рабочая программа курса ОДНКНР для 6 классов 2024-2025 уч.год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Муниципальное учреждение Управление образования Миллеровского района
Ростовской области
МБОУ Никольская СОШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом

Методическим Советом

Директор школы

________________________

________________________

________________________

Е.В. Терновая
И.А. Полторацкая
Е.В. Терновая
Протокол № 1 от «09» 082024 г.
Протокол № 1 от «09» 082024 Приказ № 69 от «09» 082024 г.
г.
Подписан:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬ
НОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НИКОЛЬСКАЯ
СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬ
НАЯ ШКОЛА
Основание: Я являюсь
автором этого
документа
Местоположение:
сл.Никольская
Дата: 2024-09-23 11:57:
11

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета
«Основы духовно-нравственнойкультурынародовРоссии»
на 2024-2025 учебный год

6 класс
Составитель: Болдырева

сл. Никольская 2024

Ольга Николаевна
учитель

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»(далее — ОДНКНР) для 6 классов образовательных организаций составлена в соответствии
с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 31 мая 2021 г. № 287);
требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным,
метапредметным, предметным);
основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для
основного общего образования.
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и
психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования,
необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, что данная
дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что
именно духовно-нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской
идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший
результат обучения ОДНКНР.
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части
культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных
приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию
российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом
Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным российским
духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека,
патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие
нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным,
гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение,
историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Именно традиционные
российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и
многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской идентичности как
ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся.
Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который
формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества,
культурно-исторических традиций всех народов России, духовно-нравственных ценностей, присущих
ей на протяжении всей её истории.
В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать,
расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и
представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной
страны, находить в истории российского общества существенные связи с традиционной духовнонравственной культурой России, определять свою идентичность как члена семьи, школьного
коллектива, региональной общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовнонравственные ценности.

Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии с
принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору
информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии.
В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях
между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного
общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, её
специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовнонравственного развития народов России.
Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности
личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как
гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти.
Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как
многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами,
общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственная
идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и
религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность).
Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не
конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в
содержании предмета и его смысловых акцентах.
Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает важность
терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению
культуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и
формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и
содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития, когнитивным способностям и
социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных
учебных предметов.
Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности
обучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР включает осознание важности
наднационального и надконфессионального гражданского единства народов России как
основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип должен
быть реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их
культуре, религии и историческом развитии.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Целями изучения учебного курса являются:
— формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение
культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов
этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного
сосуществования народов, религий, национальных культур;
— создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных
российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к
многонациональному народу Российской Федерации;
— формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных

национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других
культур и мировоззрений;
— идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного,
исторического и цивилизационного развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
— овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для
формирования гражданской идентичности обучающегося;
— приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как
основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
— развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм
для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему
отцовству и материнству;
— становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности
вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и
сохранении собственной культурной идентичности;
— формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и
представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства,
музыки;
— обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через
развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
— воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и
культурному наследию народов России;
— содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на
приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
— формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли
личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской
идентичности для процветания общества в целом.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный
вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
— расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных
традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ
религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других
предметов начальной школы;
— углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли
в развитии современного общества;
— формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных и
религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными
идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и государством;
— воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям

своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой культуры,
умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты,
способствующие взаимному обогащению культур;
— пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к
сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и идеалов;
— осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в
преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими и
эгоистическими;
— раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих
светскость и духовность;
— формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в целом;
—
получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях
взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в
анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре России и
современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе осознания
главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в социальных и культурноисторических процессах;
— развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и
структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной
познавательной деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
НАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России" изучается в 6 классе.
Всего часов по учебному плану: 34. Общая недельная нагрузка обучения составляет 1 час.
Содержание учебного курса «Основы духовно- нравственной культуры народов
России»

6класс (34 ч)
Тематический блок 1.
«Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные
ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности.
Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуре
народов России.
Тема 2. Наш дом — Россия.

Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации.
Россия как общий дом. Дружба народов.
Тема 3. Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры.
Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей. Русский язык — основа
российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие.
Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность
общего языка для всех народов
России. Возможности, которые даёт русский язык.
Тема 5. Истоки родной культуры.
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие
культур и его причины. Единство культурного пространства России.
Тема 6. Материальная культура.
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между
материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества.
Тема 7. Духовная культура.
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность Мораль, нравственность,
ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация
ценностей.
Тема 8. Культура и религия.
Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека.
Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.
Тема 9. Культура и образование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к
социализации и духовно- нравственному развитию человека.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие).
Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре
народов России.
Тематический блок 2.
«Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей.
Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь
сиротам как духовно-нравственный долг человека.
Тема 12. Родина начинается с семьи.
История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и
семья? Что такое Родина и Отечество?
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как
трансляция ценностей.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России. Произведения устного поэтического
творчества (сказки,поговорки и т. д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и
произведениях разных видов искусства.
Тема 15. Труд в истории семьи.
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда.
Роль нравственных норм в благополучии семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие). Рассказ о своей семье (с
использованием фотографий, книг,
писем и др.). Семейное древо. Семейные традиции.
Тематический блок 3.

«Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура.
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между
обществом
и
культурой
как
реализация
духовно-нравственных
ценностей.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры. Культура как духовный мир
человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество:
что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур.
Созидательный труд. Важность
труда как творческой деятельности, как реализации.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности. Мораль и нравственность в жизни
человека. Взаимопомощь,
сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким.
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства,
человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений.
Тема 21. Литература как язык культуры.
Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем
нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность.
Тема 22. Взаимовлияние культур.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными
установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих
духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа. Жизнь, достоинство, права и
свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его
судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного
над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь,
историческая память и преемственность поколений,
единство народов России.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие. Исторические и социальные причины
культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества.
Тема 25. Праздники в культуре народов России.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные
праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как
память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и
духовно-нравственные ценности народов России.
Тема 27. Музыкальная культура народов России.
Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей
между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России.
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству.
Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники
разных народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России. Пословицы и поговорки. Эпос и сказка.
Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности.
Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе.

Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием
разнообразного зрительного ряда и других источников.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России. Россия как культурная карта.
Описание регионов в соответствии с их особенностями. Тема 32. Единство страны — залог
будущего России.
Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые
духовно-нравственные ценности народов России.

Тематическое планирование

6 класс (34 ч)
№

Тем
а

Основное содержание

Основные виды
деятельности
обучающихся

Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
1

Зачем изучать курс
«Основы
духовнонравственной
культуры народов России»?

Формирование
и
закрепление
гражданского единства. Родина и
Отечество.
Традиционные
ценности и ролевые модели.
Традиционная семья. Всеобщий
характер морали и нравственности.
Русский язык и единое культурное
пространство. Риски и угрозы
духовно-нравственной
культуре
народов России

Формировать
представление
об
особенностях
курса
««Основы
духовнонравственной культуры
народов России».
Слушать и понимать
объяснения учителя
по теме урока.
Вести
самостоятельную
работу с учебником

2

Наш дом — Россия

Россия — многонациональная
страна. Многонациональный народ
Российской Федерации. Россия как
общий дом. Дружба народов

Слушать и понимать
объяснения учителя
по теме урока.
Формировать
представление
о
необходимости
и
важности межнационального и межрелигиозного
сотрудничества,
взаимодействия.
Выполнять задания на
понимание и
разграничение понятий
по курсу

3

Язык и история

Что такое язык? Как в языке народа
отражается его история? Язык как
инструмент культуры. Важность
коммуникации между людьми.
Языки
народов
мира,
их
взаимосвязь

Формировать
представления о языке
как носителе духовнонравственных смыслов
культуры.
Понимать особенности
коммуникативной роли
языка.
Слушать
и
анализировать
выступления
одноклассников,
отбирать и сравнивать
учебный материал по
нескольким источникам

4

Русский язык — язык
общения и язык
возможностей

Русский язык — основа российской
культуры. Как складывался русский
язык: вклад народов России в его
развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык
межнационального
общения.
Важность общего языка для всех
народов России. Возможности,
которые даёт русский язык

Формировать
представление о русском
языке
как
языке
межнационального
общения.
Слушать
объяснения
учителя,
стараясь
выделить главное.
Объяснять наблюдаемые
в практике изучения
языка явления

5

Истоки родной культуры

Что такое культура. Культура и
природа. Роль культуры в жизни
общества. Многообразие культур и
его

Формировать
представление о том, что
такое культура, об общих
чертах в культуре разных
народов.

№

Тема

Основное содержание

причины.
Единство
пространства России

Основные виды
деятельности
обучающихся
культурного Слушать
и
понимать
объяснения
учителя по теме
урока.
Выполнять задания
на понимание и
разграничение
понятий по теме

6

Материальная культура

Материальная культура: архитектура,
одежда, пища, транспорт, техника.
Связь между материальной культурой
и
духовно-нравственными
ценностями общества

Формировать
представление
о
традиционных
укладах жизни разных
народов.
Слушать
и
анализировать
выступления
одноклассников.
Работать
с
учебником,
анализировать
проблемные ситуации

7

Духовная культура

Духовно-нравственная
культура.
Искусство,
наука,
духовность.
Мораль, нравственность, ценности.
Художественное осмысление мира.
Символ и знак. Духовная культура
как реализация ценностей

Формировать
представление
о
духовной
культуре
разных народов.
Понимать
взаимосвязь
между
проявлениями
материальной
и
духовной культуры.
Выполнять задания на
понимание
и
разграничение
понятий по теме.
Учиться работать с
текстом и зрительным
рядом учебника

8

Культура и религия

Религия и культура. Что такое
религия, её роль в жизни общества и
человека.
Государствообразующие
религии России. Единство ценностей
в религиях России

Формировать
представление о понятии
«религия»,
понимать и уметь
объяснять,
в
чём
заключается
связь
культуры и религии.
Слушатьобъяснения
учителя,
работать с научнопопулярной
литературой по теме

9

Культура и образование

Зачем нужно учиться? Культура как
способ получения нужных знаний.
Образование
как
ключ
к
социализации
и
духовнонравственному развитию человека

Понимать
смысл
понятия «образование»,
уметь
объяснять
важность
и
небходимость
образования
для

общества.
Слушать
объяснения
учителя,
отбирать
и
сравнивать
учебные
материалы по теме
10

Многообразие культур
России (практическое
занятие)

Единство культур народов России.
Что значит
быть культурным
человеком? Знание о культуре
народов России

Отбирать материал по
нескольким
источникам, готовить
доклады,
работать с научнопопулярной
литературой.
Слушать выступления
одноклассников

Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные
ценности»
11

№

12

13

Семья — хранитель
духовных ценностей

Тема

Семья — базовый элемент общества.
Семейные ценности, традиции и
культура. Помощь сиротам как
духовнонравственный
долг
человека

Понимать, что такое
семья,
формировать
представление
о
взаимосвязях
между
типом
культуры
и
особенностями
семейного уклада у
разных народов.

Основное содержание Основные виды деятельности
обучающихся
Понимать
значение
термина
«поколение».
Слушать объяснения учителя,
решать проблемные задачи
Родина начинается с семьи История семьи как часть
Понимать и объяснять, как и
истории
народа, почему история каждой семьи
государства,
тесно связана с историей страны,
человечества.
Как народа.
связаны Родина и семья?
Слушать объяснения учителя,
Что такое Родина и разграничивать понятия по теме,
Отечество?
систематизировать
учебный
материал
Традиции
семейного Семейные
традиции Понимать и объяснять, что такое
воспитания в России
народов
России. традиция, уметь рассказывать о
Межнациональные семьи. традициях своей семьи, семейных
Семейное воспитание как
традициях своего народа и других
трансляция ценностей
народов России.
Уметь
объяснять
и
разграничивать основные понятия
по теме. Просматривать и
анализировать учебные фильмы,

работать
материалом

1
4

Образ семьи в культуре Произведения
устного
народов России
поэтического творчества
(сказки, поговорки и т. д.)
о семье и семейных
обязанностях.

Семья
в
произведениях
искусства

с

раздаточным

Знать основные фольклорные
сюжеты о семье, семейных
ценностях.
Знать и понимать моральнонравтвенное значение семьи.

литературе
и
разных
видов

Работать с научно-популярной
литературой, просматривать и
анализировать учебные фильмы,
систематизировать
учебный
материал

15

Труд в истории
семьи

Социальные роли в истории семьи.
Роль домашнего труда. Роль
нравственных
норм
в
благополучии семьи

Понимать, что такое «семейный
труд»,
сознавать
и
характеризовать важного общего
семейного труда для укрепления
целостности семьи.
Слушать объяснения учителя,
самостоятельно
работать
с
учебником

16

Семья в
современном
мире
(практическое
занятие)

Рассказ о своей семье (с
использованием фотографий, книг,
писем и др.). Семейное древо.
Семейные традиции

Понимать, почему важно изучать и
хранить историю своей семьи,
передавать
её
следующим
поколениям.
Готовить доклад, сообщение;
создавать
семейное
древо;
отбирать и сравнивать материал
из нескольких источников

17

№

Личность
общество
культура

Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство
личности»
— Что делает человека человеком?
Знать, что такое гуманизм, пони— Почему человек не может жить вне мать,
что
делает
человека
общества. Связь между обществом
человеком и какие проявления
и культурой как реализация людей можно на- звать гуманными.
духовно- нравственных ценностей
Работать с научно-популярной
литературой,
уметь
разграничивать
понятия,
осваивать
смысловое
чтение
(решать текстовые задачи)
Тема

Основное содержание

Основные виды
деятельности

обучающихся
18

Духовный мир человека. Культура как духовный мир
Человек — творец культуры человека.
Мораль.
Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре.
Творчество: что это такое?
Границы творчества. Традиции
и новации в культуре. Границы
культур. Созидательный труд.
Важность труда как творческой
деятельности, как реализации

Понимать и объяснять
значение слова «человек»
в контексте духовнонравственной культуры.
Слушать
объяснения
учителя, работать с
учебником,
уметь
понимать
и
разграничивать основные
понятия по теме

19

Личность и духовно-нравственные ценности

Понимать и объяснять,
что такое мораль и
нравственность, любовь к
близким.
Показывать на примерах
важность таких ценностей
как
взаимопомощь,
сострадание, милосердие,
любовь, дружба и др.
Разграничивать
и
определять
основные
понятия,
решать
текстовые
задачи,
работать с учебником

Мораль и нравственность в
жизни
человека.
Взаимопомощь,
сострадание,
милосердие, любовь, дружба,
коллективизм,
патриотизм,
любовь к близким

Тематический блок 4. «Культурное единство России»
20

Историческая
память
как
духовнонравственная ценность

Что такое история и почему она
важна? История семьи — часть
истории
народа,
государства,
человечества. Важность исторической
памяти,
недопустимость
её
фальсификации.
Преемственность
поколений

Объяснять смысл термина
«история»,
понимать
важность изучения истории.
Понимать и объяснять, что
такое историческая память,
как история каждой семьи
связана с историей страны.
Работать с учебником,
выделять и определять
основные понятия, слушать
и
анализировать
выступления
одноклассников

21

Литература
как
язык культуры

Литература
как
художественное
осмысление действительности. От
сказки к роману. Зачем нужны
литературные
произведения?
Внутренний мир человека и его
духовность

Понимать
особенности
литературы, её отличия от
других
видов
художественного
творчества.
Объяснять
средства
выражения духовного мира
человека, его морали и
нравственности
в
произведениях литературы.
Слушать
объяснения
учителя,
работать
с
художественной
литературой,
изучать
и
анализировать источники

2
2

Взаимовлияние
культур

Взаимодействие
Межпоколенная и
трансляция. Обмен

Иметь представление о
значении терминов
«взаимодействие культур»,
«культурный обмен» .

№

Тема

23

Духовно-нравственные
ценности российского
народа

2
4

Регионы России:
культурное многообразие

культур.
межкультурная

Основное содержание

Основные виды
деятельности
обучающихся
ценностными
установками
и Понимать и объяснять
сохранения
идеями. Примеры межкультурной важность
культурного наследия.
коммуникации
как
способ
формирования общих духовно- Слушать
объяснения
нравственных ценностей
учителя, понимать и
разграничивать
понятия, отбирать и
сравнивать материал по
нескольким источникам
Жизнь, достоинство, права и Уметь
объяснять
свободы человека, патриотизм, значение
основных
гражданственность,
служение понятий, отражающих
Отечеству и ответственность за его духовно-нравственные
судьбу, высокие нравственные ценности.
идеалы,
крепкая
семья, Осознавать
их
и
созидательный труд, приоритет защищать в качестве
духовного над материальным, базовых
гуманизм,
милосердие,
общегражданских
справедливость,
коллективизм, ценностей российского
взаимопомощь,
историческая
общества.
память
и
преемственность
Слушать
объяснения
поколений,
единство
народов учителя, работать с
России
учебником (смысловое
чтение)
Исторические
и
социальные Понимать
принципы
причины
культурного
федеративного
разнообразия. Каждый регион устройства
России,

уникален.

Малая Родина — часть общего
Отечества

25

Праздники в
культуре
народов
России

Что
такое
праздник?
Почему
праздники важны. Праздничные
традиции в России. Народные
праздники как память культуры, как
воплощение духовно-нравственных
идеалов

26

Памятники в
культуре народов России

Памятники как часть культуры:
исторические,
художетвенные,
архитектурные.
Культура как память. Музеи. Храмы.
Дворцы. Исторические здания как
свидетели истории. Архитектура и
духовно-нравственные
ценности
народов России

№

Тема

27

Музыкальная
народов России

Основное содержание

объяснять
понятие
«полиэтничность»

Понимать ценность многообразия
культурных
укладов
народов
России. Уметь рассказывать о
культурном своеобразии своей
малой родины.
Слушать
и
анализировать
выступления
одноклассников,
работать с
источниками
Понимать и объяснять, что такое
«народный праздник».
Уметь
рассказывать
о
праздничных традициях разных
народов и своей семьи.
Понимать
и
объяснять
нравственный смысл народного
праздника.
Работать
с
учебником,
просматривать и анализировать
учебные фильмы
Устанавливать
связь
между
историей памятника и историей
края.
Характеризовать
памятники
истории и культуры.
Понимать
нравственный
и
научный смысл краеведческой
работы.
Слушать объяснения учителя,
работать с научно-популярной
литературой, просматривать и
анализировать учебные фильмы

Основные виды
деятельности
обучающихся
культура Музыка. Музыкальные про- Понимать
особенности
изведения. Музыка как форма
музыки как вида искусства.
выражения
эмоциональных Знать
и
называть
связей
между
людьми. основные
темы
Народные инструменты.
музыкального творчества
История народа в его музыке и
народов России, понимать,
инструментах
как
история
народа
отражается в его музыке.

Слушать
объяснения
учителя,
работать
с
научно-популярной
литературой,
просматривать
и
анализировать
учебные
фильмы
28

Изобразительное
искусство народов России

29

Фольклор и литература на- Пословицы и
поговорки.
родов России
Эпос и сказка. Фольклор как

30

Бытовые традиции
народов
России:
пища, одежда, дом
(практическое
занятие)

Художественная
реальность.
Скульптура: от религиозных
сюжетов к современному
искусству. Храмовые росписи и
фольклорные
орнаменты.
Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России

Понимать и объяснять
особенности
изобразительного
искусства
как
вида
художественного
творчества.
Понимать и обосновывать
важность искусства как
формы
трансляции
культурных ценностей.
Знать
и
называть
основные темы искусства
народов России.
Слушать
объяснения
учителя,
работать
с
научно-популярной
литературой,
просматривать
и
анализировать
учебные
фильмы
Понимать, что такое
национальная литература.

отражение истории народа
и его ценностей, морали и
нравственности.
Национальная литература.
Богатство культуры народа
в его литературе

Объяснять
и
показывать
на
примерах,
как
произведения
фольклора
отражают
историю
народа, его духовно- нравственные
ценности.
Отбирать и сравнивать материал из
нескольким источникам, решать текстовые задачи, слушать и анализироватьвыступления одноклассников

Рассказ
о
бытовых
традициях своей семьи,
народа, региона. Доклад с
использованием
разнообразного зрительного
ряда и других источников

Отбирать и сравнивать учебный материал по нескольким источникам,
решать текстовые задачи, слушать и
анализировать выступления одноклассников, работать с научнопопулярной литературой

31

Культурная
карта География культур России.
России
Россия
как
культурная
карта. Описание регионов в
(практическое
соответствии
с
их
занятие)
особенностями

Отбирать и сравнивать несколько
источников,
решать
текстовые
задачи, слушать и анализировать
выступления
одноклассников,
работать
с научно-популярной
литературой

32
33

Единство страны — Россия — единая страна.
залог
будущего Русский
мир.
Общая
России
история,
сходство
культурных
традиций,
единые
духовнонравственные
ценности
народов России

Понимать и объяснять значение
общих элементов и черт в культуре
разных
народов
России
для
обоснования
её
культурного,
экономического единства.
Слушать
объяснения
учителя,
систематизировать
учебный
материал

Поурочное планирование
6 класс
№

Дата план

Тема

Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
1

Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной
куль- туры народов России»?

5.09

2

Наш дом — Россия

12.09

3

Язык и история

19.09

4

Русский язык — язык общения и язык возможностей

26.09

5

Истоки родной культуры

6

Материальная культура

10.10

7

Духовная культура

17.10

8

Культура и религия

24.10

9

Культура и образование

7.11

10

Многообразие культур России (практическое
занятие)

14.11

3.10

Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные
ценности»
11

Семья — хранитель духовных ценностей

21.11

12

Родина начинается с семьи

28.11

13

Традиции семейного воспитания в России

5.12

14

Образ семьи в культуре народов России

12.12

Ддата факт

15

Труд в истории семьи

19.12

16

Семья в современном мире
(практическое занятие)

26.12

17

Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство
личности»
Личность — общество — культура
9.01

18

Контрольная работа по теме»Духовный мир человека. 16.01
Человек — творец культуры».

19

Личность и духовно-нравственные ценности

23.01

Тематический блок 4. «Культурное единство России»
20

Историческая
ценность

память

как

духовно-нравственная

21

Литература как язык культуры

6.02

22

Взаимовлияние культур

13.02

23

Духовно-нравственные ценности российского народа

20.02

24

Регионы России: культурное многообразие

27.02

25

Праздники в культуре народов России

6.03

26

Памятники в культуре народов России

13.03

27

Музыкальная культура народов России

20.03

28

Изобразительное искусство народов России

29

Фольклор и литература народов России

30

Бытовые традиции народов России:
(практическое занятие)

одежда, дом

17.04

31

Бытовые традиции народов России: пища(практическое
занятие)

24.04

30.01

3.03
10.04

32

Культурная карта России
(практическое занятие)

33

Контрольная работа по теме»Единство страны — залог 22.05
будущего России».

15.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».