным предметам.
Основным предметом оценки является способность к решению учебнопознавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном
материале, с использованием способов действий, отвечающих содержанию учебных
предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных,
коммуникативных) действий, а также компетентностей, соответствующих направлениям
функциональной грамотности.
Оценка предметных результатов осуществляется педагогическим работником в
ходе процедур текущего, тематического, промежуточного и итогового контроля.
Особенности оценки по отдельному учебному предмету фиксируются в
приложении к ООП СОО.
Описание оценки предметных результатов по отдельному учебному предмету
включает:
список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их формирования и
способов оценки (например, текущая (тематическая), устно (письменно), практика);
требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию (при
необходимости – с учётом степени значимости отметок за отдельные оценочные
процедуры);
график контрольных мероприятий.
Особенности оценки по отдельным предметам зафиксированы также в Положении
о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся школы.
Стартовая диагностика проводится администрацией образовательной
организации с целью оценки готовности к обучению на уровне среднего общего
образования.
Стартовая диагностика проводится в начале 10 класса и выступает как основа
(точка отсчёта) для оценки динамики образовательных достижений обучающихся.
Стартовая диагностика обязательна для всех учащихся 10 классов и осуществляется
в соответствии с уровневым подходом по 4-бальной системе (отметки «5», «4», «3», «2»).
Объектом оценки являются: структура мотивации, сформированность учебной
деятельности, владение универсальными и специфическими для основных учебных
предметов познавательными средствами, в том числе: средствами работы с информацией,
знаково-символическими средствами, логическими операциями.
Стартовая диагностика проводится педагогическими работниками с целью оценки
готовности к изучению отдельных учебных предметов. Результаты стартовой диагностики

являются основанием для корректировки учебных программ и индивидуализации
учебного процесса.
Текущая оценка представляет собой процедуру оценки индивидуального
продвижения обучающегося в освоении программы учебного предмета. Текущая оценка
организуется учителем данного учебного предмета.
Текущая оценка может быть формирующей (поддерживающей и направляющей
усилия обучающегося, включающей его в самостоятельную оценочную деятельность) и
диагностической, способствующей выявлению и осознанию педагогическим работником
и обучающимся существующих проблем в обучении.
Объектом текущей оценки являются тематические планируемые результаты, этапы
освоения которых зафиксированы в тематическом планировании по учебному предмету.
Текущая оценка предусматривается рабочими программами учебных предметов и
тематическим планированием. Текущая оценка успеваемости осуществляется учителями
на протяжении всего учебного года.
Текущая оценка обязательна для всех учащихся старшей школы. В 10-11-х классах
текущая оценка осуществляется в соответствии с уровневым подходом по 4-бальной
системе (отметки «5», «4», «3», «2»).
В текущей оценке используются различные формы и методы проверки (устные и
письменные опросы, практические работы, творческие работы, индивидуальные и
групповые формы, само- и взаимооценка, рефлексия, листы продвижения и другие) с
учётом особенностей учебного предмета. При текущей оценке педагогические работники
образовательной организации имеют право на свободу выбора и использования методов
оценки знаний учащихся по своему предмету.
Педагогический работник обязан ознакомить учащихся с системой текущей оценки
по своему предмету на начало учебного года.
Педагогический работник обязан своевременно доводить до учащихся отметку
текущей оценки, обосновав ее, и выставлять отметку в классный журнал и дневник
учащегося.
Отметки по итогам текущего контроля выставляются в журнал успеваемости и
учитываются в ходе промежуточной аттестации.
Письменные работы обучающего характера (самостоятельные работы) после
анализа и оценивания не требуют обязательного переноса отметок в классный журнал.
Для каждого класса по отдельным предметам составляется специальный график
текущего контроля, а также сводный график текущего контроля по всем предметам,
который исключает проведение более одной контрольных проверки у одного ученика (по
разным предметам) в один день.
Составление графика осуществляют учителя-предметники. Контроль и
согласование осуществляет заместитель директора по УВР.
Результаты текущей оценки являются основой для индивидуализации учебного
процесса.
Тематическая оценка представляет собой процедуру оценки уровня достижения
тематических планируемых результатов по учебному предмету.
В 10-11-х классах тематическая оценка осуществляется в соответствии с
уровневым подходом по 4-бальной системе (отметки «5», «4», «3», «2»).
Внутренний мониторинг представляет собой следующие процедуры:
стартовая диагностика;
оценка уровня достижения предметных и метапредметных результатов;
оценка уровня функциональной грамотности;
оценка уровня профессионального мастерства педагогического работника,
осуществляемого на основе выполнения обучающимися проверочных работ, анализа
посещённых уроков, анализа качества учебных заданий, предлагаемых педагогическим
работником обучающимся.

Содержание и периодичность внутреннего мониторинга устанавливается решением
педагогического совета образовательной организации. Результаты внутреннего
мониторинга являются основанием подготовки рекомендаций для текущей коррекции
учебного процесса и его индивидуализации и (или) для повышения квалификации
педагогического работника.
Показатель динамики образовательных достижений – один из основных
показателей в оценке образовательных достижений. Положительная динамика
образовательных достижений – важнейшее основание для принятия решения об
эффективности учебного процесса, работы учителя, школы, системы образования в целом.
Организация и формы представления и учета результатов промежуточной
аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности
Промежуточная аттестация представляет собой процедуру аттестации
обучающихся, которая проводится в конце каждого учебного года по каждому
изучаемому учебному предмету, курсу (в том числе внеурочной деятельности).
Промежуточная аттестация по учебным предметам, курсам проводится на основе
результатов накопленной оценки и результатов выполнения тематических проверочных
работ (по ряду предметов в соответствии с учебным планом образовательной
организации).
Промежуточная аттестация обязательна для всех обучающихся уровня среднего
общего образования. В 10-11-х классах промежуточная аттестация осуществляется в
соответствии с уровневым подходом по 4-бальной системе (отметки «5», «4», «3», «2») по
всем учебным предметам.
Учащимся, пропустившим 2/3 учебных занятий в учебном году и более,
предоставляются консультации, тематические зачеты.
В случае несогласия учащегося, его родителей с отметкой промежуточной
аттестации за учебный год учащемуся предоставляется возможность сдать экзамен по
соответствующему
предмету
комиссии,
образованной
приказом
директора
образовательной организации, в присутствии родителей.
Промежуточная аттестация результатов освоения программ курсов внеурочной
деятельности может осуществляться в форме: защиты индивидуального или
коллективного
проекта,
защиты
творческой
работы,
написании
реферата,
исследовательской работы, организации выставок, презентаций, тестирования,
анкетирования, подготовки концерта или праздника, обмена опытом, публикаций, сдачи
нормативов, подтверждения участия учащегося в соревнованиях различного уровня и
другие в соответствии с тематическим планированием рабочих программ курсов
внеурочной деятельности.
Периодичность промежуточной аттестации устанавливается программой курсов
внеурочной деятельности.
В 10-11-х классах промежуточная аттестация по курсам внеурочной деятельности
осуществляется по системе «зачет»/ «незачет».
Промежуточная аттестация, фиксирующая достижение предметных планируемых
результатов и универсальных учебных действий на уровне не ниже базового (оценка «3»
(«удовлетворительно») по всем предметам учебного плана, является основанием для
перевода в следующий класс и для допуска обучающегося к государственной итоговой
аттестации. Порядок проведения промежуточной аттестации регламентируется
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст.58) и иными
нормативными актами.
Организация, содержание и критерии оценки результатов по учебным
предметам, выносимым на государственную итоговую аттестацию

В соответствии со статьей 59 закона «Об образовании в Российской Федерации»
государственная итоговая аттестация (далее – ГИА) является обязательной процедурой,
завершающей освоение основной образовательной программы среднего общего
образования. Порядок проведения ГИА, в том числе в форме единого государственного
экзамена, устанавливается Приказом Министерства просвещения Российской Федерации.
ГИА проводится в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) с
использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой
комплексы заданий в стандартизированной форме и в форме устных и письменных
экзаменов с использованием тем, билетов и т.д. (государственный выпускной экзамен –
ГВЭ).
К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий
академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или
индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения
государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным
программам. Условием допуска к ГИА является успешное написание итогового сочинения
(изложения), которое оценивается по единым критериям в системе «зачет/незачет».
В соответствии с ФГОС СОО государственная итоговая аттестация в форме ЕГЭ
проводится по обязательным предметам и предметам по выбору обучающихся.
Для предметов
по
выбору контрольные измерительные материалы
разрабатываются на основании планируемых результатов обучения по предмету. При
этом минимальная граница, свидетельствующая о достижении требований ФГОС СОО,
которые включают в качестве составной части планируемые результаты для базового
уровня изучения предмета.
Итоговая оценка по предметам осуществляется на основании результатов
внутренней и внешней оценки. К результатам внешней оценки относятся результаты ГИА
(по русскому языку и по математике). К результатам внутренней оценки относятся
предметные результаты по всем учебным предметам за уровень среднего общего
образования, зафиксированные в системе накопленной оценки по каждому учебному
предмету по итогам обучения в 10-11 классах. Итоговые отметки определяются как
среднее арифметическое полугодовых и годовых отметок обучающегося за каждый год
обучения по образовательной программе среднего общего образования и выставляются в
аттестат целыми числами в соответствии с правилами математического округления.
Организация, критерии оценки и формы представления и учета результатов
оценки учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся
Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов
является защита индивидуального проекта или учебного исследования. Индивидуальный
проект или учебное исследование может выполняться по любому из следующих
направлений: социальное; бизнес-проектирование; исследовательское; инженерноконструкторское; информационное; творческое.
Индивидуальный проект (учебное исследование) оценивается по следующим
критериям:
Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в
умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с
рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
Сформированность познавательных УУД в части способности к самостоятельному
приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему
и сформулировать основной вопрос исследования, выбрать адекватные способы ее
решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или
обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание
модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п.

Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении
самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во
времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять
выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно
изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно
ответить на вопросы.
Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной
деятельности комиссии образовательной организации или конференциях разного уровня.
Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией
представленного продукта в соответствии с листом оценки проекта, презентации
обучающегося и отзыва руководителя.
Итоговая отметка по предметам и защите индивидуального проекта фиксируется в
документе об уровне образования – аттестате о среднем общем образовании.
Формы оценки
Письменные процедуры оценки образовательных результатов:
- тесты;
- комплексные контрольные работы;
- контрольные работы;
- диктанты, изложения;
- задания на основе текста;
- творческие работы: сочинения, эссе;
- рефераты.
Устные формы оценки:
- доклады, сообщения;
- публичное выступление;
- собеседование;
- экзамен.
Форма наблюдения применяется для организации оценки:
- работы в группах по решению проектных задач, ситуационных задач, кейсов;
- выполнения группового проекта или коллективного творческого дела;
- участия в дискуссии;
- участия в ролевых играх;
- участия в моделируемых образовательных ситуациях, квестах.
Экспертная оценка применяется для оценки образовательных результатов, которые
транслируются в ходе:
- защиты индивидуальных проектов;
- творческих экзаменов;
- представления изделий, макетов;
- представления музыкальных или художественных произведений.
Оценочные шкалы, система отметок
В образовательной организации применяются две оценочные шкалы:
- 4-балльная (2-5);
- бинарная (зачтено/ не зачтено).
По бинарной шкале оцениваются достижения обучающихся по учебным предметам
"Физическая культура"1 и курсам внеурочной деятельности.
По 4-балльной шкале оцениваются все остальные предметы и курсы учебного
плана ООП СОО.
1

Только для обучающихся с особой группой по здоровью

В случае использования весовых коэффициентов выполнения заданий, к
оценочному средству прилагается шкала перевода весовых коэффициентов в балльную
отметку.
При выставлении отметок всеми педагогами образовательной организации, в т.ч. на
уровне СОО, реализуется уровневый принцип, когда отметка выставляется согласно
фактическому уровню освоения обучающимся учебного материала.
Распределение отметок по уровням:
- 5 «отлично» - за выполнение заданий высокого уровня сложности;
- 4 «хорошо» - за выполнение заданий повышенного уровня сложности;
- 3 «удовлетворительно» - за выполнение заданий базового уровня;
- 2 «неудовлетворительно» - за фактическое невыполнение заданий, а лишь
попытки приступить к их выполнению.
К высокому уровню сложности относятся задания2, требующие от обучающегося
творческих решений и самостоятельной постановки учебных задач.
Для выполнения таких заданий необходимо иметь системное представление об
учебном материале, владение всеми относящимися к контролируемой теме понятиями и
терминами, умение связывать отдельные содержательные компоненты и аргументировать
ответ или полученные решения.
В целях интеграции предметных и метапредметных результатов в ходе текущего
контроля и промежуточной аттестации обучающихся, задания высокого уровня сложности
предполагают проверку освоения познавательных УУД «логические операции»,
«смысловое чтение».
К повышенному уровню сложности относятся задания, требующие от
обучающихся переноса знаний и навыков в новые учебные ситуации; систематизации
единиц учебного материала, выбора отдельных компонентов темы для решения
поставленного задания.
Для выполнения таких заданий обучающийся должен владеть основными
понятиями и терминами, относящимися к контролируемой теме; уметь связывать их для
очевидной аргументации выполнения задания.
В целях интеграции предметных и метапредметных результатов в ходе текущего
контроля и промежуточной аттестации обучающихся, задания повышенного уровня
сложности предполагают проверку освоения познавательных УУД «логические
операции», «смысловое чтение».
К базовому уровню сложности относятся задания, требующие от обучающихся
применения ранее освоенных знаний и навыков в знакомых учебных ситуациях и (или)
выполнения заданий по образцу.
Для выполнения таких заданий достаточно применять минимально необходимые
понятия и термины (допускается их «бытовая» интерпретация) и иметь представления о
взаимосвязях между ними. Аргументация выполнения заданий осуществляется по
наработанному образцу.
Интеграция с УУД только на уровне базовых операций смыслового чтения и
выполнения простых заданий по переводу текстовой информации в табличную, а также
простой визуализации данных в виде схемы, рисунка, несложных, отработанных на уроке,
графиков.
В целях единообразия выставления отметок в рамках устных процедур текущего
контроля и промежуточной аттестации используется нижеприведенная система
показателей.
Общая межпредметная шкала отметок при проведении текущего контроля и
промежуточной аттестации обучающихся 10-11-х классов в устной форме
2

Требования уровневой оценки не распространяются на оценку достижений по физической культуре.

(для использования при разработке педагогами оценочных средств в рамках
рабочих программ предметов, курсов внеурочной деятельности)
Показатели уровня освоения учебного
Весовые
Перевод в
материала
коэффициенты балльную
отметку
Ученик демонстрирует глубокое знание темы,
100 - 95
5
легко и непринужденно излагает свою точку
«отлично»
зрения. Грамотно, свободно и осмысленно
оперирует основными терминами,
специфической терминологией.
Способен показать логическую связь между
материалом. Анализирует вопросы и
аргументировано делает выводы.
Отвечает четко и всесторонне, умеет оценивать
факты, самостоятельно рассуждает, отличается
способностью обосновать выводы и разъяснить
их в логической последовательности
Ученик недостаточно уверенно, но правильно
94-85
4
излагает материал, отвечает на вопросы.
«хорошо»
Допускает несущественные оговорки, но сам же
их поправляет.
Демонстрирует понимание ключевых связей в
учебном материале. Достаточно свободно
оперирует терминами и понятиями.
Способен обосновать выводы, но делает это по
принуждению (заданию) педагога. Степень
эмоциональной вовлеченности в ответ высокая,
интерес к содержанию учебного материала
поддерживается аргументами из других
учебных предметов
Ученик неуверенно, но, в целом, правильно
84-75
4
излагает материал, отвечает на вопросы.
«хорошо»
Допускает несущественные оговорки, но
поправляет их только с помощью наводящих
вопросов педагога.
Демонстрирует понимание ключевых связей в
учебном материале, но делает это только с
помощью наводящих вопросов педагога.
Оперирует необходимыми терминами и
понятиями, допуская незначительные пробелы в
их интерпретации.
Проявляет способность к постановке выводов,
но делает это по принуждению (заданию)
педагога. Эмоциональную вовлеченность в
ответ не транслирует, отвечает сдержанно, без
видимого интереса к содержанию учебного
материала. По просьбе педагога способен
привести аргументами из других учебных
предметов
Ученик неуверенно и с существенными
74-60
3
пробелами излагает материал и отвечает на
«удовлетворительно»
вопросы. Допускает серьезные оговорки,

которые, однако, может увидеть у себя при
помощи педагога.
Демонстрирует понимание только базовых
терминов и понятий. Связи между единицами
учебного материала фрагментарны, не
аргументируются.
Делает лишь формальные выводы, не поясняя и
не комментируя их, если педагог не попросит об
этом.
Степень эмоциональной вовлеченности низкая,
интерес к содержанию учебного материала не
выражен
Ученик излагает учебный материал, отвечает на
вопросы только по наводящим заданиям
педагога. Допускает серьезные оговорки, почти
не видит их у себя, если педагог не обратит на
них внимания.
Демонстрирует понимание отдельных терминов
и понятий, не умея показать их связи между
собой. Делает крайне формальные выводы, не
готов пояснить или прокомментировать их даже
по заданию педагога.
Степень эмоциональной вовлеченности низкая,
интерес к содержанию учебного материала не
выражен
Ученик не излагает учебный материал, а только
пытается отвечать на вопросы педагога, делая
это невпопад, угадывая обрывочные фрагменты
знаний.
Какая-либо системность в понимании учебного
материала отсутствует. Терминами и понятиями
не владеет.
Попытки делать выводы не увенчиваются
успехом. Ученик не может пояснить даже
собственные умозаключения. Наводящие
вопросы педагога также не понятны ученику.
Степень эмоциональной вовлеченности
фиктивная. Может транслировать интерес к
учебному материалу, но это лишь манипуляция,
обращенная к педагогу

59-30

3
«удовлетворительно»

29-0

2
«неудовлетворительно»

Приведенную систему показателей оценки устных ответов педагоги используют с
учетом специфики своего предмета и контролируемой темы.
В случае проведения текущего контроля в устной форме, педагог адаптирует
указанные показатели и прикладывает3 к оценочным средствам текущего контроля.
Все изложенные в настоящем подразделе ООП походы призваны ориентировать
образовательный процесс старшей школы на обеспечение эффективной «обратной связи»,
позволяющей управлять его качеством.

3

Если такой практики не ввели, измените формулировку


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».