МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Ростовской области
МУ УО Миллеровского района
МБОУ Никольская СОШ
РАССМОТРЕНА
Педагогическим советом
председатель
Терновая Е.В.
протокол № 1 от 14.08.2025г.
СОГЛАСОВАНА
Методическим советом
Полторацкая И.А.
Протокол № 1
от 14.08.2025г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ Никольской СОШ
Терновая Е.В.
Приказ № 58 от 14.08 2025г.
Подписан:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН
ОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НИКОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН
АЯ ШКОЛА
Основание: Я являюсь
автором этого документа
Местоположение:
сл.Никольская
Дата: 2025-09-25 11:48:
26
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Индивидуальный проект»
для обучающихся 10 класса
сл. Никольская 2025год
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе:
• ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 г, Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования;
•
приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12. 2014 г. № 1644 «О внесении
изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.
2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования»;
•
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03. 2014 г. № 253
«Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
•
учебного плана МБОУ Никольской СОШ на 2025-2026 учебный год;
•
УМК, созданного на основе авторской программы М. В. Половкова, Экология.
Индивидуальный проект. Актуальная экология 10 – 11 классы: базовый уровень: учебник
для общеобразовательных организаций М. В. Половкова, А. В. Носов, Т. В. Половкова, М.
В. Майсак. – Москва: Просвешение, 2021.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом в рамках среднего общего
образования и в соответствии с учебным планом МБОУ Никольской СОШ данная рабочая
программа рассчитана на преподавание курса индивидуальный проект в 10-11 классах в объеме 35
часа из расчета 1 час в неделю.
Цель: формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации
обучающимися результатов исследования индивидуального проекта, направленного на решение
научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.
•
•
•
Задачи:
реализация требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения
основной образовательной программы;
формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов,
технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для
достижения практико-ориентированных результатов образования;
повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной
программы, а также усвоения знаний и учебных действий.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
• российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
• гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в
общественной жизни;
•
•
•
•
•
•
•
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности.
Метапредметные
Регулятивные
• самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
• оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
• ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
• оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
• выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
• организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели;
• сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные
• искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
• критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
• использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
• находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
• выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
• выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
• менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные
•
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
• при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
• координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
• развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
• распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
Предметные
• давать определения понятиям: проблема, позиция, проект, проектирование, исследование,
конструирование, планирование, технология, ресурс проекта, риски проекта, техносфера,
гипотеза, предмет и объект исследования, метод исследования, экспертное знание;
• раскрывать этапы цикла проекта;
• самостоятельно применять приобретённые знания в проектной деятельности при решении
различных задач с использованием знаний одного или нескольких учебных предметов или
предметных областей;
• владеть методами поиска, анализа и использования научной информации;
• публично излагать результаты проектной работы.
Требования к результатам обучения учащихся
По завершении учебного года
Учащиеся научатся:
• давать определения понятиям: проблема, позиция, проект, проектирование, исследование,
конструирование, планирование, технология, ресурс проекта, риски проекта, техносфера,
гипотеза, предмет и объект исследования, метод исследования, экспертное знание;
• раскрывать этапы цикла проекта;
• самостоятельно применять приобретённые знания в проектной деятельности при решении
различных задач с использованием знаний одного или нескольких учебных предметов или
предметных областей;
• владеть методами поиска, анализа и использования научной информации;
• публично излагать результаты проектной работы.
Содержание учебного предмета
10 класс
Модуль 1. Культура исследования и проектирования (12 часов)
Знакомство с современными научными представлениями о нормах проектной и
исследовательской деятельности, а также анализ уже реализованных проектов.
Раздел 1.1. Что такое проект. Основные понятия, применяемые в области проектирования: проект;
технологические, социальные, экономические, волонтёрские, организационные, смешанные
проекты.
Раздел 1.2. Анализирование проекта. Самостоятельная работа обучающихся (индивидуально и в
группах) на основе найденного материала из открытых источников и содержания школьных
предметов, изученных ранее (истории, биологии, физики, химии).
Раздел 1.3. Выдвижение идеи проекта. Процесс проектирования и его отличие от других
профессиональных занятий.
Раздел 1.4. «Сто двадцать лет на службе стране». Проект П. А. Столыпина. Рассмотрение примера
масштабного проекта от первоначальной идеи с системой аргументации до полной его
реализации.
Раздел 1.5. Техническое проектирование и конструирование. Разбор понятий: проектноконструкторская деятельность, конструирование, техническое проектирование.
Раздел 1.6. Социальное проектирование как возможность улучшить социальную сферу и
закрепить определённую систему ценностей в сознании учащихся.
Раздел 1.7. Волонтёрские проекты и сообщества. Виды волонтёрских проектов: социокультурные,
информационно-консультативные, экологические.
Раздел 1.8. Анализ проекта сверстника. Знакомство и обсуждение социального проекта «Дети
одного Солнца», разработанного и реализованного старшеклассником.
Раздел 1.9. Анализ проекта сверстника. Обсуждение возможностей IT-технологий для решения
практических задач в разных сферах деятельности человека.
Раздел 1.10. Исследование как элемент проекта и как тип деятельности. Основные элементы и
понятия, применяемые в исследовательской деятельности: исследование, цель, задача, объект,
предмет, метод и субъект исследования.
Модуль 2. Самоопределение (9 часов)
Самостоятельная работа обучающихся с ключевыми элементами проекта.
Раздел 2.1. Проекты и технологии: выбор сферы деятельности.
Раздел 2.2. Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом.
Раздел 2.3. Формируем отношение к проблемам.
Раздел 2.4. Знакомимся с проектными движениями.
Раздел 2.5. Первичное самоопределение. Обоснование актуальности
темы для проекта/исследования.
Модуль 3. Замысел проекта (6 часов)
Раздел 3.1. Понятия «проблема» и «позиция» в работе над проектом.
Раздел 3.2. Выдвижение и формулировка цели проекта.
Раздел 3.3. Целеполагание, постановка задач и прогнозирование результатов проекта.
Раздел 3.4. Роль акции в реализации проектов.
Раздел 3.5. Ресурсы и бюджет проекта.
Раздел 3.6. Поиск недостающей информации, её обработка и анализ.
Модуль 4. Чистая страна – проблема, цель и проект (7 часов)
Раздел 4.1. Передовой опыт переработки отходов
Раздел 4.2 Как использовать зарубежный опыт
Раздел 4.3. Технологии переработки и утилизации мусора
Раздел 4.4. Аналитический обзор проектных работ школьников
Раздел 4.5. Сделаем свой регион чистым.
Тематическое планирование 10 класс
№
п/п
Кол-во
часов
Практич.
работы
12
1
2
Культура исследования и
проектирования
Самоопределение
6
1
3
Замысел проекта
9
2
4
Чистая страна – проблема, цель
и проект
Итого:
8
1
Раздел
35
4
КР
Дата
КР
1
28.04
1
Календарно-тематическое планирование 10 класс
Дата
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32-33
34
35
Тема урока
по плану
1. Культура исследования и проектирования (12 часов)
Что такое проект
02.09
Какие бывают проекты
09.09
Проектная идея как образ будущего
16.09
Проекты, которые изменили страну
23.09
Техническое проектирование и конструирование
30.09
Социальное проектирование
07.10
Волонтерские проекты и сообщества
14.10
Виды волонтерских проектов
21.10
Анализируем проекты сверстников
11.11
Анализируем проекты сверстников
18.11
25.11
Исследование как элемент проекта и как тип
деятельности
Работа с поисковыми системами. П/р
02.12
2. Самоопределение (6 часов)
Проекты и технологии: выбираем сферы деятельности
09.12
Создаем элементы образа будущего: что мы хотим
16.12
изменить своим проектом
Формируем отношение к проблемам
23.12
Знакомимся с проектными движениями
30.12
Первичное самоопределение
13.01
Подбор материалов по теме проекта/исследования. П/р
20.01
3. Замысел проекта (9 часов)
Понятия «проблема» и «позиция» в работе над проектом
27.01
Формулирование темы, определение актуальности темы,
03.02
проблемы. П/р
Формулирование цели проекта
10.02
Целеполагание и постановка задач
17.02
Формулирование цели, определение задач, выбор
24.02
предмета и объекта. П/р
Прогнозирование результатов проекта
03.03
Роль акции в реализации проекта
10.03
Ресурсы и бюджет проекта
17.03
Поиск недостающей информации
24.03
4. Чистая страна – проблема, цель и проект (8 часов)
Передовой опыт переработки отходов
07.04
Как использовать зарубежный опыт
14.04
Технологии переработки и утилизации мусора
21.04
Итоговое тестирование
28.04
Аналитический обзор проектных работ школьников
05.05
12.05
Сделаем свой регион чистым
19.05
Сделаем свой регион чистым
26.05
по факту