МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Ростовской области
МУ УО Миллеровского района
МБОУ Никольская СОШ
РАССМОТРЕНА
СОГЛАСОВАНА
УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим
составом
Методическим советом
Директор школы
________И.А. Полторацкая
________Е.В. Терновая
__________Е.В. Терновая
Протокол №1
от «14» 08 2025 г.
Приказ №58
от «14» 08 2025 г.
Протокол №1
от «14» 08 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 7105398)
учебного предмета «Окружающий мир»
для обучающихся 1-4 классов
сл.Никольская 2025
Подписан:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬ
НОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НИКОЛЬСКАЯ
СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬ
НАЯ ШКОЛА
Основание: Я являюсь
автором этого документа
Местоположение:
сл.Никольская
Дата: 2025-09-30 11:59:
12
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
(предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») (далее
соответственно – программа по окружающему миру, окружающий мир) включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения
программы, тематическое планирование, поурочное планирование, перечень
(кодификатор) распределённых по классам проверяемых требований к результатам
освоения основной образовательной программы начального общего образования и
элементов содержания по учебному предмету «Окружающий мир».
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего мира,
место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым
результатам.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного
изучения окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают личностные,
метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения
обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения ООП НОО, представленных в
ФГОС НОО и федеральной рабочей программы воспитания.
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире,
обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам
обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение
следующих целей:
формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на
основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду
обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственноэтических понятий, представленных в содержании программы по окружающему
миру;
формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления,
приверженности здоровому образу жизни;
развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и
жизненной
практике,
связанной
как
с
поисково-исследовательской
деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим
использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной,
художественной деятельности;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской
Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому государству,
определённому этносу;
проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской
Федерации;
освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в
социуме;
обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка /к
социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение
опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с
экологическими нормами поведения;
становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного
отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и
индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов
обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе,
ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих
ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество»,
«Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех
указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся
способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе
следующих ведущих идей:
раскрытие роли человека в природе и обществе;
освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и
природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его
самость», «Человек и познание».
Общее число часов, рекомендованных для изучения окружающего мира в 4 класс –
69 часов.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
4 КЛАСС
Человек и общество.
Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности
гражданина Российской Федерации. Президент Российской Федерации – глава
государства. Политико-административная карта России.
Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности,
знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края:
достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий,
связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и
упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника
Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День
России, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего
региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов,
государственным символам России.
История Отечества. «Лента времени» и историческая карта.
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в
разные исторические периоды: государство Русь, Московское государство, Российская
империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и
культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных
эпох как носители базовых национальных ценностей.
Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за
рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране
памятников истории и культуры своего края.
Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного
наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их
национальности, социального статуса, религиозной принадлежности.
Человек и природа.
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты
по исследованию природных объектов и явлений.
Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на
Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Смена
дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли
вокруг Солнца и смена времён года.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление,
условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. Особенности
поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный
поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря,
омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного края (названия, краткая
характеристика на основе наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за
рубежом (2–3 объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат,
растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на
природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия
человека и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых,
растительного и животного мира. Правила нравственного поведения в природе.
Международная Красная книга (отдельные примеры).
Правила безопасной жизнедеятельности.
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек.
Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной
инфраструктуры города; правила безопасного поведения в общественных местах, зонах
отдыха, учреждениях культуры).
Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и
разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста, правила использования самоката и
других средств индивидуальной мобильности.
Безопасность в Интернете (поиск достоверной информации, опознавание
государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в
условиях контролируемого доступа в Интернет.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение окружающего мира в 4 классе способствует освоению ряда универсальных
учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных
универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий,
совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека;
конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в
среде обитания;
моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма
поверхности);
соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне;
классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне;
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации)
на основе предложенных учителем вопросов.
Работа с информацией:
использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах;
оценивать объективность информации, учитывать правила безопасного использования
электронных образовательных и информационных ресурсов;
использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире
словари,
справочники,
энциклопедии,
в
том
числе
и
информационнотелекоммуникационную сеть «Интернет» (в условиях контролируемого выхода);
подготавливать сообщения (доклады) на предложенную тему на основе
дополнительной информации, подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации,
таблицы, диаграммы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг,
соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект Всемирного
природного и культурного наследия;
характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных
систем органов; объяснять особую роль нервной системы в деятельности организма;
создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и самочувствия
организма вредных привычек;
описывать ситуации проявления нравственных качеств: отзывчивости, доброты,
справедливости и других;
составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе
сезонных изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей);
составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина Российской
Федерации»;
создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в
рамках изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия:
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию
умений:
самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи;
предвидеть трудности и возможные ошибки;
контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные
действия при необходимости;
принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками;
находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины.
Совместная деятельность:
выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей:
руководителя, подчинённого, напарника, члена большого коллектива;
ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной
деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело;
анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда,
использования инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и жизни
других людей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
ОКРУЖАЮЩЕМУ
ОБРАЗОВАНИЯ
РЕЗУЛЬТАТЫ
МИРУ
НА
ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
ПО
УРОВНЕ
НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по окружающему миру характеризуют
готовность
обучающихся
руководствоваться
традиционными
российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального
опыта деятельности обучающихся, в части:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой
роли многонациональной России в современном мире;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны,
уважения к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества;
2) духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам,
признанию их индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и
правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма,
сопереживания, уважения и доброжелательности;
применение правил совместной деятельности, проявление способности
договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям;
3) эстетического воспитания:
понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры,
проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности,
в разных видах художественной деятельности.
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том
числе информационной);
приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное
отношение к физическому и психическому здоровью;
5) трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;
6) экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм
поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих вред
природе;
7) ценности научного познания:
осознание ценности познания для развития человека, необходимости
самообразования и саморазвития;
проявление
познавательного
интереса,
активности,
инициативности,
любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с
использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения окружающего мира на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные
учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной
среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся
действительности;
на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи
и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во
времени и в пространстве);
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на
основе предложенного алгоритма.
Базовые исследовательские действия:
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или
выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;
проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации)
на основе предложенных вопросов;
формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать
возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных
ситуациях;
моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и
неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени;
поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и другие);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть ‒ целое,
причина ‒ следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
Работа с информацией:
использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник
получения информации с учётом учебной задачи;
находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде,
согласно заданному алгоритму;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основе предложенного учителем способа её проверки;
находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
читать и интерпретировать графически представленную информацию: схему,
таблицу, иллюстрацию;
соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого
доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (с помощью
учителя);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию
в соответствии с учебной задачей;
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление,
высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать
выступления участников;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное
отношение к собеседнику;
использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о
природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов
наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных
объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
подготавливать небольшие публичные выступления с возможной презентацией
(текст, рисунки, фото, плакаты и другие) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
планировать самостоятельно или с помощью учителя действия по решению учебной
задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
Самоконтроль и самооценка:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать
способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и
жизни;
объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с
оценкой учителя;
оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
Совместная деятельность:
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и
долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по
окружающему миру);
коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и
оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать
конфликтов, при их возникновении мирно разрешать их без участия взрослого;
ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и
других народов, государственным символам России;
соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
показывать на физической карте изученные крупные географические объекты
России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России);
показывать на исторической карте места изученных исторических событий;
находить место изученных событий на «ленте времени»;
знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;
соотносить изученные исторические события и исторических деятелей веками и
периодами истории России;
рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях
истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов,
достопримечательностях столицы России и родного края;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их
существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего
региона;
проводить по предложенному (самостоятельно составленному) плану или
выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с
использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов,
следуя правилам безопасного труда;
распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их
описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно
выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и
известных характерных свойств;
использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений
и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных
изменений в природе своей местности, причины смены природных зон);
называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и
за рубежом (в пределах изученного);
называть экологические проблемы и определять пути их решения;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и
обществе;
использовать различные источники информации для поиска и извлечения
информации, ответов на вопросы;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни
человека;
соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов
транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых
центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и других);
соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате и
других средствах индивидуальной мобильности;
осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и верифицированной
информации в Интернете;
соблюдать правила безопасного для здоровья использования электронных
образовательных и информационных ресурсов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Человек и общество
1.1
Наша родина - Российская Федерация
10
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
1.2
История Отечества. «Лента времени» и
историческая карта
18
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
1.3
Человек - творец культурных
ценностей. Всемирное культурное
наследие
7
Итого по разделу
Раздел 2. Человек и природа
Методы познания окружающей
2.1
природы. Солнечная система
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
35
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
5
2.2
Формы земной поверхности. Водоемы
и их разнообразие
10
2.3
Природные зоны России: общее
представление, основные природные
зоны
5
2.4
Природные и культурные объекты
Всемирного наследия. Экологические
проблемы
6
Итого по разделу
1
26
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1
Здоровый образ жизни: профилактика
вредных привычек
3
3.2
Безопасность в городе. Безопасность в
сети "Интернет"
5
Итого по разделу
7
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
69
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ УЧЕБНИК ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, 1-4
КЛАССЫ, В 2 ЧАСТЯХ, ПЛЕШАКОВ А.А.
4 КЛАСС
№
п/п
Количество часов
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
1
Как человек изучает окружающую
природу?
1
02.09
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
2
Солнце – звезда
1
03.09
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
3
Планеты Солнечной системы. Луна
– спутник Земли
1
09.09
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
4
Смена дня и ночи на Земле как
результат вращения планеты
вокруг своей оси (практические
работы с моделями и схемами)
1
10.09
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
5
Обращение Земли вокруг Солнца
как причина смены сезонов
(практические работы с моделями
и схемами). Общая характеристика
времён года
1
16.09
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
6
Историческое время. Что такое
«лента времени»?
1
17.09
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
7
Экологические проблемы
взаимодействия человека и
природы
1
23.09
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
8
Всемирное культурное наследие
1
24.09
Библиотека ЦОК
России
https://m.edsoo.ru/f8419c54
9
Природные и культурные объекты
Всемирного наследия в России
1
30.09
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
10
Природные и культурные объекты
Всемирного наследия за рубежом
1
01.10
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
11
Знакомство с Международной
Красной книгой
1
07.10
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
12
Всемирное культурное наследие
1
08.10
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
13
Охрана историко-культурного
наследия
1
14.10
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
14
О вредных для здоровья привычках
1
15.10
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
15
Правила цифровой грамотности
при использовании Интернет
1
21.10
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
16
Планирование маршрутов с учётом
транспортной инфраструктуры
населённого пункта
1
22.10
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
17
Правила поведения в
общественных местах: зонах
отдыха, учреждениях культуры и
торговых центрах
1
04.11
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
18
Безопасное поведение при езде на
велосипеде и самокате. Дорожные
знаки
1
05.11
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
19
Равнины России: ВосточноЕвропейская, Западно-Сибирская
(название, общая характеристика,
1
11.11
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
нахождение на карте)
20
Горные системы России: Урал,
Кавказ, Алтай (краткая
характеристика, главные вершины,
место нахождения на карте)
1
12.11
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
21
Водоёмы Земли, их разнообразие.
Естественные водоёмы: океан,
море, озеро, болото. Примеры
водоёмов в России
1
18.11
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
22
Река как водный поток
1
19.11
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
23
Крупнейшие реки России:
название, нахождение на карте
1
25.11
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
24
Характеристика природных зон
России: арктическая пустыня.
Связи в природной зоне
1
26.11
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
25
Характеристика природных зон
России: тундра. Связи в природной
зоне
1
02.12
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
26
Характеристика природных зон
России: тайга. Связи в природной
зоне
1
03.12
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
27
Характеристика природных зон
России: смешанный лес. Связи в
природной зоне
1
09.12
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
28
Характеристика природных зон
России: степь и полупустыня.
Связи в природной зоне
1
10.12
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
1
29
Формы земной поверхности (на
примере родного края)
1
16.12
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
30
Водоёмы и реки родного края
1
17.12
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
31
Использование рек и водоёмов
человеком (хозяйственная
деятельность, отдых). Охрана рек и
водоёмов
1
23.12
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
32
Защита и охрана природных
богатств (воздуха, воды, полезных
ископаемых, флоры и фауны)
1
24.12
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
33
Искусственные водоёмы:
водохранилища, пруды (общая
характеристика)
1
30.12
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
34
Повторение по теме «Формы
земной поверхности и водоёмы»
1
13.01
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
35
Повторение по теме «Природные
зоны»
1
14.01
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
36
Человек – творец культурных
ценностей
1
20.01
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
37
Труд и быт людей в разные
исторические времена
1
21.01
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
38
Новое время
1
27.01
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
39
Новейшее время: история
продолжается сегодня
1
28.01
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
40
Государство Русь. Страницы
общественной и культурной жизни
1
03.02
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
1
41
Города России. Древние города
России. Страницы истории
1
04.02
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
42
Государство Русь. Человек –
защитник своего Отечества
1
10.02
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
43
Московское государство.
Страницы общественной и
культурной жизни в Московском
государстве
1
11.02
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
44
Образование и культура в
Московском государстве
1
17.02
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
45
Страницы истории Российской
империи. Пётр I
1
18.02
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
46
Страницы Российской империи.
Преобразования в культуре, науке,
быту
1
24.02
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
47
Образование в Российской
империи
1
25.02
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
48
Развитие культуры в Российской
империи Российская империя:
развитие культуры XVIII века
(архитектура, живопись, театр)
1
03.03
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
49
«Золотой век» русской культуры.
Великие поэты и писатели,
композиторы и художники XIX
века
1
04.03
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
50
Первая Отечественная война: 1812
год. Защита Родины от
французских завоевателей
1
10.03
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
11.03
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
1
17.03
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
Великая Отечественная война
1941-1945 гг.: главные сражения
1
18.03
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
54
Всё для фронта – всё для победы
1
24.03
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
55
Взятие Берлина. Парад Победы
1
25.03
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
56
Мы живём в Российской
Федерации
1
07.04
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
57
Государственное устройство РФ
(общее представление).
Конституция РФ. Президент РФ.
Политико-административная карта
России
1
08.04
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
58
Родной край. Знаменитые люди
родного края
1
14.04
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
59
Взаимоотношения людей в
обществе: доброта и гуманизм,
справедливость и уважение
1
15.04
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
60
Права и обязанности гражданина
Российской Федерации. Права
ребёнка
1
21.04
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
61
Повторение по теме «История
Отечества» / Всероссийская
проверочная работа
1
22.04
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
51
Страницы истории России ХХ века
1
52
Великая Отечественная война
1941-1945 гг.: как все начиналось
53
1
1
62
Государственные праздники
России
1
28.04
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
63
Праздник в жизни общества и
человека
1
29.04
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
64
Праздники и памятные даты своего
региона
1
05.05
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
65
Малая Родина гражданина России.
Достопримечательности родного
края
1
06.05
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
66
Наша малая Родина: главный город
1
12.05
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
67
Города России. Города-герои.
Страницы истории
1
13.05
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
68
Города России. Города-герои.
Страницы истории
1
19.05
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
69
Повторение "Оценим свои
достижения"
1
20.05
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
69
4
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
4 КЛАСС
Код
проверяемого
результата
Код
проверяемого
результата
Проверяемые предметные результаты освоения основной
образовательной программы начального общего образования
Проверяемые предметные результаты освоения основной
образовательной программы начального общего образования
Человек и общество
1
2
знать основные права и обязанности гражданина Российской
Федерации
соотносить изученные исторические события и исторических
деятелей веками и периодами истории России
рассказывать о государственных праздниках России, наиболее
3
важных
событиях
российских
истории
исторических
России,
наиболее
известных
деятелях
разных
периодов,
достопримечательностях столицы России и родного края
4
5
показывать на исторической карте места изученных исторических
событий
находить место изученных событий на «ленте времени»
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям,
6
традициям своего народа и других народов, государственным
символам России
7
8
соблюдать правила нравственного поведения в социуме
описывать на основе предложенного плана государственную
символику России и своего региона
использовать различные источники информации об обществе для
9
поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; создавать
по заданному плану собственные развёрнутые высказывания
Человек и природа
распознавать изученные объекты и явления живой и неживой
10
природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их
в окружающем мире
11
12
называть наиболее значимые природные объекты Всемирного
наследия в России и за рубежом (в пределах изученного)
описывать на основе предложенного плана изученные объекты,
выделяя их существенные признаки
группировать изученные объекты живой и неживой природы,
13
самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить
простейшие классификации
14
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их
внешних признаков и известных характерных свойств
показывать
15
на
физической
карте
изученные
крупные
географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра,
моря, омывающие территорию России)
16
проводить по предложенному (самостоятельно составленному)
плану или выдвинутому предположению несложные наблюдения,
опыты с объектами природы с использованием простейшего
лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя
правилам безопасного труда
17
использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения
простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены
дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе
своей местности, причины смены природных зон)
18
называть экологические проблемы и определять пути их решения
19
создавать по заданному
высказывания о природе
20
плану
собственные
развёрнутые
использовать различные источники информации о природе для
поиска и извлечения информации, ответов на вопросы
Правила безопасной жизнедеятельности
21
22
соблюдать правила нравственного поведения на природе
осознавать возможные последствия вредных привычек для
здоровья и жизни человека
соблюдать правила безопасного поведения при использовании
объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в
23
театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха,
учреждениях
соблюдать
культуры
правила
(музеях,
безопасного
библиотеках
поведения
и
при
других);
езде
на
велосипеде, самокате и других средствах индивидуальной
мобильности
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ
4 КЛАСС
Код
1
Проверяемый элемент содержания
Человек и общество
Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и
1.1
обязанности
гражданина
Российской
Федерации.
Президент
края,
важнейшие
Российской Федерации – глава государства
1.2
1.3
Политико-административная карта России
Общая
характеристика
родного
достопримечательности, знаменитые соотечественники
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края:
1.4
достопримечательности,
история
и
характеристика
отдельных
исторических событий, связанных с ним
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной
солидарности
и
упрочения
духовных
связей
между
1.5
соотечественниками. Новый год, День защитника Отечества,
Международный женский день, День весны и труда, День Победы,
День России, День народного единства, День Конституции. Праздники
и памятные даты своего региона. Уважение к культуре, истории,
традициям своего народа и других народов, государственным
символам России
1.6
История Отечества. «Лента времени» и историческая карта
1.7
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни
страны в разные исторические периоды: государство Русь, Московское
государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация
1.8
1.9
Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции
людей в разные исторические времена
Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных
ценностей
Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия
в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры.
1.10
Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего
края. Личная ответственность каждого человека за сохранность
историко-культурного наследия своего края
1.11
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям
независимо от их национальности, социального статуса, религиозной
принадлежности
2
2.1
Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения,
измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений
Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего
живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы.
2.2
Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение
Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг
Солнца и смена времён года
2.3
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее
представление, условное обозначение равнин и гор на карте)
2.4
Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края
(краткая характеристика на основе наблюдений)
2.5
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как
водный поток; использование рек и водоёмов человеком
2.6
Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны.
Водоёмы и реки родного края (названия, краткая характеристика на
основе наблюдений)
2.7
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия
в России и за рубежом (2 – 3 объекта)
Природные зоны России: общее представление, основные природные
2.8
зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и
быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана
природы). Связи в природных зонах
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы
2.9
взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств:
воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира
2.10
3
3.1
Правила нравственного поведения в природе. Международная Красная
книга (отдельные примеры)
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек
Безопасность
3.2
в
городе
(планирование
маршрутов
с
учётом
транспортной инфраструктуры города; правила безопасного поведения
в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры)
Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных
3.3
знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста, правила
использования
самоката
и
других
средств
индивидуальной
мобильности
Безопасность в сети Интернет (поиск достоверной информации,
3.4
опознавание государственных образовательных ресурсов и детских
развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в
сеть Интернет
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Учебник Окружающий мир (в 2 частях), 4 класс/ Плешаков А.А., Акционерное общество
Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Учебник Окружающий мир (в 2 частях), 4 класс/ Плешаков А.А., Акционерное общество
Издательство «Просвещение»
«Окружающий мир с увлечением» (методическое пособие с диском) издательства
«Планета» и другие рекомендованные издательствами материалы
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
УМК «Школа России» Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 1-4
класс, авт. А.А. Плешаков.
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/43/1