МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Муниципальное учреждение Управление образования Миллеровского района Ростовской области МБОУ Никольская СОШ РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Педагогическим советом Методическим Советом Директор школы ________________________ ________________________ ________________________ Е.В. Терновая И.А. Полторацкая Е.В. Терновая Проткол № 1 от «09» 082024 г. Протокол № 1 от «09» 082024 Приказ № 69 от «09» 082024 г. г. Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬ НОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НИКОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬ НАЯ ШКОЛА Основание: Я являюсь автором этого документа Местоположение: сл.Никольская Дата: 2024-09-23 11:57: 37 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы духовно-нравственнойкультурынародовРоссии» на 2024-2025 учебный год 5 класс Составитель: Болдырева сл. Никольская 2024 Ольга Николаевна учитель ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»(далее — ОДНКНР) для 5 классов образовательных организаций составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287); требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовно-нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР. Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений. Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся. Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества, культурно-исторических традиций всех народов России, духовно-нравственных ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории. В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества существенные связи с традиционной духовнонравственной культурой России, определять свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовнонравственные ценности. Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии с принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии. В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, её специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовнонравственного развития народов России. Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти. Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность). Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета и его смысловых акцентах. Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает важность терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам. Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития, когнитивным способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных учебных предметов. Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР включает осознание важности наднационального и надконфессионального гражданского единства народов России как основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип должен быть реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их культуре, религии и историческом развитии. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» Целями изучения учебного курса являются: — формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур; — создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации; — формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений; — идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития страны. Цели курса определяют следующие задачи: — овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося; — приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества; — развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству; — становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности; — формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки; — обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов; — воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России; — содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей; — формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом. Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя: — расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы; — углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли в развитии современного общества; — формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и государством; — воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур; — пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и идеалов; — осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими и эгоистическими; — раскрытию природы духовно-нравственных объединяющих светскость и духовность; ценностей российского общества, — формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в целом; — получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре России и современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в социальных и культурно-исторических процессах; — развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной познавательной деятельности. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Учебный курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России" изучается в 5 классе. Всего часов по учебному плану: 34. Общая недельная нагрузка обучения составляет 1 час. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Раздел 1. В мире культуры Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки. Раздел 2. Нравственные ценности российского народа «Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. Память о героях – защитниках Отечества. В труде – красота человека.Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России, Среднего Урала. Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив. Раздел 3. Религия и культура Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративноприкладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Буддийский календарь. Раздел 4. Как сохранить духовные ценности Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников России и Среднего Урала, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России и Среднего Урала. Раздел 5. Твой духовный мир. Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека. Раздел 6. Повторительно-обобщающий урок «Религия и культура». Контрольная работа «Религия и культура». ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности. Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. 1. Патриотическое воспитание Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности. 2. Гражданское воспитание Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию. 3. Ценности познавательной деятельности Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию. 4. Духовно-нравственное воспитание Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении. Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории. 1. Познавательные универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия включают: — умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД); — умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково- символические / моделирование); — смысловое чтение; — развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. 2. Коммуникативные универсальные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные действия включают: — умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество); — умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация); — формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетентность). 3. Регулятивные универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия включают: — умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание); — умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование); — умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией(контроль и коррекция); — умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка); — владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности. Предметные результаты Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов. «Россия — наш общий дом» Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? — Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих религий для формирования личности гражданина России; — иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовно-нравственному единству страны; — понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно-нравственным развитием личности и социальным поведением. Наш дом — Россия — Иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования; — знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных различий; — понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями, обосновывать их необходимость Истоки родной культуры — Иметь сформированное представление о понятие «культура»; — уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины. Духовная культура — Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»; — знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценности»,«духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления; — понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в культуре; — осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных артефактов; — знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с которыми они связаны. Культура и религия — Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в жизни общества и основные социально-культурные функции; — осознавать связь религии и морали; — понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России; — уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира. Многообразие культур России (практическое занятие) — Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и истории народов, их культурных особенностях; — выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своего народа; — предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями на основе местной культурно-исторической специфики; — обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовнонравственных ценностей, морали и нравственности современного общества. Семья — хранитель духовных ценностей — Знать и понимать смысл термина «семья»; — иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного быта и отношений в семье; — осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными особенностями своего времени; — уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими условиями её существования; — понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счастье»; — осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её воспитательную роль; — понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны государства. Родина начинается с семьи — Знать и уметь объяснить понятие «Родина»; — осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»;— понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения;— обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства, человечества. Традиции семейного воспитания в России — Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых элементах семейных отношений; — знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса;— уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России, собственной семьи; — осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовнонравственных идеалов. Образ семьи в культуре народов России — Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных обязанностях; — уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных сюжетах; — знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художественной культуры; — понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием различного иллюстративного материала. Труд в истории семьи — Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд; — понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института, характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций в семье; — осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономической структурой общества в форме большой и малой семей; — характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для укрепления целостности семьи. Семья в современном мире (практическое занятие) — Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре и истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных материалах и примерах из жизни собственной семьи; — выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных народов на основе предметных знаний о культуре своего народа; — предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями семьи; — обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной преемственности. Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» Духовный мир человека. Человек — творец культуры — Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их применимости; — осознавать и доказывать важность морально- нравственных ограничений в творчестве; — обосновывать важность творчества как реализацию духовно-нравственных ценностей человека; — доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса; — знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества. Личность и духовно-нравственные ценности — Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека; — обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла; — понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как «взаимопомощь»,«сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким». Единство страны — залог будущего России — Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России для обоснования её территориального, политического и экономического единства; — понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед требованиями национального самоопределения отдельных этносов. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока Кол Дата Виды -во деятельности час ов Раздел 1. В мире культуры (4 часа) Виды, формы контроля 1 6.09. Диалог, беседа, Устный 13 09 презентация. опрос; Подобрать пословицы и поговорки на темы: «Честность», «Доброта», «Справедливость» Человек1 20.09 Чтение текста, Устный творец и 27 конструирование опрос; носитель .09 схем, диалог, культуры. беседа, работа в парах. Подготовить сообщение об одном из героев былин, сказаний, легенд, эпоса народов России Раздел 2. Нравственные ценности российского народа (14 часов) https://resh.edu.ru/specialcourse/1/1 «Береги землю родимую, как мать любимую» 1 4.10. Объяснение, 11.10 комментированное чтение текста, работа в парах https://resh.edu.ru/specialcourse/1/1 4. Жизнь ратными подвигами полна. 5. В труде красота человека 6. «Плод добрых трудов славен» 7. Люди труда. 1 18.10 Комментирование Практическ http://scool. чтение текста, беседа ая работа; collection.edu.ru - Единая 25.10 коллекция Цифровых образовательных ресурсов 1 8.11. Работа в парах, Устный http://scool15.11 чтение и анализ опрос; collection.edu.ru - Единая текста. Объяснить Практическ коллекция Цифровых значение пословиц ая работа; образовательных ресурсов 1 22.11 Диалог, беседа Устный http://scool29.11 Подобрать опрос; collection.edu.ru - Единая пословицы и Практическ коллекция Цифровых поговорки народов ая работа; образовательных России о труде. ресурсов 1 6.12. Комментированное Устный http://scool13.12 чтение, опрос; collection.edu.ru - Единая беседа Практическ коллекция Цифровых ая работа; образовательных 1. 2. 3. Величие многонациона льной российской культуры. Электронные (цифровые) образовательные ресурсы - Устный опрос; http://scoolcollection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов http://www.gumer.info/bog oslov – электронная библиотека http://artclassic.edu.ru - Коллекция: мировая художественная культура 8. Бережное отношение природе. 1 20.12 Работа в группах, . комментированное 27.12 чтение к 1 10.01 Диалог, работа в . парах, беседа. 17.01 Подобрать примеры произведений своего народа о нравственных качествах человека; Раздел 3. Религия и культура (10 часов) 9. Семьяхранитель духовных ценностей. 10. Роль религии в развитии культуры. 11. Культурное наследие христианской Руси. 12. Культура ислама. 13. Иудаизм культура. и 1 24.01 Беседа, анализ. .31.0 Вспомнить 1 произведения о справедливости, милосердии, терпимости, зависти, честности 1 7.02. Комментированное 14. чтение текста, 02 беседа. Подготовить сообщениепрезентацию о царьколоколе 1 21.02 Диалог, просмотр . видеофильма 28.02 1 7.03. Игра-экскурсия, 14.03 работа с картой 1 21.03 Работа с картой, 14. Культурные традиции 4.04 беседа, анализ буддизма. Раздел 4. Как сохранить духовные ценности (4 часа) 1 11.04 Комментированное 15. Забота государства о 18.04 чтение,беседа сохранении Сообщениедуховных презентация о ценностей. храмах, мечетях, синагогах нашей области ресурсов Практическ http://scoolcollection.edu.ru - Единая ая работа; коллекция Цифровых образовательных ресурсов Практическ http://scoolcollection.edu.ru - Единая ая работа; коллекция Цифровых Письменны образовательных ресурсов й контроль; Устный http://artclassic.edu.ru опрос; - Коллекция: мировая Практическ художественная ая работа; культура Устный http://www.tvspas.ru опрос; – православный Практическ медиа-портал ая работа; Письменны www.islamica.ru й контроль; – сайт центра исламских исследований www.muslimheritage.co m – сайт об исламской культуре Устный Российская опрос; электронная школа Практическ (resh.edu.ru) ая работа; http: // www.istorya.ruИстория стран и цивилизаций Письменны http: // www.istorya.ruй контроль; История стран и цивилизаций Устный http://artclassic.edu.ru опрос; - Коллекция: мировая Практическ художественная культура ая работа; 16. Хранить память предков 1 25.04 Диалог, анализ, комментированное чтение Устный http://artclassic.edu.ru - Коллекция: мировая опрос; художественная культура Практическ ая работа; Раздел 5. Твой духовный мир (2 час) 17 Твой духовный мир. 1 16.05 Работа в группах, 23.05 диалог. Проектная и исследовательская деятельность Устный опрос; Практическ ая работа; http://scoolcollection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № 1. Дата КолОсновные виды во деятельности часо в Раздел 1. В мире культуры (4 часа) Тема Дата урока Величие многонациональн ой российской культуры. 2 6.09.13.0 Диалог, беседа, 9 презентация. Подобрать пословицы и поговорки на темы: «Честность», «Доброта», «Справедливость» Электронные (цифровые) образователь ные ресурсы Д/З https://resh.edu. Стр.7-11 ru/specialcourse/1/1 http://scoolcollection.edu.r u - Единая коллекция Цифровых образовательн ых ресурсов Российская электронная школа (resh.edu.ru) 2. Человек-творец и носитель культуры. 2 20.09. 27.09 Чтение текста, конструирование схем, диалог, беседа, работа в парах. Подготовить сообщение об одном из героев былин, сказаний, легенд, эпоса народов России Раздел 2. Нравственные ценности российского народа (14 часов) 3. «Береги землю родимую, как мать любимую» 2 4.10. 11.10 4. Жизнь ратными подвигами полна. 2 18.10. 25 Комментирование 10 чтение текста, беседа 35 В труде - красота человека 2 8.11. 15.11 40 «Плод добрых трудов славен» 2 22.11. 29.11 5. 6. Объяснение, комментированное чтение текста, работа в парах http://artclassic .edu.ru - Коллекция: мировая художественн ая культура http://scoolcollection.edu.r u - Единая коллекция Цифровых образовательн ых ресурсов Работа в парах, чтение и http://scoolанализ текста. collection.edu.r Объяснить значение u - Единая пословиц коллекция Цифровых образовательн ых ресурсов Диалог, беседа. http://scoolПодобрать пословицы и collection.edu.r поговорки народов u - Единая России о труде. коллекция Стр.12-17 Стр-19-23 Стр.25- Стр-36- Стр-4143 Цифровых образовательн ых ресурсов 2 6.12. Комментированное http://scoolСтр.437. Люди труда. 13.12 чтение, collection.edu.r 48 беседа u - Единая коллекция Цифровых образовательн ых ресурсов 2 20.12. Диалог http://scool8. Бережное отношение к 27.12 беседа.Контрольная collection.edu.r природе. u - Единая работа по коллекция теме»Нравственные ценности российского Цифровых образовательн народа» ых ресурсов 2 10.01. Диалог, работа в парах, http://scoolСтр.56-68 9. Семья-хранитель духовных 17.01 беседа. Подобрать collection.edu.r ценностей. примеры произведений u - Единая своего народа о коллекция нравственных качествах Цифровых человека; образовательн ых ресурсов Раздел 3. Религия и культура (10 часов) 10. Роль религии развитии культуры. в 2 24.01. 31.01 11. Культурное наследие христианской Руси. 2 7.02. 14.02 12. Культура ислама. 2 21.02 28.02 13. Иудаизм культура. 14. Культурные традиции и 2 7.03. 14.03 2 21.03 Беседа, анализ. Вспомнить произведения о справедливости, милосердии, терпимости, зависти, честности Комментированное чтение текста, беседа. Подготовить сообщениепрезентацию о царьколоколе Диалог, просмотр видеофильма Стр-84 http://artclassic. edu.ru - Коллекция: мировая художественн ая культура http://www.tvs pas.ru – православный медиа-портал Стр8596 www.islamica.r Стр.99u 108 – сайт центра исламских исследований www.muslimhe ritage.com – сайт об исламской культуре Игра-экскурсия, работа http: // Стр109с картой www.istorya.ru 129 - История стран и цивилизаций Работа с картой, беседа, http: // Стр.120 анализ www.istorya.ru -127 буддизма. Раздел 4. Как сохранить духовные ценности (4часа) 2 4.04 15. Забота государства о 11.04 сохранении 18.04 духовных ценностей. 16. Хранить предков память 3 25.04. 16.05 - История стран и цивилизаций Комментированное чтение,беседа Сообщение-презентация о храмах, мечетях, синагогах нашей области Диалог, анализ, комментированное чтение http://artclassic. Стр.129 edu.ru -135 - Коллекция: мировая художественн ая культура http://artclassic. Стр.136 edu.ru -141. - Коллекция: мировая художественн ая культура Работа в группах, диалог. Проектная и исследовательская деятельностьКонтроль ная работа по теме»Твой духовный мир» https://resh.edu. Стрru/special143-154. course/1/1 Раздел 5. Твой духовный мир (2 час) 1 Твой духовный 7 мир. 2 23.05 http://scoolcollection.edu.r u - Единая коллекция Цифровых образовательн ых ресурсов УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2020. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: методические рекомендации/ Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2019 2. Тишкова В.А., Шапошникова Т.Д. «Книга для учителя». Москва, «Просвещение», 2010. 3. Религии мира: история, культура, вероучение: учебное пособие / под общ. ред. А.О. Чубарьяна и Г.М. Бонгард-Левина. - М.: ОЛМА Медиагрупп, 2016. - 398 с.: ил. 4. Токарев С. А. Религии в истории народов мира / С. А. Токарев. - изд. 5-е, испр. и доп. - М. : Республика, 2005. - 542 с.: ил.- (Библиотека: религия, культура, наука). 5. Козырев Н.Ф. Религиозное образование в светской школе. – СПб., 2015. 6. Пиаже Ж. Моральное суждение ребенка / Пер. с фр. – М.: Академический Проект, 2016. 7. Слободчиков В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования. – Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2018. 8. Адамова А.Г. Духовность как ценностная основа личности // Совершенствование учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении: Сб.науч.тр.Ч.2. – М., 2017. 9. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М., 2005. 10. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.); под ред.А. Г. Асмолова. – М., 2018. 11. Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. – М., 2014. 12. Чепикова Л.В. О преемственности в воспитании нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В. Чепикова // Воспитание школьников. – 2017. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов 2. https://resh.edu.ru/special-course/ - Российская электронная школа 3. http://www.td.gov.ru–Сайт Рособразования 4. www.islamica.ru – сайт центра исламских исследований 5. www.muslimheritage.com – сайт об исламской культуре 6. http://www.gumer.info/bogoslov – электронная библиотека 7. http://ihtik.lib.ru – электронная библиотека 8. http://www.lib.ru – электронная библиотека 9. http://www.tvspas.ru – православный медиа-портал 10. www.hrono.ru - Всемирная история в интернете 11. www.istorya.ru- История стран и цивилизаций 12. http://сyrill.newma.ru - Библиотека античной литературы 13. http://artclassic.edu.ru - Коллекция: мировая художественная культура МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Учебники Рабочая тетрадь к учебнику Мультимедийный проектор, интерактивная доска, персональный компьютер Электронные пособия ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Рабочая тетрадь