МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Муниципальное учреждение Управление образования Миллеровского района МБОУ Никольская СОШ РАССМОТРЕНО Педагогическим советом председатель _________Терновая Е.В. протокол № 1 от 09.08.2024г. СОГЛАСОВАНО Методическим советом ________Полторацкая И.А. Протокол № 1 от 09.08.2024г. УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ Никольской СОШ _________Терновая Е.В. Приказ № 69 от 09.08 2024г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Индивидуальный проект» для обучающихся 10 класса сл. Никольская 2024год Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛ ЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НИКОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛ ЬНАЯ ШКОЛА Основание: Я являюсь автором этого документа Местоположение: сл.Никольская Дата: 2024-10-08 13: 06:28 Пояснительная записка Настоящая программа составлена на основе: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 г, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12. 2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03. 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; учебного плана МБОУ Никольской СОШ на 2023-2024 учебный год; УМК, созданного на основе авторской программы М. В. Половкова, Экология. Индивидуальный проект. Актуальная экология 10 – 11 классы: базовый уровень: учебник для общеобразовательных организаций М. В. Половкова, А. В. Носов, Т. В. Половкова, М. В. Майсак. – Москва: Просвешение, 2021. Описание места учебного предмета в учебном плане В соответствии с Федеральным базисным учебным планом в рамках среднего общего образования и в соответствии с учебным планом МБОУ Никольской СОШ данная рабочая программа рассчитана на преподавание курса индивидуальный проект в 10-11 классах в объеме 34 часа из расчета 1 час в неделю. Цель: формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы. Задачи: реализация требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы; формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования; повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы, а также усвоения знаний и учебных действий. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные: российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. Метапредметные Регулятивные самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные давать определения понятиям: проблема, позиция, проект, проектирование, исследование, конструирование, планирование, технология, ресурс проекта, риски проекта, техносфера, гипотеза, предмет и объект исследования, метод исследования, экспертное знание; раскрывать этапы цикла проекта; самостоятельно применять приобретённые знания в проектной деятельности при решении различных задач с использованием знаний одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; владеть методами поиска, анализа и использования научной информации; публично излагать результаты проектной работы. Требования к результатам обучения учащихся По завершении учебного года Учащиеся научатся: давать определения понятиям: проблема, позиция, проект, проектирование, исследование, конструирование, планирование, технология, ресурс проекта, риски проекта, техносфера, гипотеза, предмет и объект исследования, метод исследования, экспертное знание; раскрывать этапы цикла проекта; самостоятельно применять приобретённые знания в проектной деятельности при решении различных задач с использованием знаний одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; владеть методами поиска, анализа и использования научной информации; публично излагать результаты проектной работы. Содержание учебного предмета 10 класс Модуль 1. Культура исследования и проектирования (12 часов) Знакомство с современными научными представлениями о нормах проектной и исследовательской деятельности, а также анализ уже реализованных проектов. Раздел 1.1. Что такое проект. Основные понятия, применяемые в области проектирования: проект; технологические, социальные, экономические, волонтёрские, организационные, смешанные проекты. Раздел 1.2. Анализирование проекта. Самостоятельная работа обучающихся (индивидуально и в группах) на основе найденного материала из открытых источников и содержания школьных предметов, изученных ранее (истории, биологии, физики, химии). Раздел 1.3. Выдвижение идеи проекта. Процесс проектирования и его отличие от других профессиональных занятий. Раздел 1.4. «Сто двадцать лет на службе стране». Проект П. А. Столыпина. Рассмотрение примера масштабного проекта от первоначальной идеи с системой аргументации до полной его реализации. Раздел 1.5. Техническое проектирование и конструирование. Разбор понятий: проектноконструкторская деятельность, конструирование, техническое проектирование. Раздел 1.6. Социальное проектирование как возможность улучшить социальную сферу и закрепить определённую систему ценностей в сознании учащихся. Раздел 1.7. Волонтёрские проекты и сообщества. Виды волонтёрских проектов: социокультурные, информационно-консультативные, экологические. Раздел 1.8. Анализ проекта сверстника. Знакомство и обсуждение социального проекта «Дети одного Солнца», разработанного и реализованного старшеклассником. Раздел 1.9. Анализ проекта сверстника. Обсуждение возможностей IT-технологий для решения практических задач в разных сферах деятельности человека. Раздел 1.10. Исследование как элемент проекта и как тип деятельности. Основные элементы и понятия, применяемые в исследовательской деятельности: исследование, цель, задача, объект, предмет, метод и субъект исследования. Модуль 2. Самоопределение (9 часов) Самостоятельная работа обучающихся с ключевыми элементами проекта. Раздел 2.1. Проекты и технологии: выбор сферы деятельности. Раздел 2.2. Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом. Раздел 2.3. Формируем отношение к проблемам. Раздел 2.4. Знакомимся с проектными движениями. Раздел 2.5. Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для проекта/исследования. Модуль 3. Замысел проекта (6 часов) Раздел 3.1. Понятия «проблема» и «позиция» в работе над проектом. Раздел 3.2. Выдвижение и формулировка цели проекта. Раздел 3.3. Целеполагание, постановка задач и прогнозирование результатов проекта. Раздел 3.4. Роль акции в реализации проектов. Раздел 3.5. Ресурсы и бюджет проекта. Раздел 3.6. Поиск недостающей информации, её обработка и анализ. Модуль 4. Чистая страна – проблема, цель и проект (7 часов) Раздел 4.1. Передовой опыт переработки отходов Раздел 4.2 Как использовать зарубежный опыт Раздел 4.3. Технологии переработки и утилизации мусора Раздел 4.4. Аналитический обзор проектных работ школьников Раздел 4.5. Сделаем свой регион чистым. Тематическое планирование 10 класс № п/п Кол-во часов Практич. работы 12 1 2 Культура исследования и проектирования Самоопределение 6 1 3 Замысел проекта 9 2 4 Чистая страна – проблема, цель и проект Итого: 7 1 Раздел 34 4 КР Дата КР 1 25.04 1 Календарно-тематическое планирование 10 класс Дата № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Тема урока по плану 1. Культура исследования и проектирования (12 часов) Что такое проект 03.09 Какие бывают проекты 10.09 Проектная идея как образ будущего 17.09 Проекты, которые изменили страну 24.09 Техническое проектирование и конструирование 01.10 Социальное проектирование 08.10 Волонтерские проекты и сообщества 15.10 Виды волонтерских проектов 22.10 Анализируем проекты сверстников 05.11 Анализируем проекты сверстников 12.11 Исследование как элемент проекта и как тип 19.11 деятельности Работа с поисковыми системами. П/р 26.11 2. Самоопределение (6 часов) Проекты и технологии: выбираем сферы деятельности 03.12 Создаем элементы образа будущего: что мы хотим 10.12 изменить своим проектом Формируем отношение к проблемам 17.12 Знакомимся с проектными движениями 24.12 Первичное самоопределение 14.01 Подбор материалов по теме проекта/исследования. П/р 21.01 3. Замысел проекта (9 часов) Понятия «проблема» и «позиция» в работе над проектом 28.01 Формулирование темы, определение актуальности темы, 04.02 проблемы. П/р Формулирование цели проекта 11.02 Целеполагание и постановка задач 18.02 Формулирование цели, определение задач, выбор 25.02 предмета и объекта. П/р Прогнозирование результатов проекта 04.03 Роль акции в реализации проекта 11.03 Ресурсы и бюджет проекта 18.03 Поиск недостающей информации 25.03 4. Чистая страна – проблема, цель и проект (7 часов) Передовой опыт переработки отходов 08.04 по факту 29 30 31 32 Как использовать зарубежный опыт Технологии переработки и утилизации мусора Итоговое тестирование Аналитический обзор проектных работ школьников 33 34 Сделаем свой регион чистым Сделаем свой регион чистым 15.04 22.04 29.04 06.05 13.05 20.05 27.05