Приложение №2 к Приказу 54 от 08.08.2025г
3.5. Система условий реализации основной образовательной программы в
соответствии с требованиями Стандарта
3.5.1. Кадровые условия реализации основной образовательной программы
Характеристика
укомплектованности
организации,
осуществляющей
образовательную деятельность, педагогическими, руководящими и иными
работниками
МБОУ Никольская СОШ укомплектована квалифицированными педагогическими
кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, определенных
основной образовательной программой СОО, способными к инновационной
профессиональной деятельности.
Комплектование работников осуществляется в соответствии со структурой и штатным
расписанием школы. Работники принимаются на работу по трудовому договору. Для
осуществления отдельных образовательных услуг, в том числе платных, могут привлекаться
лица на основе гражданско-правовых договоров. На лиц, работающих в школе,
распространяется трудовое законодательство Российской Федерации.
На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую
профессионально-педагогическую
квалификацию,
соответствующую
требованиям
квалификационной характеристики по должности и полученной специальности,
подтвержденную документами об образовании. Работники школы осуществляют
выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, трудовым
договором в соответствии с Уставом МБОУ Никольской СОШ и действующим
законодательством Российской Федерации. Образовательная организация также
укомплектована медицинским работником, работниками столовой, обслуживающим и
техническим персоналом.
Общие сведения о составе и квалификации административного персонала
школы
Для реализации ООП среднего общего образования в школе имеется коллектив
специалистов, выполняющих следующие функции (таблица):
№ Специалисты,
п/п их количество
Функции
ФИО, численность педагогов
в основной
школе
1.
Учителяпредметни
ки,
педагоги
дополните
льного
образовани
я
отвечает за воспитание,
обучение и организацию
условий для успешного
продвижения учащихся в
рамках образовательного
процесса; обеспечивает
реализацию вариативной
части ООП СОО
Общая численность педагогических работников,
реализующих ООП СОО в том числе (включая
совместителей): 10 человек
Численность/удельный вес численности
педагогических работников, имеющих высшее
образование, в общей численности педагогических
работников: 7 человек/ 70%
Численность/удельный вес численности
педагогических работников, имеющих высшее
образование педагогической направленности
(профиля), в общей численности педагогических
работников: 7 человек/ 70%
Численность/удельный вес численности
педагогических работников, которым по результатам
аттестации присвоена квалификационная категория, в
общей численности педагогических работников, в том
числе: 10 человек/100%
Высшая и первая: 10 человек/ 100%
Соответствие должности: -
2.
Педагогпсихолог
помогает учителямпредметникам выявлять
условия, необходимые для
развития ребенка в
Папченко Людмила Валерьевна
2
соответствии с его
возрастными и
индивидуальными
особенностями
3.
Педагогбиблиотек
арь
7.
Администр обеспечивает для
ативный
специалистов ОУ условия
персонал
для эффективной работы,
осуществляет контроль и
текущую организационную
работу
Медицинс обеспечивает первую
медицинскую помощь и
кий
диагностику,
персонал
8.
9.
Информац
ионнотехнологич
еский
персонал
обеспечивает
интеллектуальный и
физический доступ к
информации, участвует в
процессе воспитания
культурного и гражданского
самосознания, содействует
формированию
информационной
компетентности уч-ся путем
обучения поиску, анализу,
оценке и обработке
информации
функционирование
автоматизированной
информационной системы
мониторинга здоровья
учащихся и выработку
рекомендаций по сохранению
и укреплению здоровья,
организует диспансеризацию
и вакцинацию школьников
обеспечивает
функционирование
информационной структуры
(включая ремонт техники,
системное
администрирование,
организацию выставок,
поддержание сайта школы и
пр.)
Беликова Ирина Константиновна
1.
2.
3.
4.
Терновая Е.В, директор
Полторацкая И.А, заместитель директора по УР
Желдакова И.А, заместитель директора по ДОУ
Антюфеева Ю.А, заместитель директора по ВР
Овчарова Л.В (по договору)
Беликова И К, Антюфеева Ю.А
Группа специалистов, работая в единой команде, реализующая ООП среднего общего
образования:
реализуют образовательную программу старшей школы в разнообразных
организационно-учебных формах (уроки одновозрастные и разновозрастные, занятия,
тренинги, проекты, практики, конференции, выездные сессии и пр.), с постепенным
расширением возможностей школьников осуществлять выбор уровня и характера
самостоятельной работы. Эту задачу решают педагоги-предметники;
организует в сфере учения для подростков место встречи замыслов с их
реализацией, место социального экспериментирования, позволяющего ощутить границы
собственных возможностей. Эту задачу решают педагоги-предметники;
подготавливает учащихся к выбору и реализации индивидуальных
образовательных траекторий в заданной образовательной программой области
самостоятельности. Эту задачу решает, в первую очередь, педагог-психолог;
3
организует систему социальной жизнедеятельности и группового проектирования
социальных и образовательных событий, предоставляет подросткам поле для
самопрезентации и самовыражения в группах сверстников и разновозрастных группах. Эту
задачу решает, в первую очередь, социальный педагог;
создает пространство для реализации разнообразных творческих замыслов
подростков, проявления инициативных действий. Эту задачу решают совместно учитель,
психолог, социальный педагог.
Для достижения результатов ООП в ходе ее реализации предполагается оценка
качества работы учителя и специалистов старшей школы с целью коррекции их
деятельности, а также определения стимулирующей части фонда оплаты труда
Принципом совершенствования экономических механизмов в сфере образования, в
соответствии с комплексной модернизацией системы образования
принимается
бюджетирование, ориентированное на результат. Основополагающей задачей в данном
направлении является построение эффективных способов и механизмов реализации
поставленных задач, направленных на повышение качественных результатов деятельности
образовательного учреждения и педагогов.
Система стимулирующих выплат работникам образовательного учреждения
предусматривает реализацию права участия органов общественно-государственного
управления ОО в распределении поощрительных выплат стимулирующей части ФОП по
результатам труда, осуществляется по представлению руководителя образовательной
организации и с учетом мнения профсоюзной организации.
Основанием для осуществления данных выплат являются, прежде всего, результаты, а
также показатели качества обучения и воспитания учащихся, выраженные в их
образовательных достижениях и сформированных компетентностях.
Под компетентностями понимаются способности, личностные качества и умения
учащегося решать личностно и социально значимые задачи в стандартных и нестандартных,
новых ситуациях.
Новое качество образования предполагает выход за пределы традиционной
ЗУНовской результативности, ЗУНовского качества и представления результативности
образования не столько в отметках и результатах ЕГЭ, сколько в показателях развития
компетентностей учащихся. Новая результативность – это способность строить отношения
в ситуации, которая не определена, не изучена, не предполагает четких алгоритмов
поведения. Критерии оценки деятельности членов педагогического коллектива отражены в
таблице.
Описание уровня квалификации педагогических, руководящих и иных
работников организации, осуществляющей образовательную деятельность
Кадровое
обеспечение
на
уровне
среднего
общего
образования
по
укомплектованности составляет 100%.
Высшую и первую квалификационную категорию имеют – 100% педагогов.
Уровень квалификации работников организации, осуществляющей образовательную
деятельность, реализующей основную образовательную программу, для каждой занимаемой
должности
соответствует
требованиям профессионального стандарта
«Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего,
среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» по соответствующей должности.
Соответствие уровня квалификации работников организации, осуществляющей
образовательную деятельность, реализующей основную образовательную программу,
требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям, а также занимаемым ими
должностям, устанавливается при их аттестации.
У педагогического работника, реализующего основную образовательную программу,
должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для реализации
требований ФГОС СОО и успешного достижения обучающимися планируемых результатов
освоения основной образовательной программы, в том числе умения:
4
1. обеспечивать условия для успешной деятельности, позитивной мотивации, а
также самомотивирования обучающихся;
2. осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью
современных информационно-поисковых технологий;
3. разрабатывать программы учебных предметов, курсов, методические и
дидактические материалы;
4. выбирать учебники и учебно-методическую литературу, рекомендовать
обучающимся дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы;
5. выявлять и отражать в основной образовательной программе специфику особых
образовательных потребностей (включая региональные, национальные и (или)
этнокультурные, личностные, в том числе потребности одаренных детей, детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов);
6. организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную
деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта;
7. оценивать деятельность обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС
СОО, включая: проведение стартовой и промежуточной диагностики, внутришкольного
мониторинга, осуществление комплексной оценки способности обучающихся решать
учебно-практические и учебно-познавательные задачи;
8. интерпретировать результаты достижений обучающихся;
9. использовать возможности ИКТ, работать с текстовыми редакторами,
электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным
оборудованием.
Описание реализуемой системы непрерывного профессионального развития и
повышения квалификации педагогических и руководящих работников организации,
осуществляющей
образовательную
деятельность,
реализующей
основную
образовательную программу
Профессиональное развитие и повышение квалификации педагогических
работников
Основным условием формирования и наращивания необходимого и достаточного
кадрового потенциала образовательного учреждения является обеспечение в соответствии с
новыми образовательными реалиями и задачами адекватности системы непрерывного
педагогического образования происходящим изменениям в системе образования в целом.
План-график повышения квалификации работников школы
в условиях введения ФГОС СОО
Должности
педагогических
работников
Руководители, их
заместители
Учителя, педагоги
дополнительного
образования
Педагог-организатор
Педагог-психолог
Педагог-библиотекарь
Преподавательорганизатор основ
безопасности и защиты
Родины
Формы повышения квалификации/ сроки
курсы повышения квалификации, в том числе
дистанционные (по графику не реже, чем раз в 3 года);
обучающие семинары, педагогические советы как в школы,
так и в других учреждениях;
вебинары издательства «Просвещение» и других (по
графику издательств);
информирование о поступлении новых изданий литературы
и периодических изданий по ФГОС в Медиатеку школы
(ежемесячно);
консультации педагогов, реализующих ФГОС
специалистами научно-методической службы школы (по
запросу педагогов).
5
Одним из условий успешной реализации ФГОС среднего общего образования
является создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение
деятельности педагогов на всех этапах реализации требований ФГОС.
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Организация методической работы
Мероприятия
Сроки
Ответственные
Методические семинары
«Требования к условиям
реализации ФГОС среднего
общего образования».
Заседания предметных МО
«Требования ФГОС СОО»
Теоретические семинары
«Методологические и
концептуальные вопросы
реализации ФГОС СОО».
Экспертиза и утверждение УМК,
соответствующего ФГОС
среднего общего образования и
федеральному перечню
учебников
Экспертиза и утверждение
рабочих программ учебных
предметов, курсов,
тематического планирования
учебных предметов.
Утверждение ООП СОО
Педагогические советы по
отдельным аспектам реализации
ФГОС (нормативно-правовое
обеспечение, учебнометодическое обеспечение
образовательного процесса,
внеурочная деятельность,
контрольно-оценочная
деятельность и др.)
Родительские собрания
«Обучение по ФГОС среднего
общего образования» и
проведение анкетирования
родителей по выявлению
проблем, связанных с адаптацией
учащихся к освоению ООП СОО.
Методические консультации для
учителей по проектированию
уроков в соответствии с
требованиями ФГОС СОО.
Проведение открытых уроков в
рамках месячников МО,
Подведение
итогов,
обсуждение
результатов
мероприятия
Создание
банка
методических
материалов,
1 раз в
четверть
Директор,
зам. директора по
УВР
1 раз в
четверть
ежегодно
Руководители МО
апрель
Директор, зам.
директора по УВР,
Педагогбиблиотекарь
МО
август
Директор,
зам. директора по
УВР
Приказы,
заседания МО
ежегодно
Директор,
Протоколы
заместитель
директора по УВР,
ВР, педагогпсихолог
ежегодно
Зам. директора по
ВР, педагогпсихолог
Протоколы,
совещания
директоре
По запросу
Зам. директора по
УВР
Заседания МО
В течение
года по
Зам. директора по
УВР
Создание
банка
технологических
Зам. директора по
УВР
Протоколы,
заседания МО
Создание
банка
методических
материалов,
при
6
городских и республиканских
семинаров, муниципальных
методических недель
10. Участие педагогов в
конференциях и семинарах
различных уровней с
представлением опыта работы по
разным проблемам ФГОС СОО
отдельному руководители МО
графику
В течение
года
карт
уроков,
публикации,
заседания МО
Зам. директора по Создание
банка
УВР,
аналитических и
руководители МО методических
материалов,
публикации,
заседания МО
Заместитель
Совещания
при
директора по УВР, директоре
педагог-психолог
11. Тренинги для педагогов с целью Ежегодно
выявления и соотнесения
собственной профессиональной
позиции с целями и задачами
ФГОС
ИюньЗаместитель
Заседания МО
12. Участие педагогов в разработке
разделов и компонентов
август
директора по УВР,
основной образовательной
руководители МО
программы школы
По
Заместитель
Заседания МО
13. Курсовая подготовка педагогов
по проблемам реализации ФГОС отдельному директора
СОО
графику
В течение
Заместитель
Заседания МО
14. Повышение квалификации
педагогов через посещение
года
директора по УВР,
семинаров, конференций,
открытых уроков
В течение
Заместитель
Заседания МО
15. Организация условий для
самообразования педагогов:
года
директора по УВР,
помощь в определении
ВР
методических тем, обновление
банка методических материалов
по ФГОС СОО в медиатеке
школы, информировании о
новых поступлениях
методической и периодической
литературы по ФГОС и др.
Для достижения результатов основной образовательной программы в ходе ее
реализации предполагается оценка качества и результативности деятельности
педагогических работников с целью коррекции их деятельности, а также определения
стимулирующей части фонда оплаты труда.
Ожидаемый результат повышения квалификации – профессиональная готовность
работников образования к реализации ФГОС СОО:
1. обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему
ценностей современного образования;
2. освоение системы требований к структуре основной образовательной программы,
результатам ее освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов
образовательной деятельности обучающихся;
3. овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами,
необходимыми для успешного решения задач ФГОС СОО.
3.5.2. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной
программы
Обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательной
деятельности при получении среднего общего образования
7
Обеспечение преемственности в формах организации деятельности обучающихся как
в урочной, так и во внеурочной работе требует сочетания форм, использовавшихся на
предыдущем этапе обучения, с новыми формами. На уровне среднего общего образования
целесообразно применение таких форм, как учебное групповое сотрудничество, проектноисследовательская деятельность, ролевая игра, дискуссии, тренинги, практики, конференции
с постепенным расширением возможностей обучающихся осуществлять выбор характера
самостоятельной работы.
Учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся
Обеспечение преемственности должно осуществляться с учетом возрастных
психофизических особенностей обучающихся на уровне среднего общего образования. На
уровне среднего общего образования меняется мотивация, учеба приобретает
профессионально-ориентированный характер.
Направления работы в школе предусматривают мониторинг психологического и
эмоционального здоровья обучающихся с целью сохранения и повышения достижений в
личностном развитии, а также определения индивидуальной психолого-педагогической
помощи обучающимся, испытывающим разного рода трудности.
Формирование
и
развитие
психолого-педагогической
компетентности
обучающихся, педагогических и административных работников, родителей (законных
представителей) обучающихся
С целью обеспечения поддержки обучающихся проводится работа по формированию
психологической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся.
Работа с родителями (законными представителями) осуществляется через тематические
родительские собрания, консультации педагогов и специалистов, психолого-педагогические
консилиумы, круглые столы, презентации классов, посещение уроков и внеурочных
мероприятий. Психологическая компетентность родителей (законных представителей)
формируется также в дистанционной форме через Интернет.
Психологическое просвещение обучающихся осуществляется на психологических
занятиях, тренингах, интегрированных уроках, консультациях, дистанционно.
Вариативность
направлений
психолого-педагогического
сопровождения
участников образовательных отношений
К основным направлениям психолого-педагогического сопровождения обучающихся
можно отнести:
1. сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся;
2. формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
3. развитие экологической культуры;
4. дифференциацию и индивидуализацию обучения;
5. мониторинг возможностей и способностей обучающихся;
6. выявление и поддержку одаренных обучающихся, поддержку обучающихся с
особыми образовательными потребностями;
7. психолого-педагогическую поддержку участников олимпиадного движения;
8. обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной
сферы деятельности;
9. формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде
сверстников;
10. поддержку объединений обучающихся, ученического самоуправления.
Важной составляющей деятельности школы является психолого-педагогическое
сопровождение педагогов. Оно осуществляется с целью повышения психологической
компетентности, создания комфортной психологической атмосферы в педагогическом
коллективе, профилактики профессионального выгорания психолого-педагогических кадров.
8
Значительное место в психолого-педагогическом сопровождении педагогов занимает
профилактическая работа, в процессе которой педагоги обучаются установлению
психологически грамотной системы взаимоотношений с обучающимися, основанной на
взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга. Педагоги обучаются навыкам
формирования адекватной Я-концепции, разрешения проблем, оказания психологической
поддержки в процессе взаимодействия с обучающимися и коллегами.
По вопросам совершенствования организации образовательных отношений
проводится консультирование (сопровождение индивидуальных образовательных
траекторий), лекции, семинары, практические занятия.
Диверсификация уровней психолого-педагогического сопровождения
При
организации
психолого-педагогического
сопровождения
участников
образовательных отношений на уровне среднего общего образования можно выделить
следующие уровни психолого-педагогического сопровождения: индивидуальное, групповое,
на уровне класса, на уровне образовательной организации.
Система психологического сопровождения строится на основе развития
профессионального взаимодействия психолога и педагогов, специалистов; она представляет
собой интегративное единство целей, задач, принципов, структурно-содержательных
компонентов, психолого-педагогических условий, показателей, охватывающих всех
участников образовательных отношений: учеников, их родителей (законных
представителей), педагогов.
Вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников
образовательных отношений
Основными формами психолого-педагогического сопровождения являются:
1. диагностика, направленная на определение особенностей статуса обучающегося,
которая может проводиться на этапе перехода ученика на уровень среднего общего
образования и в конце каждого учебного года;
2. консультирование педагогов и родителей, которое осуществляется педагогом и
психологом с учетом результатов диагностики, а также администрацией школы;
3. профилактика, экспертиза, развивающая работа, просвещение, коррекционная работа,
осуществляемая в течение всего учебного времени.
3.5.3. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы среднего
общего образования
Расчет нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов
Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от
29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», нормативных
затрат оказания государственных (муниципальных) услуг по реализации образовательной
программы среднего общего образования осуществляется по направленности (профилю)
основной образовательной программы среднего общего образования с учетом форм
обучения, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных
технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования
педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания,
охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных указанным
Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной
деятельности (для различных категорий обучающихся) в расчете на одного обучающегося и
отражается в плане финансово-хозяйственной деятельности и государственном
(муниципальном) задании, размещаемым на официальном сайте школы.
9
3.5.4. Материально-технические условия реализации основной образовательной
программы
Материально-технические условия реализации основной образовательной программы:
1. обеспечивают формирование единой мотивирующей интерактивной среды как
совокупности имитационных и исследовательских практик, реализующих через
техносферу образовательной организации вариативность, развитие мотивации
обучающихся к познанию и творчеству (в том числе научно-техническому),
включение познания в значимые виды деятельности, а также развитие различных
компетентностей;
2. учитывают:
специальные потребности различных категорий обучающихся (с повышенными
образовательными потребностями, с ограниченными возможностями здоровья и пр.);
специфику основной образовательной программы среднего общего образования
(профили обучения, уровни изучения, обязательные и предметы/курсы по выбору,
индивидуальная проектно-исследовательская деятельность, урочная и внеурочная
деятельность, ресурсы открытого неформального образования, подготовка к продолжению
обучения в высших учебных заведениях);
актуальные потребности развития образования (открытость, вариативность,
мобильность, доступность, непрерывность, интегрируемость с дополнительным и
неформальным образованием);
3. обеспечивают:
подготовку обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
формирование и развитие мотивации к познанию, творчеству и инновационной
деятельности;
формирование основы научных методов познания окружающего мира;
условия для активной учебно-познавательной деятельности;
воспитание патриотизма и установок толерантности, умения жить с непохожими
людьми;
развитие креативности, критического мышления;
поддержку социальной активности и осознанного выбора профессии;
возможность достижения обучающимися предметных, метапредметных и личностных
результатов освоения основной образовательной программы;
возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов к объектам инфраструктуры образовательной
организации;
эргономичность, мультифункциональность и трансформируемость помещений
образовательной организации.
Здание школы, набор и размещение помещений для осуществления образовательной
деятельности, активной деятельности, отдыха, питания и медицинского обслуживания
обучающихся, их площадь, освещенность и воздушно-тепловой режим, расположение и
размеры рабочих, учебных зон и зон для индивидуальных занятий соответствуют
государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, обеспечивают
возможность безопасной и комфортной организации всех видов урочной и внеурочной
деятельности для всех ее участников.
В школе оборудованы помещения для реализации образовательной деятельности
обучающихся, административной и хозяйственной деятельности. Выделение (назначение)
помещений осуществляется с учетом основной образовательной программы образовательной
организации, ее специализации (выбранных профилей) и программы развития, а также иных
особенностей реализуемой основной образовательной программы.
В школе предусмотрены:
1. учебные кабинеты с автоматизированными (в том числе интерактивными)
рабочими местами обучающихся и педагогических работников;
10
2. помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью,
моделированием и техническим творчеством, музыкой и изобразительным искусством, а
также другими учебными курсами и курсами внеурочной деятельности по выбору
обучающихся;
3. информационно-библиотечные центры с рабочими зонами свободного доступа
(коллективного пользования), оборудованными читальными залами и книгохранилищами,
медиатекой;
4. актовый зал для проведения информационно-методических, учебных, а также
массовых, досуговых, развлекательных мероприятий;
5. спортивный зал, спортивные сооружения;
6. помещения для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления
пищи (с возможностью организации горячего питания);
7. помещения медицинского назначения;
8. административные и иные помещения, оснащенные необходимым оборудованием;
9. санузлы, места личной гигиены;
10. участок (территория) с необходимым набором оборудованных зон;
11. полные комплекты технического оснащения и оборудования, включая расходные
материалы, обеспечивающие изучение учебных предметов, курсов и курсов внеурочной
деятельности;
12. мебель, офисное оснащение и хозяйственный инвентарь.
Учебно-методическое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение обязательной части ООП включает в себя:
учебники, учебные пособия, справочники, хрестоматии, цифровые образовательные ресурсы,
методические пособия для учителей, сайты поддержки учебных курсов, дисциплин и т.п.
Вариативная часть программы (учебные курсы, внеурочная образовательная
деятельность) сопровождается методическим обеспечением (план - графиком, расписанием,
цифровыми ресурсами, материалами для учащихся и педагогов и т.п.).
Учебно-методическое обеспечение образовательного учреждения состоит из
основного УМК и дополнительной литературы.
Основной УМК используется учащимися и педагогами на постоянной основе,
дополнительная литература – по усмотрению учителя и учащихся.
Реализация ООП обеспечивается доступом каждого учащегося к базам данных и
библиотечным фондам, формируемым по всему перечню дисциплин программы.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями основной
учебной литературы по всем образовательным областям учебного плана, выпущенными в
последние 5-10 лет.
Фонд дополнительной литературы включает справочные издания, научно-популярные
издания по предметам учебного плана и периодические издания, которые имеются в
библиотеке школы, учебных кабинетах, методическом кабинете.
Материально-техническое оснащение образовательной деятельности обеспечивает
следующие ключевые возможности:
1. реализацию индивидуальных учебных планов обучающихся, осуществления ими
самостоятельной познавательной деятельности;
2. проектную и исследовательскую деятельность обучающихся, проведение
наблюдений и экспериментов (в т.ч. с использованием традиционного лабораторного
оборудования, виртуальных лабораторий, электронных образовательных ресурсов,
вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и
естественно-научных объектов и явлений);
3. художественное творчество с использованием современных инструментов и
технологий, художественно-оформительские и издательские работы;
11
4. получение личного опыта применения универсальных учебных действий в
экологически ориентированной социальной деятельности, экологического мышления и
экологической культуры;
5. базовое и углубленное изучение предметов;
6. наблюдение, наглядное представление и анализ данных, использование цифровых
планов и карт, спутниковых изображений;
7. физическое развитие, систематические занятия физической культурой и спортом,
участие в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях;
8. исполнение, сочинение и аранжировку музыкальных произведений с применением
традиционных народных и современных инструментов;
9. практическое освоение правил безопасного поведения на дорогах и улицах с
использованием игр, оборудования, а также компьютерных технологий;
10. размещение продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде образовательной
организации;
11. индивидуальную и групповую деятельность, планирование образовательной
деятельности, фиксацию его реализации в целом и на отдельных этапах, выявление и
фиксирование динамики промежуточных и итоговых результатов;
12. доступ к информационно-библиотечному центру, ресурсам Интернета, учебной и
художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, к
множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических и
аудио-, видеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной
деятельности обучающихся;
13. проведение массовых мероприятий, собраний, представлений, организацию
досуга и общения обучающихся, группового просмотра кино- и видеоматериалов,
организацию сценической работы, театрализованных представлений (обеспеченных
озвучиванием, освещением и мультимедийным сопровождением);
14. маркетинг образовательных услуг и работу школьных медиа, работа сайта школы,
представление школы в социальных сетях и пр.);
15. организацию качественного горячего питания, медицинского обслуживания и
отдыха обучающихся и педагогических работников.
Указанные виды деятельности обеспечиваются расходными материалами.
Инфраструктура школы обеспечивает дополнительные возможности:
16. зоны уединения и психологической разгрузки;
17. зоны индивидуальной работы обучающихся (информационный поиск,
формирование контента, подготовка к занятиям и пр.);
18. беспроводной безопасный доступ к сети Интернет;
19. использование личных электронных устройств с учетом политики
информационной безопасности.
Оформление помещений школы соответствует действующим санитарным нормам и
правилам, рекомендациям по обеспечению эргономики, а также в значительной степени
способствует реализации интеллектуальных, творческих и иных способностей и замыслов
обучающихся и педагогических работников.
3.5.5. Информационно-методические
условия
реализации
основной
образовательной программы
Информационно-методические условия реализации основной образовательной
программы обеспечиваются современной информационно-образовательной средой (ИОС),
включающей:
1. комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые
образовательные ресурсы;
2. совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры, иное информационное
оборудование, коммуникационные каналы;
12
3. систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в
современной информационно-образовательной среде.
Функционирование информационной образовательной среды образовательной
организации обеспечивается средствами информационно-коммуникационных технологий и
квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих.
Основными структурными элементами ИОС являются:
1. информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции;
2. информационно-образовательные ресурсы на сменных оптических носителях;
3. информационно-образовательные ресурсы сети Интернет;
4. вычислительная и информационно-телекоммуникационная инфраструктура;
5. прикладные программы, в том числе поддерживающие административную и
финансово-хозяйственную деятельность образовательной организации (бухгалтерский учет,
делопроизводство, кадры и т. д.).
Важной частью ИОС является официальный сайт школы в сети Интернет, на котором
размещается информация о реализуемых образовательных программах, ФГОС, материальнотехническом обеспечении образовательной деятельности и др.
Информационно-образовательная среда школы обеспечивает:
1. информационно-методическую поддержку образовательной деятельности;
2. планирование образовательной деятельности и ее ресурсного обеспечения;
3. проектирование и организацию индивидуальной и групповой деятельности;
4. мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательной деятельности;
5. мониторинг здоровья обучающихся;
6. современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и
представления информации;
7. дистанционное взаимодействие всех участников образовательных отношений
(обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников,
органов, осуществляющих управление в сфере образования, общественности), в том числе с
применением дистанционных образовательных технологий;
8. дистанционное
взаимодействие
школы
с
другими
образовательными
организациями, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами
занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной
образовательной программы
В целях обеспечения реализации образовательных программ сформирована
библиотека, обеспечивающая доступ к информационным справочным и поисковым
системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд укомплектован
печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные
пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемую
основную образовательную программу среднего общего образования учебным предметам,
курсам, дисциплинам (модулям) на определенных учредителем организации,
осуществляющей образовательную деятельность, языках обучения и воспитания.
Кроме учебной литературы библиотека содержит фонд дополнительной литературы:
отечественная и зарубежная, классическая и современная художественная литература;
научно-популярная и научно-техническая литература; издания по изобразительному
искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного
поведения на дорогах; справочно-библиографические и периодические издания; собрание
словарей; литературу по социальному и профессиональному самоопределению
обучающихся.
С целью создания широкого, постоянного и устойчивого доступа всех участников
образовательных отношений к любой информации, связанной с реализацией основной
образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией
13
образовательной деятельности, обеспечивается функционирование школьного сервера,
школьного сайта, внутренней (локальной) сети, внешней (в том числе глобальной) сети.
Информационная среда школы включает в себя совокупность технологических
средств (компьютеры, базы данных, программные продукты, интернет-сайты и др.),
культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность
участников образовательного процесса в решении
учебно-познавательных и
профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий
(ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.
Наличие компьютерной и мультимедийной техники в школе
№ Название техники
Количество, шт.
1
Стационарные компьютеры
17
2
Мобильные компьютеры (ноутбуки)
3
Принтеры
4
Мультимедийные проекторы
5
Интерактивная доска
Инфраструктура информационной среды школы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Компьютерная сеть школы
Локальная сеть
Выход в сеть Интернет в каждом кабинете
Кабинет информатики
Официальный сайт МБОУ Никольской СОШ
Официальная группа школы «ВКонтакте»
Электронный журнал «https://sh.ris61edu.ru»
Медиатека
Информационная среда обеспечивает эффективную деятельность учащихся по
освоению основной образовательной программы среднего общего образования и
эффективную образовательную деятельность педагогических и руководящих работников по
реализации основной образовательной программы среднего общего образования, в том числе
возможность:
- создания, поиска, сбора, анализа, обработки и представления информации (работа с
текстами в бумажной и электронной форме, запись и обработка изображений и звука,
выступления с аудио-, видео- и графическим сопровождением, общение в Интернете);
- планирования образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
- размещения и сохранения используемых участниками образовательного процесса
информационных ресурсов, учебных материалов, предназначенных для образовательной
деятельности учащихся, а также анализа и оценки такой деятельности; доступа к
размещаемой информации;
- мониторинга хода и результатов учебного процесса, фиксацию результатов
деятельности учащихся и педагогических работников; мониторинга здоровья учащихся;
- дистанционного взаимодействия всех участников образовательного процесса:
учащихся, педагогических работников, администрации образовательного учреждения,
родителей (законных представителей) учащихся, методических служб, общественности,
органов, осуществляющих управление в сфере образования;
- сетевого взаимодействия образовательных учреждений, в том числе с
образовательными учреждениями дополнительного образования, а также органов,
осуществляющих управление в сфере образования;
- ограничения доступа к информации, несовместимой с задачами духовнонравственного развития и воспитания учащихся;
14
- учета контингента учащихся, педагогических работников, родителей учащихся,
бухгалтерского учета в образовательном учреждении;
- доступа учащихся и педагогических работников к максимальному числу сокровищ
отечественной и зарубежной культуры, достижениям науки и искусства; электронным
информационно-образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных
базах данных;
- организации работы в режиме как индивидуального, так и коллективного доступа к
информационно-образовательным ресурсам;
- организации дистанционного образования;
- взаимодействия образовательного учреждения с другими организациями социальной
сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры,
здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности
жизнедеятельности;
- информационно-методического сопровождения образовательного процесса с учетом
индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся,
в том числе талантливых и одаренных, включая учащихся, оказавшихся в трудной
жизненной ситуации, а также с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Основой информационной среды являются общешкольные средства ИКТ,
используемые в различных элементах образовательного процесса и процесса управления
школой. Все кабинеты школы оснащены компьютером, проектором, колонками,
интерактивной доской, выходом в сеть Интернет.
Распечатывание текстовых файлов, размножение больших объемов текстовых и
графических материалов (учебных, информационных, детских работ и т.д.), оцифровка
изображений (сканер) осуществляется в ИКТ-лаборатории.
Необходимость информатизации всего образовательного процесса, формирования ИКТ
- компетентности педагогов и учащихся и требования оптимизации ресурсов приводит к
конфигурации, в которой в дополнение к предыдущему оснащению, формируются рабочие
места (мобильные или стационарные) учителей различных предметов, увеличивается число
проекторов и экранов, оснащаются помещения для самостоятельной работы учащихся после
уроков (кабинеты информатики, читальный зал библиотеки, методический кабинет и др.).
Для всех предметов предусмотрены соответствующие цифровые инструменты
информационной деятельности и цифровые информационные источники. Все это оснащение
эффективно используется в достижении целей предметной ИКТ-компетентности учащихся и
в повышении квалификации учителей.
Соответственно сказанному выше, меняется и роль кабинета информатики. Помимо
его естественного назначения как помещения, где идет изучение информатики, он является
центром информационной культуры и информационных сервисов школы (наряду с
медиатекой), центром формирования ИКТ - компетентности участников образовательного
процесса.
Кабинеты информатики оснащены оборудованием ИКТ и специализированной
учебной мебелью. Имеющееся в кабинетах оснащение обеспечивает, в частности, освоение
средств ИКТ учащимися, применяемых на различных школьных предметах. Кабинеты
информатики используются вне курса информатики, и во внеурочное время для многих
видов информационной деятельности, осуществляемых участниками образовательного
процесса, например, для поиска и обработки информации, подготовки и демонстрации
мультимедиа презентаций, проведения дистанционных олимпиад и конкурсов различных
уровней и др.
В кабинете информатики имеется одно рабочее место учителя, включающее
мобильный и стационарный компьютер, и 15 компьютерных мест учащихся. В кабинетах
имеются основные пользовательские устройства, входящие в состав общешкольного
оборудования, в том числе – проектор с потолочным креплением. Есть в кабинетах МФУ для
распечатывания, сканирования, копирования документов. Первоначальное освоение этих
устройств может проходить под руководством учителя информатики в кабинете
15
информатики.
Фонд библиотеки и цифровых образовательных ресурсов кабинета информатики
соответствует общим требованиям в применении к кабинету информатики, то есть включает
необходимые нормативные, методические и учебные документы (в том числе – учебники,
используемым в курсе, образцы аттестационных заданий), справочную литературу,
периодические издания.
Значительная часть учебных материалов, в том числе тексты, комплекты
иллюстраций, схемы, таблицы, диаграммы и пр., представлены не только на
полиграфических, а и на цифровых (электронных) носителях. Учителя школы, как правило,
используют разработанные комплекты презентационных слайдов по предметам.
Медиатека является инфраструктурной единицей МБОУ Никольской СОШ которая
обеспечивает участников образовательного процесса библиотечно-информационными
ресурсами. Цели деятельности медиатеки: формирование общей культуры личности
учащихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и
последующего освоения профессиональных образовательных программ, создание условий
для свободного выбора методов, форм и средств развития личности путем предоставления
информационных ресурсов.
Основными задачами деятельности медиатеки являются:
обеспечение
участникам
образовательных
отношений
(учащимся,
педагогическим работникам, родителям (законным представителям) учащихся
доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством
использования библиотечно-информационных ресурсов школы на различных
носителях: бумажных (книжный фонд, фонд периодических изданий),
магнитных (фонд аудио- и видеокассет), цифровых (CD-диски),
коммуникативных (компьютерные сети) и иных;
воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в
социализации учащегося, развитии его творческого потенциала;
формирование навыков независимого пользователя: обучение поиску, отбору и
критической оценке информации;
совершенствование предоставляемых услуг на основе внедрения новых
информационных
технологий
и
компьютеризации
библиотечноинформационных процессов, формирование комфортной среды.
Структура медиатеки состоит из следующих зон:
• читальный зал (справочно-библиографический аппарат и фонд учебников);
• 1 компьютер с выходом в Интернет, принтер, сканер;
Для реализации основных задач медиатека:
1. формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы:
• комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными,
справочными, педагогическими и научно-популярными документами на различных
носителях информации;
• пополняет фонд информационными интернет-ресурсами, базами и банками данных
других учреждений и организаций;
• аккумулирует фонд документов, создаваемых в школе (публикаций и работ педагогов
школы, лучших исследовательских работ и рефератов учащихся и др.);
• осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;
2. создает информационную продукцию:
• осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
• организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги, электронный
каталог, базу данных учебно-исследовательских и творческих работ учащихся, созданных с
помощью IT-технологий;
•
разрабатывает
рекомендательные
библиографические
пособия
(обзор
информационных ресурсов, рекомендации к использованию информационных ресурсов в
образовании и т.п.);
16
• обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции
(буклеты, электронные журналы и т.п.);
3. осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
учащихся:
• предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения
их интересов и информационных потребностей;
• создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной,
творческой деятельности с опорой на коммуникацию, способствует развитию навыков
самообучения (участие в сетевых олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе
дистанционного обучения);
• организует обучение навыкам независимого пользователя и потребителя информации,
содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и
информацией;
• оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их
учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
• организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и
читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления;
• содействует членам педагогического коллектива и администрации учреждения в
организации образовательного процесса и досуга учащихся;
4. осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
педагогических работников:
• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с
обучением и воспитанием учащихся;
• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области
педагогических инноваций и новых технологий;
• содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению
аттестации;
• создает банк педагогической информации как основы единой информационной
службы школы, осуществляет накопление и систематизацию информации по предметам,
разделам и темам;
• организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях, в том
числе к электронным версиям педагогических изданий;
• поддерживает деятельность педагогических работников в области создания
информационных продуктов (документов, презентаций, баз данных, веб-страниц и т.п.);
• способствует проведению занятий по формированию информационной культуры,
является базой для проведения практических занятий по работе с информационными
ресурсами;
5. удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях.
Психолого-педагогические,
материально-технические,
кадровые,
финансовоэкономические, информационные и другие условия реализации основной образовательной
программы среднего общего образования обеспечивают для участников образовательного
процесса возможность:
- достижения планируемых результатов освоения основной образовательной
программы среднего общего образования всеми учащимся, в том числе учащимися с
ограниченными возможностями здоровья;
- развития личности, ее способностей, удовлетворения познавательных интересов,
самореализации учащихся, в том числе одаренных и талантливых, через организацию
учебной (урочной и внеурочной) деятельности, социальной практики, общественно-полезной
деятельности, через
систему кружков, клубов, секций, студий с использованием
возможностей учреждений дополнительного образования детей, культуры и спорта;
- овладения учащимися ключевыми компетенциями, составляющими основу
дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий;
17
- формирования социальных ценностей учащихся, основ их гражданской
идентичности и социально-профессиональных ориентаций;
- индивидуализации процесса образования посредством проектирования и реализации
индивидуальных образовательных планов учащихся, обеспечения их эффективной
самостоятельной работы при поддержке педагогических работников;
- участия учащихся, их родителей (законных представителей), педагогических
работников и общественности в проектировании и развитии основной образовательной
программы среднего общего образования и условий ее реализации;
- организации сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений,
направленного на повышение эффективности образовательного процесса;
- включения учащихся в процессы преобразования социальной среды населенного
пункта, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации
социальных проектов и программ;
- формирования у учащихся опыта самостоятельной образовательной, общественной,
проектно-исследовательской и художественной деятельности;
- формирования у учащихся навыков безопасного поведения на дорогах;
- использования в образовательном процессе современных образовательных
технологий деятельностного типа;
- обновления содержания основной образовательной программы среднего общего
образования, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития
системы образования, запросов учащихся и их родителей (законных представителей);
- эффективного использования профессионального и творческого потенциала
педагогических и руководящих работников образовательного учреждения, повышения их
профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентности;
- эффективного управления образовательным учреждением с использованием
информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования.
3.5.6. Обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в
соответствии с основной образовательной программой среднего общего образования
Реализация ФГОС СОО с ежегодно вносимыми изменениями требует постоянного
совершенствования. ООП среднего общего образования является преемственной по
отношению к ООП ООО. Значимость уровня среднего общего образования (10–11 классы)
заключается в том, что его содержание играет ведущую роль в продолжение обучения в
образовательных организациях профессионального образования, профессиональной
деятельности и успешной социализации личности. Одним из основных направлений в
подготовке учителей к реализации требований ФГОС является практическое овладение ими
современными образовательными технологиями, отвечающими возрастным особенностям
учащихся и содержанию профильного обучения.
Для достижения задач реализации ФГОС СОО должны быть реализованы следующие
условия:
1) Используются эффективные формы организации образовательной деятельности для
учащихся 10-11 классов, а именно необходимо будет:
- реализовать ООП СОО в организационно-учебных базовых элементах и формах
высшего образования (лекции, семинары, модульные формы, зачетная система, тренинги);
- подготовить учащихся к осуществлению процессов самостоятельного знаниевого
конструирования (целостное видение предмета, системная организация предмета,
понятийные взаимосвязи и тематические обусловленности, иерархия знаний);
- сформировать у учащихся методы и приемы по исследованию современных проблем
и конструированию их эффективных решений;
- организовать систему социальной жизнедеятельности и группового проектирования
социальных событий;
- организовать систему проектно-аналитических событий, в ходе которых
оформляется социальная, гражданская и профессиональная позиция учащихся.
18
2) встроены в образовательную деятельность учебно-исследовательская и проектная
деятельность как личностно значимая для учащихся реализуемая как на уроках, так и во
внеурочной деятельности;
3) специально организована самостоятельная работа обучающихся как форма
построения индивидуальных образовательных траекторий (маршрутов) в учении и
контрольно-оценочная деятельность учащихся и учителя;
4) разработана модель учебного плана, позволяющего включать в образовательную
деятельность внеучебные виды деятельности, реализовывать образовательную деятельность
с использованием современных технологий и тем самым повышая эффективность и
доступность образования подростков;
5) изменена идеология и технология контрольно-оценочной деятельности всех
субъектов образовательных отношений, ориентированная на экспертный, диагностический и
коррекционный характер взаимодействия между всеми участниками образования;
6) создана цифровая образовательная среда с возможностью персонификации
(учителей, учеников, родителей) и инструментами для формирования портфолио учителей и
портфолио учащегося (аттестация учителей и внеучебные достижения учащихся, а также
достижения в сфере дополнительного образования), которая позволит:
– улучшить, облегчить деятельность педагогов (минимизировать отчетные
материалы, помогать анализировать индивидуальные траектории учащихся и их прогресс,
видеть основания для получения заработной платы);
– помочь и облегчить жизнь родителям (смогут видеть успехи учащегося он-лайн,
получать консультации педагога он-лайн, мочь оказывать влияние на жизнь ребенка в школе,
через высказывание своих предложений, замечаний, пожеланий, возможность видеть все
возможности, которые есть у ребенка в рамках данного образовательного учреждения, а
также за его пределами);
– создать возможность управлять проектами, понимать состояние системы в целом,
генерировать и создавать отчеты в единой информационном поле.
7) Обновлено учебно-информационное обеспечение образовательной деятельности.
3.5.7. Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий
Интегративным результатом выполнения требований к условиям реализации
основной образовательной программы школы является создание и поддержание комфортной
развивающей
образовательной
среды,
позволяющей
формировать
успешную,
интеллектуально развитую, творческую личность, способную свободно адаптироваться к
социальным условиям, ответственную за свое здоровье и жизнь.
Механизм реализации программы – система документов по стратегическому
управлению в совокупности с организационными структурами и процедурами, задающими
определенные, постоянно воспроизводимые схемы разработки, обсуждения, презентации
реализованных задач и выявленных проблем; при необходимости, корректировка целевых
ориентиров, выполняющих роль сигналов реальности и успешности их достижения
Механизм реализации Программы предполагает:
1) организацию рабочей группы, работающей в непрерывном режиме над реализацией
программы, контролем реализации программы;
2) регулярное обновление и пополнение информации за счет официальной статистики
и периодических обследований (мониторингов).
№ п/п
Целевой ориентир
в системе условий
Механизмы достижения
целевых ориентиров в системе
условий
19
1
Наличие локальных нормативных правовых
актов и их использование всеми субъектами
образовательных отношений
нормативных правовых актов в соответствии
с Уставом школы;
нормативные правовые акты в соответствии с
изменением действующего законодательства;
направлений деятельности в соответствии с
ООП.
2
Наличие учебного плана, учитывающего
разные формы учебной деятельности и
полидеятельностное пространство,
динамического расписание учебных занятий
деятельности в школе;
объединений, социально-психологической
службы;
мониторинга.
3
4
Наличие баланса между внешней и
внутренней оценкой (самооценкой)
деятельности всех субъектов
образовательных отношений при реализации
ООП; участие общественности (в том числе
родительской) в управлении образовательной
деятельностью
Наличие педагогов, способных реализовать
ООП (по квалификации, по опыту, наличие
званий, победители профессиональных
конкурсов, участие в проектах, грантах и
т.п.)
ионным требованиям
и аккредитационным нормам
образовательной деятельности;
государственно-общественного управления в
соответствии с нормативными документами
школы.
для работы в школе;
работников (1 раз в 3 года);
школы;
профессиональной компетентности
педагогических работников школы;
ждение
деятельности педагогических работников
школы.
5
Обоснованное и эффективное использование
информационной среды (локальной среды,
сайта, цифровых образовательных ресурсов,
компьютерных классов, владение ИКТтехнологиями педагогами) в образовательной
деятельности;
приобретение лицензионного программного
обеспечения;
обновление информационнообразовательной среды школы
ресурсов для школы;
компьютерных классов в школе;
компетентности педагогических работников
по программам информатизации
образовательного пространства школы;
официального сайта школы;
электронного журнала в системе
«https://sh.ris61edu.ru»
мониторинга.
6
Комплектование библиотеки учебниками по
всем учебным предметам учебного плана
ООП в соответствии с Федеральным
перечнем; наличие и оптимальность других
учебных и дидактических материалов,
включая цифровые образовательные
ресурсы, частота их использования
учащимися на индивидуальном уровне
пособий, цифровых образовательных
ресурсов для школы;
деятельности педагогических работников
школы;
мониторинга школы.
20
7
Соответствие условий физического
воспитания гигиеническим требованиям;
обеспеченность горячим питанием, наличие
лицензированного медицинского кабинета,
состояние здоровья учащихся, приобретение
комплектов мебели
й школы;
3.5.8. Сетевой график (дорожная карта) по формированию необходимой системы
условий
Направление
Мероприятия
Сроки
мероприятий
реализации
I. Нормативное
1. Наличие локального акта об обновлении в
Август 2025г.
обеспечение введения
образовательной организации реализации
обновленного ФГОС
ФГОС СОО (в том числе в соответствии с
СОО
ФОП СОО)
2. Обеспечение соответствия нормативной
Постоянно
базы школы требованиям ФГОС СОО (цели
образовательной деятельности, режим занятий,
финансирование, материально-техническое
обеспечение и др.)
3. Разработка на основе федеральной
Ежегодно
образовательной программы среднего общего
июнь-август
образования основной образовательной
программы среднего общего образования
образовательной организации
4. Утверждение основной образовательной
Ежегодно
программы образовательной организации
август
5. Приведение должностных инструкций
По мере
работников образовательной организации в
необходимости
соответствие с требованиями ФГОС СОО и
профессиональным стандартом педагога
6. Определение списка учебников и учебных
пособий, используемых в образовательной
деятельности в соответствии с ФГОС СОО и
входящих в федеральный перечень учебников
7. Разработка и корректировка локальных
актов, устанавливающих требования к
различным объектам инфраструктуры
образовательной организации с учетом
требований к минимальной оснащенности
учебного процесса
Ежегодно июнь
По мере
необходимости
21
II. Финансовое
обеспечение введения
обновленного ФГОС
среднего общего
образования
III. Организационное
обеспечение введения
обновленного ФГОС
среднего общего
образования
8. Доработка:
– образовательных программ
(индивидуальных и др.);
– учебного плана;
– рабочих программ учебных предметов,
курсов;
– календарного учебного графика; плана
внеурочной деятельности, календарного плана
воспитательной работы;
– положений о внеурочной деятельности
обучающихся;
– положения об организации текущей и
итоговой оценки достижения обучающимися
планируемых результатов освоения основной
образовательной программы;
– положения об организации домашней работы
обучающихся;
– положения о формах получения образования
и др.
1. Определение объема расходов,
необходимых для реализации ООП и
достижения планируемых результатов
2. Корректировка локальных актов,
регламентирующих установление заработной
платы работников образовательной
организации, в том числе стимулирующих
надбавок и доплат, порядка и размеров
премирования
3. Заключение дополнительных соглашений к
трудовому договору с педагогическими
работниками
1. Обеспечение координации взаимодействия
участников образовательных отношений по
реализации ФГОС СОО
2. Разработка и реализация моделей
взаимодействия организаций общего
образования и дополнительного образования
детей и учреждений культуры и спорта,
обеспечивающих организацию внеурочной
деятельности
3. Разработка и реализация системы
мониторинга образовательных потребностей
обучающихся и родителей (законных
представителей) для проектирования учебного
плана в части, формируемой участниками
образовательных отношений, и внеурочной
деятельности
4. Привлечение органов государственнообщественного управления образовательной
организацией к проектированию основной
образовательной программы среднего общего
образования
Ежегодно по
мере
необходимости
Ежегодно
Ежегодно по
мере
необходимости
Ежегодно по
мере
необходимости
Постоянно
Ежегодно
Ежегодно
Ежегодно по
мере
необходимости
22
IV. Кадровое
обеспечение введения
обновленного ФГОС
среднего общего
образования
V. Информационное
обеспечение введения
обновленного ФГОС
среднего общего
образования
VI. Материальнотехническое
обеспечение введения
обновленного ФГОС
среднего общего
образования
1.Анализ кадрового обеспечения реализации
ФГОС СОО
2. Создание (корректировка) плана-графика
повышения квалификации педагогических и
руководящих работников образовательной
организации в связи с реализацией ФГОС СОО
3. Корректировка плана научно-методических
семинаров (внутришкольного повышения
квалификации) с ориентацией на проблемы
ФГОС СОО
1. Размещение на сайте образовательной
организации информационных материалов о
реализации ФГОС СОО
2. Широкое информирование родительской
общественности о реализации ФГОС СОО в
школе
3. Организация изучения общественного
мнения по вопросам реализации ФГОС СОО и
внесения возможных дополнений в
содержание ООП образовательной
организации
4. Разработка и утверждение локальных актов,
регламентирующих организацию и проведение
самообследования образовательной
организации
1. Анализ материально-технического
обеспечения реализации ФГОС СОО
2. Обеспечение соответствия материальнотехнической базы образовательной
организации требованиям ФГОС СОО
3. Обеспечение соответствия санитарногигиенических условий требованиям ФГОС и
СанПиН
4. Обеспечение соответствия условий
реализации ООП противопожарным нормам,
нормам охраны труда работников
образовательной организации
5. Обеспечение соответствия информационнообразовательной среды требованиям ФГОС
СОО
6. Обеспечение укомплектованности
библиотечно-информационного центра
печатными и электронными образовательными
ресурсами
7. Наличие доступа образовательной
организации к электронным образовательным
ресурсам (ЭОР), размещенным в федеральных,
региональных и иных базах данных
8. Обеспечение контролируемого доступа
участников образовательной деятельности к
информационным образовательным ресурсам в
сети Интернет
Ежегодно
Ежегодно
Ежегодно
Ежегодно
Ежегодно
Ежегодно
Ежегодно
Ежегодно
Постоянно
Постоянно
Постоянно
Постоянно
Постоянно
Постоянно
Постоянно
23
3.5.9. Контроль состояния системы условий
Контроль за состоянием системы условий реализации ООП СОО проводится путем
мониторинга с целью эффективного управления процессом ее реализации. Оценке
обязательно подлежат: кадровые, психолого-педагогические, финансовые, материальнотехнические условия, учебно-методическое и информационное обеспечение; деятельность
педагогов в реализации психолого-педагогических условий; условий (ресурсов)
образовательной организации. Для такой оценки используется определенный набор
показателей и индикаторов, а также экспертиза образовательных и учебных программ,
проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов
образовательной организации.
Объект контроля
1. Кадровые условия
Качество кадрового обеспечения
реализации ФГОС СОО
Исполнение плана-графика повышения
квалификации педагогических и
руководящих работников
образовательного учреждения в условиях
реализации ФГОС СОО
Реализация плана научно-методической
работы (внутришкольного повышения
квалификации) с ориентацией на
проблемы реализации ФГОС СОО
Критерии оценки, измерители, показатели
- обеспечение оптимального вхождения
работников образования в систему ценностей
современного образования;
- реализация системы требований к структуре
ООП СОО, результатам ее освоения и
условиям реализации, а также системы оценки
итогов образовательной деятельности
обучающихся;
- овладение учебно-методическими и
информационно - методическими ресурсами,
необходимыми для успешного решения задач
ФГОС.
Мониторинг профессионального развития и
повышение квалификации педагогических
работников.
Прохождение курсов повышения
квалификации не реже одного раза в 3 года.
Обучение педагогических работников
навыкам оказания первой помощи.
- Семинары, посвященные содержанию и
ключевым особенностям ФГОС СОО ежегодно.
- Тренинги для педагогов с целью выявления и
соотнесения собственной профессиональной
позиции с целями и задачами ФГОС СОО.
- Заседания методических объединений
учителей по проблемам реализации ФГОС
СОО - не менее 2 в течение учебного года.
- Участие педагогов в корректировке разделов
и компонентов ООП СОО образовательного
учреждения – по мере необходимости
- Участие педагогов в проведении мастерклассов, круглых столов, стажерских
площадок, «открытых» уроков, внеурочных
занятий и мероприятий по отдельным
направлениям реализации ФГОС СОО - в
течение учебного года по плану методической
работы
Проведение 90 % запланированных
24
мероприятий,
с возможной коррекцией по мере появления
необходимости.
2. Психолого-педагогические условия
1. Качество координации деятельности
субъектов образовательных отношений,
организационных структур учреждения по
реализации ФГОС СОО
2. Наличие модели организации
образовательной деятельности
3. Качество реализации модели
взаимодействия учреждения общего
образования и дополнительного
образования детей, обеспечивающих
организацию внеурочной деятельности
учащихся
4. Качество реализации системы
мониторинга образовательных
потребностей обучающихся и родителей
по проектированию учебного плана.
5. Привлечение органов государственнообщественного управления
образовательным учреждением к
проектированию и оценке ООП СОО
3. Финансовые условия
1. Определение объема расходов,
необходимых для реализации ООП и
достижения планируемых результатов, а
также механизма их формирования
- Качество ООП СОО школы (структура
программы, содержание и механизмы ее
реализации)
- Качество управления образовательной
деятельностью (состав и структура ВСОКО,
качество процесса реализации ВСОКО как
ресурса управления)
- Компетентность субъектов управления
(уровень управленческой компетентности
администраторов школы, руководителей МО)
- Эффективность реализации вертикальных и
горизонтальных связей профессионального
педагогического взаимодействия
- Количество, преемственность программ
внеурочной деятельности по различным
направлениям и видам деятельности
Мониторинг по изучению запросов,
образовательных потребностей обучающихся
и родителей (анкетирование)
- Мониторинг соответствия ООП СОО
требованиям ФГОС СОО
- дифференцированный рост заработной платы
учителей, создание механизма связи
заработной платы с качеством психологопедагогических, материально-технических,
учебно-методических и информационных
условий и результативностью их труда;
- допустимый рост в общем фонде оплаты
труда объема стимулирующих выплат,
распределяемых на основании оценки качества
и результативности труда работников и не
являющихся компенсационными выплатами;
- наличие механизма учета в оплате труда всех
видов деятельности учителей (аудиторная
нагрузка, внеурочная работа по предмету,
классное руководство, проверка тетрадей,
консультации и дополнительные занятия с
обучающимися, другие виды деятельности,
определенные должностными обязанностями);
- участие педагогов в распределении
стимулирующей части фонда оплаты труда.
25
2. Наличие локальных актов (внесение
изменений в них), регламентирующих
установление заработной платы
работников школы, в том числе
стимулирующих надбавок и доплат,
порядка и размеров премирования
- повышение стимулирующих функций
оплаты труда, нацеливающих работников на
достижение высоких результатов (показателей
качества работы);
- корректировка перечня показателей и
критериев оценки качества, выполняемых
работ педагогическими работниками.
- соответствие документов требованиям
3. Наличие дополнительных соглашений к
трудовому договору с педагогическими
работниками
4. Материально-технические условия
Компоненты оснащения
Необходимое оборудование и
оснащение
1. Компоненты оснащения
школы
2. Компоненты оснащения
учебного кабинета
3. Компоненты оснащения
методического кабинета
4. Компоненты оснащения
спортивного зала
5. Компоненты оснащения
компьютерных классов
1.1. Учебные кабинеты с
автоматизированными рабочими местами
обучающихся и педагогических
работников
1.2. Помещения для занятий учебноисследовательской и проектной
деятельностью, моделированием и
техническим творчеством
1.3. Необходимые для реализации
учебной и внеурочной деятельности
лаборатории и мастерские
2.1. Нормативные документы,
программно-методическое обеспечение,
локальные акты:
2.2. Учебно-методические материалы по
предметам среднего общего образования.
2.2.1. УМК по предметам учебного плана
ООП СОО.
2.2.2. Дидактические и раздаточные
материалы по предметам учебного плана
ООП СОО.
2.2.3. Оборудование (мебель)
3.1. Нормативные документы
федерального, регионального и
муниципального уровней, локальные
акты школы.
3.2. Документация ОУ
3.3. Базы данных обучающихся и
педагогов
4.1. Нормативные документы,
программно-методическое обеспечение
4.2. Игровой спортивный инвентарь;
оборудование.
5.1. Нормативные документы,
программно- методическое обеспечение,
локальные акты
5.2. Учебно-методические материалы по
предмету
5.2.1. УМК
Необходимо/
имеются в
наличии
11/11
4/4
1/1
0/100%
30%/70%
0/100%
30/70%
40/100%
0/100%
0/100%
0/100%
0/100%
0%/100%
0/100%
20/80%
0/100%
26
5.3. Оборудование (мебель)
40/100%
5.4 Компьютеры
0%/100%
7. Компоненты оснащения 7.1. Оснащенность по профилю
0/100%
школьной столовой
деятельности.
7.2. Оборудование (мебель)
0/100%
5. Информационно-методические условия
1. Качество информационных материалов Наличие и полнота информации по
о реализации ФГОС среднего общего
направлениям:
образования, размещенных на сайте
- Нормативное обеспечение реализации ФГОС
школы
СОО
- Организационное обеспечение реализации
ФГОС СОО
- Кадровое обеспечение реализации ФГОС
СОО
- Программно-методическое обеспечение
реализации ФГОС СОО
2. Качество информирования
Информация размещена на сайте школы
родительской общественности о
реализации ФГОС СОО
3. Учет общественного мнения по
- Наличие на официальном сайте школы
вопросам реализации ФГОС СОО и
формы «Электронная приемная»
внесения дополнений в содержание ООП
СОО
4. Качество публичной отчетности школы - Наличие и своевременность размещения на
о ходе и результатах реализации ФГОС
официальном сайте школы отчета по
СОО
результатам самообследования (самоанализа)
по итогам деятельности за учебный год
5. Наличие рекомендаций для
Разработанные рекомендаций для учителей
педагогических работников:
средней школы
— по организации внеурочной
деятельности обучающихся на ровне СОО;
— по организации текущей оценки и
контроля достижения планируемых
результатов