МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Ростовской области
МУ УО Миллеровского района
МБОУ Никольская СОШ
РАССМОТРЕНА
СОГЛАСОВАНА
УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим
советом
Методическим советом
Директор школы
________И.А. Полторацкая
____________Е.В. Терновая
____________Е.В. Терновая Протокол № 1
от 14.08.2025г.
Протокол № 1
Приказ № 58
от 14.08.2025г.
от 14.08.2025г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 7240798)
учебного предмета «Окружающий мир»
для обучающихся 1 класса
Сл.Никольская 2025
Подписан:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬ
НОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НИКОЛЬСКАЯ
СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬ
НАЯ ШКОЛА
Основание: Я являюсь
автором этого документа
Местоположение:
сл.Никольская
Дата: 2025-10-06 09:16:
28
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий
мир» (предметная область «Обществознание и естествознание»
(«Окружающий мир») (далее соответственно – программа по окружающему
миру, окружающий мир) включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы, тематическое
планирование,
поурочное
планирование,
перечень
(кодификатор)
распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения
основной образовательной программы начального общего образования и
элементов содержания по учебному предмету «Окружающий мир».
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для
обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне
начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне
начального общего образования.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по окружающему миру на уровне начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения ООП
НОО, представленных в ФГОС НОО и федеральной рабочей программы
воспитания.
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе,
предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует
потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего
образования и направлено на достижение следующих целей:
• формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём
человека на основе целостного взгляда на окружающий мир
(природную
и
социальную
среду
обитания);
освоение
естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических
понятий, представленных в содержании программы по окружающему
миру;
• формирование ценности здоровья человека, его сохранения и
укрепления, приверженности здоровому образу жизни;
развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной
учебной и жизненной практике, связанной как с поисковоисследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая
деятельность), так и с творческим использованием приобретённых
знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
• духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина
Российской Федерации, понимание своей принадлежности к
Российскому государству, определённому этносу;
• проявление уважения к истории, культуре, традициям народов
Российской Федерации;
• освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил построения
взаимоотношений в социуме;
• обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности
ребёнка /к социализации на основе принятия гуманистических норм
жизни,
приобретение
опыта
эмоционально-положительного
отношения к природе в соответствии с экологическими нормами
поведения;
• становление навыков повседневного проявления культуры общения,
гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их
взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека
в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде
обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в
системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных
систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе
развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и
оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на
основе следующих ведущих идей:
• раскрытие роли человека в природе и обществе;
• освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах:
«Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
Общее число часов, рекомендованных для изучения окружающего мира, ‒
270 часов (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часа
•
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
1 КЛАСС
Человек и общество.
Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный,
школьный коллектив. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность
дружбы, согласия, взаимной помощи.
Совместная деятельность с одноклассниками ‒ учёба, игры, отдых.
Рабочее место школьника: удобное размещение учебных материалов и
учебного оборудования; поза; освещение рабочего места. Правила
безопасной работы на учебном месте.
Режим труда и отдыха.
Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов
семьи, их профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье.
Совместный труд и отдых. Домашний адрес.
Россия ‒ наша Родина. Москва ‒ столица России. Символы России
(герб, флаг, гимн). Народы России. Первоначальные сведения о родном крае.
Название своего населённого пункта (города, села), региона. Культурные
объекты родного края.
Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме.
Человек и природа.
Природа ‒ среда обитания человека. Природа и предметы, созданные
человеком. Природные материалы. Бережное отношение к предметам,
вещам, уход за ними. Неживая и живая природа. Наблюдение за погодой
своего края. Погода и термометр. Определение температуры воздуха (воды)
по термометру.
Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и
природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе.
Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание,
называние, краткое описание). Лиственные и хвойные растения.
Дикорастущие и культурные растения. Части растения (название, краткая
характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок,
плод, семя. Комнатные растения, правила содержания и ухода.
Мир животных. Разные группы животных (звери, насекомые, птицы,
рыбы и другие). Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни).
Забота о домашних питомцах.
Правила безопасной жизнедеятельности.
Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового
питания и личной гигиены. Правила безопасности в быту: пользование
бытовыми электроприборами, газовыми плитами.
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода
(дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы).
Безопасность в Интернете (электронный дневник и электронные
ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в информационнотелекоммуникационную сеть «Интернет».
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ
УРОВЕНЬ)
Изучение окружающего мира в 1 классе способствует освоению на
пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий:
познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных
универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных
действий, совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
сравнивать происходящие в природе изменения, наблюдать зависимость
изменений в живой природе от состояния неживой природы;
приводить примеры представителей разных групп животных (звери,
насекомые, рыбы, птицы), называть главную особенность представителей
одной группы (в пределах изученного);
приводить примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать их,
устанавливать различия во внешнем виде.
Работа с информацией:
понимать, что информация может быть представлена в разной форме:
текста, иллюстраций, видео, таблицы;
соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы,
дополнять ответы участников; уважительно относиться к разным мнениям;
воспроизводить названия своего населенного пункта, название страны,
её столицы;
воспроизводить наизусть слова гимна России;
соотносить
предметы
декоративно-прикладного
искусства
с
принадлежностью народу Российской Федерации, описывать предмет по
предложенному плану;
описывать по предложенному плану время года, передавать в рассказе
своё отношение к природным явлениям;
сравнивать домашних и диких животных, объяснять, чем они
различаются.
Регулятивные универсальные учебные действия:
сравнивать организацию своей жизни с установленными правилами
здорового образа жизни (выполнение режима, двигательная активность,
закаливание, безопасность использования бытовых электроприборов);
оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах и
улицах другими детьми, выполнять самооценку;
анализировать предложенные ситуации: устанавливать нарушения
режима дня, организации учебной работы; нарушения правил дорожного
движения, правил пользования электро- и газовыми приборами.
Совместная деятельность:
соблюдать
правила
общения
в
совместной
деятельности:
договариваться, справедливо распределять работу, определять нарушение
правил взаимоотношений, при участии учителя устранять возникающие
конфликты.
ресурсов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Раздел 1. Человек и общество
1.1
Школа. Школьная жизнь.
3
1.2
Семья. Взаимоотношения и
взаимопомощь в семье.
2
1.3
Россия - наша Родина.
11
Итого по разделу
16
Раздел 2. Человек и природа
2.1
Природа - среда обитания человека.
Взаимосвязи между человеком и
природой.
13
1
2.2
Растительный мир.
9
1
2.3
Мир животных. Разные группы
животных.
15
Итого по разделу
37
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1
Режим дня школьника.
3
3.2
Безопасность в быту, безопасность
пешехода, безопасность в сети Интернет
4
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Итого по разделу
7
Резервное время
6
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
66
0
2
ВАРИАНТ 1. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ УЧЕБНИК
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, 1-4 КЛАССЫ, В 2 ЧАСТЯХ, ПЛЕШАКОВ А.А.
1 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
1
Мы – школьники. Адрес школы.
Знакомство со школьными помещениями
1
03.09
2
Наша страна – Россия, Российская
Федерация. Что такое Родина?
1
04.09
3
Наша Родина: от края и до края. Символы
России
1
10.09
4
Народы России. Народов дружная семья
1
11.09
5
Путешествие по родному краю
1
17.09
6
Отражение в предметах декоративного
искусства природных условий жизни и
традиций народов РФ
1
18.09
7
Столица России ‒ Москва.
Достопримечательности Москвы
1
24.09
1
25.09
1
01.10
8
9
Что такое окружающий мир? Что природа
даёт человеку?
Объекты живой природы. Сравнение
объектов неживой и живой природы:
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
выделение различий
10
Дикорастущие и культурные растения
вокруг нас. Сходство и различия
дикорастущих и культурных растений
1
02.10
11
Явления и объекты неживой природы
1
08.10
12
Природа и человек. Природные
материалы и изделия из них. Наше
творчество
1
09.10
13
Что мы знаем о растениях? Что общего у
разных растений?
1
15.10
14
Части растения. Название, краткая
характеристика значения для жизни
растения
1
16.10
15
Комнатные растения. Растения в твоём
доме: краткое описание
1
29.10
16
Как мы ухаживаем за растениями
(практическая работа)
1
17
Разнообразие растений: узнавание,
называние, краткое описание
1
05.11
1
06.11
19
Особенности хвойных растений:
узнавание, краткое описание. Хвойные
растения нашего края
1
12.11
20
Мир животных: насекомые (узнавание,
1
13.11
18
Особенности лиственных растений:
узнавание, краткое описание. Лиственные
растения нашего края
1
30.10
называние). Главная особенность этой
группы животных
21
Насекомые: сравнение, краткое описание
внешнего вида
1
19.11
22
Какие звери живут в морях и океанах?
Морские звери: узнавание, называние,
краткое описание
1
20.11
23
Мир животных: рыбы пресных и солёных
водоёмов (сравнение, краткое описание)
1
26.11
24
Мир животных: птицы (узнавание,
называние). Главная особенность этой
группы животных
1
27.11
25
Где обитают птицы, чем они питаются.
Птицы: сравнение места обитания,
способа питания
1
03.12
26
Мир животных: звери (узнавание,
называние, сравнение, краткое описание)
1
04.12
27
Мир животных: чем похожи все звери:
главная особенность этой группы
животных. Забота зверей о своих
детёнышах
1
10.12
28
Знакомься: электронные ресурсы школы
1
11.12
29
Ты – пешеход!
1
17.12
30
Знаки дорожного движения
1
18.12
31
Родной край – малая Родина.
Первоначальные сведения о родном крае:
название. Моя малая родина
1
24.12
32
Культурные объекты родного края
1
25.12
33
Домашние и дикие животные. Различия в
условиях жизни
1
14.01
34
Резервный урок. Повторение изученного
по разделу «Человек и общество»
1
15.01
35
Семья – коллектив. Права и обязанности
членов семьи
1
21.01
36
Значение природы в жизни людей
1
22.01
37
Бытовые электрические и газовые
приборы: правила безопасного
использования. Поведение в
экстремальных ситуациях. Номера
телефонов экстренных служб
1
28.01
38
Наблюдение за погодой. Анализ
результатов наблюдений
1
29.01
1
04.02
39
Что такое термометр. Измерение
температуры воздуха и воды как способы
определения состояния погоды
Практические занятия: измерение
температуры воздуха и воды в разных
40
1
1
05.02
условиях (в комнате, на улице)
41
Резервный урок. Откуда в снежках грязь?
1
11.02
42
Как живут растения?
1
12.02
43
Многообразие мира животных. Какие
животные живут в нашем регионе?
1
25.02
44
Времена года: наблюдения за
особенностью погоды, жизнью
растительного и животного мира осенью
1
26.02
45
Резервный урок. Откуда берётся и куда
девается мусор?
1
04.03
46
Классный коллектив. Мои друзья –
одноклассники. Правила совместной
деятельности
1
05.03
47
Учебный класс. Рабочее место
школьника. Режим учебного труда,
отдыха
1
11.03
48
Времена года: наблюдения за
особенностью погоды, жизнью
растительного и животного мира зимой
1
12.03
49
Мир животных. Где живут белые
медведи?
1
18.03
1
19.03
Мир животных. Где живут слоны?
50
51
Мир животных. Перелётные и зимующие
птицы. Где зимуют птицы?
1
25.03
52
Декоративное творчество народов,
которое воплотилось в одежде, предметах
быта, игрушках
1
26.03
53
Труд людей родного края
1
08.04
54
Семейные поколения. Моя семья в
1
09.04
прошлом и настоящем
55
Резервный урок. Повторение изученного
по разделу «Человек и природа»
1
15.04
56
Мир животных. Почему мы любим кошек
и собак?
1
16.04
57
Прогулки на природе. Правила поведения
в природе
1
22.04
58
Зачем нужна вежливость?
1
23.04
59
Режим дня первоклассника. Правильное
сочетание труда и отдыха в режиме
первоклассника
1
29.04
60
Правила здорового питания. Состав
пищи, обеспечивающий рост и развитие
ребенка 6-7 лет. Правила поведения за
столом
1
30.04
61
Предметы личной гигиены. Закаливание
организма солнцем, воздухом, водой.
Условия и правила закаливания
1
06.05
62
Времена года: наблюдения за
особенностью погоды, жизнью
растительного и животного мира весной
1
07.05
63
Резервный урок. Зачем люди осваивают
космос?
1
13.05
64
Труд и быт людей в разные времена года
1
14.05
65
Кто заботится о домашних животных.
Профессии людей, которые заботятся о
животных. Мои домашние питомцы
1
20.05
66
Резервный урок. Повторение изученного
1
21.05
в 1 классе
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
66
0
2
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1 КЛАСС
Код
проверяемого
результата
Проверяемые предметные результаты освоения основной
образовательной программы начального общего образования
Человек и общество
называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству,
1
профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей
школы
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям,
2
соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на
природе
3
воспроизводить название своего населённого пункта, региона,
страны
приводить
4
примеры
культурных
объектов
родного
края,
школьных традиций и праздников, традиций и ценностей своей
семьи, профессий
Человек и природа
различать объекты живой и неживой природы, объекты,
5
созданные человеком, и природные материалы, части растений
(корень, стебель, лист, цветок, плод, семя), группы животных
(насекомые, рыбы, птицы, звери)
описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в
родном крае дикорастущие и культурные растения, диких и
6
домашних животных; сезонные явления в разные времена года;
деревья,
кустарники,
травы;
основные
группы
животных
(насекомые, рыбы, птицы, звери); выделять их наиболее
существенные признаки
7
применять
правила
ухода
домашними животными
за
комнатными
растениями
и
проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные
групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за
8
сезонными изменениями в природе своей местности), измерения
(в том числе вести счёт времени, измерять температуру воздуха)
и опыты под руководством учителя
9
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о
природе и обществе
оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное
10
отношение
к
природе;
правила
поведения
в
быту,
в
общественных местах
Правила безопасной жизнедеятельности
11
12
13
соблюдать
правила
безопасности
на
учебном
месте
обучающегося; во время наблюдений и опытов;
соблюдать правила здорового питания и личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения пешехода; соблюдать
правила безопасного поведения в природе
безопасно пользоваться бытовыми электроприборами; соблюдать
правила
14
использования
электронных
средств,
оснащенных
экраном; с помощью взрослых (учителя, родителей) пользоваться
электронным дневником и электронными образовательными и
информационными ресурсами.
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ
1 КЛАСС
Код
1
1.1
1.2
1.3
Проверяемый элемент содержания
Человек и общество
Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный,
школьный коллектив
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия,
взаимной помощи
Совместная деятельность с одноклассниками ‒ учёба, игры, отдых
Рабочее место школьника: удобное размещение учебных материалов и
1.4
учебного оборудования; поза; освещение рабочего места. Правила
безопасной работы на учебном месте
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9
1.10
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
Режим труда и отдыха
Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов
семьи, их профессии. Домашний адрес
Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых
Россия ‒ наша Родина. Москва ‒ столица России. Символы России (герб,
флаг, гимн). Народы России
Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого
пункта (города, села), региона. Культурные объекты родного края
Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме
Человек и природа
Природа ‒ среда обитания человека. Неживая и живая природа
Природа и предметы, созданные человеком. Природные материалы.
Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними
Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение
температуры воздуха (воды) по термометру
Сезонные изменения в природе
Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и
безопасного поведения в природе
Растительный
мир.
Растения
ближайшего
окружения
(узнавание,
называние,
краткое
описание).
Лиственные
и
хвойные
растения.
Дикорастущие и культурные растения
2.7
2.8
Части растения (название, краткая характеристика значения для жизни
растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя
Комнатные растения, правила содержания и ухода
Мир животных. Разные группы животных (звери, насекомые, птицы,
2.9
рыбы и другие). Домашние и дикие животные (различия в условиях
жизни). Забота о домашних питомцах
3
3.1
3.2
3.3
Правила безопасной жизнедеятельности
Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового
питания и личной гигиены
Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами,
газовыми плитами
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода
(дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы)
Безопасность в сети Интернет (электронный дневник и электронные
3.4
ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в информационнотелекоммуникационную сеть Интернет
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ