МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Муниципальное учреждение Управление образования Миллеровского района Ростовской области МБОУ Никольская СОШ РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Педагогическим советом Методическим Советом Директор школы ________________________ ________________________ ________________________ Е.В. Терновая И.А. Полторацкая Е.В. Терновая Протокол № 1 от «09» 082024 г. Протокол № 1 от «09» 082024 Приказ № 69 от «09» 082024 г. г. Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬ НОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НИКОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬ НАЯ ШКОЛА Основание: Я являюсь автором этого документа Местоположение: сл.Никольская Дата: 2024-09-23 11:57: 11 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы духовно-нравственнойкультурынародовРоссии» на 2024-2025 учебный год 6 класс Составитель: Болдырева сл. Никольская 2024 Ольга Николаевна учитель ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»(далее — ОДНКНР) для 6 классов образовательных организаций составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287); требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовно-нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР. Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений. Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся. Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества, культурно-исторических традиций всех народов России, духовно-нравственных ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории. В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества существенные связи с традиционной духовнонравственной культурой России, определять свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовнонравственные ценности. Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии с принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии. В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, её специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовнонравственного развития народов России. Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти. Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность). Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета и его смысловых акцентах. Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает важность терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам. Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития, когнитивным способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных учебных предметов. Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР включает осознание важности наднационального и надконфессионального гражданского единства народов России как основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип должен быть реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их культуре, религии и историческом развитии. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» Целями изучения учебного курса являются: — формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур; — создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации; — формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений; — идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития страны. Цели курса определяют следующие задачи: — овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося; — приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества; — развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству; — становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности; — формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки; — обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов; — воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России; — содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей; — формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом. Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя: — расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы; — углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли в развитии современного общества; — формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и государством; — воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур; — пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и идеалов; — осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими и эгоистическими; — раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих светскость и духовность; — формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в целом; — получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре России и современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в социальных и культурноисторических процессах; — развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной познавательной деятельности. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Учебный курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России" изучается в 6 классе. Всего часов по учебному плану: 34. Общая недельная нагрузка обучения составляет 1 час. Содержание учебного курса «Основы духовно- нравственной культуры народов России» 6класс (34 ч) Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов России. Тема 2. Наш дом — Россия. Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов. Тема 3. Язык и история. Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь. Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей. Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык. Тема 5. Истоки родной культуры. Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России. Тема 6. Материальная культура. Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества. Тема 7. Духовная культура. Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей. Тема 8. Культура и религия. Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России. Тема 9. Культура и образование. Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к социализации и духовно- нравственному развитию человека. Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие). Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России. Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей. Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека. Тема 12. Родина начинается с семьи. История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество? Тема 13. Традиции семейного воспитания в России. Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей. Тема 14. Образ семьи в культуре народов России. Произведения устного поэтического творчества (сказки,поговорки и т. д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства. Тема 15. Труд в истории семьи. Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в благополучии семьи. Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие). Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо. Семейные традиции. Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» Тема 17. Личность — общество — культура. Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей. Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры. Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации. Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности. Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким. Тематический блок 4. «Культурное единство России» Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность. Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений. Тема 21. Литература как язык культуры. Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность. Тема 22. Взаимовлияние культур. Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей. Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа. Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Тема 24. Регионы России: культурное многообразие. Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества. Тема 25. Праздники в культуре народов России. Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов. Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России. Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России. Тема 27. Музыкальная культура народов России. Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах. Тема 28. Изобразительное искусство народов России. Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России. Тема 29. Фольклор и литература народов России. Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе. Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие). Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников. Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие). География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии с их особенностями. Тема 32. Единство страны — залог будущего России. Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России. Тематическое планирование 6 класс (34 ч) № Тем а Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» 1 Зачем изучать курс «Основы духовнонравственной культуры народов России»? Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов России Формировать представление об особенностях курса ««Основы духовнонравственной культуры народов России». Слушать и понимать объяснения учителя по теме урока. Вести самостоятельную работу с учебником 2 Наш дом — Россия Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов Слушать и понимать объяснения учителя по теме урока. Формировать представление о необходимости и важности межнационального и межрелигиозного сотрудничества, взаимодействия. Выполнять задания на понимание и разграничение понятий по курсу 3 Язык и история Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь Формировать представления о языке как носителе духовнонравственных смыслов культуры. Понимать особенности коммуникативной роли языка. Слушать и анализировать выступления одноклассников, отбирать и сравнивать учебный материал по нескольким источникам 4 Русский язык — язык общения и язык возможностей Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык Формировать представление о русском языке как языке межнационального общения. Слушать объяснения учителя, стараясь выделить главное. Объяснять наблюдаемые в практике изучения языка явления 5 Истоки родной культуры Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его Формировать представление о том, что такое культура, об общих чертах в культуре разных народов. № Тема Основное содержание причины. Единство пространства России Основные виды деятельности обучающихся культурного Слушать и понимать объяснения учителя по теме урока. Выполнять задания на понимание и разграничение понятий по теме 6 Материальная культура Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества Формировать представление о традиционных укладах жизни разных народов. Слушать и анализировать выступления одноклассников. Работать с учебником, анализировать проблемные ситуации 7 Духовная культура Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей Формировать представление о духовной культуре разных народов. Понимать взаимосвязь между проявлениями материальной и духовной культуры. Выполнять задания на понимание и разграничение понятий по теме. Учиться работать с текстом и зрительным рядом учебника 8 Культура и религия Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России Формировать представление о понятии «религия», понимать и уметь объяснять, в чём заключается связь культуры и религии. Слушатьобъяснения учителя, работать с научнопопулярной литературой по теме 9 Культура и образование Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к социализации и духовнонравственному развитию человека Понимать смысл понятия «образование», уметь объяснять важность и небходимость образования для общества. Слушать объяснения учителя, отбирать и сравнивать учебные материалы по теме 10 Многообразие культур России (практическое занятие) Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России Отбирать материал по нескольким источникам, готовить доклады, работать с научнопопулярной литературой. Слушать выступления одноклассников Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» 11 № 12 13 Семья — хранитель духовных ценностей Тема Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовнонравственный долг человека Понимать, что такое семья, формировать представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного уклада у разных народов. Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся Понимать значение термина «поколение». Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи Родина начинается с семьи История семьи как часть Понимать и объяснять, как и истории народа, почему история каждой семьи государства, тесно связана с историей страны, человечества. Как народа. связаны Родина и семья? Слушать объяснения учителя, Что такое Родина и разграничивать понятия по теме, Отечество? систематизировать учебный материал Традиции семейного Семейные традиции Понимать и объяснять, что такое воспитания в России народов России. традиция, уметь рассказывать о Межнациональные семьи. традициях своей семьи, семейных Семейное воспитание как традициях своего народа и других трансляция ценностей народов России. Уметь объяснять и разграничивать основные понятия по теме. Просматривать и анализировать учебные фильмы, работать материалом 1 4 Образ семьи в культуре Произведения устного народов России поэтического творчества (сказки, поговорки и т. д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в произведениях искусства с раздаточным Знать основные фольклорные сюжеты о семье, семейных ценностях. Знать и понимать моральнонравтвенное значение семьи. литературе и разных видов Работать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы, систематизировать учебный материал 15 Труд в истории семьи Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в благополучии семьи Понимать, что такое «семейный труд», сознавать и характеризовать важного общего семейного труда для укрепления целостности семьи. Слушать объяснения учителя, самостоятельно работать с учебником 16 Семья в современном мире (практическое занятие) Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо. Семейные традиции Понимать, почему важно изучать и хранить историю своей семьи, передавать её следующим поколениям. Готовить доклад, сообщение; создавать семейное древо; отбирать и сравнивать материал из нескольких источников 17 № Личность общество культура Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» — Что делает человека человеком? Знать, что такое гуманизм, пони— Почему человек не может жить вне мать, что делает человека общества. Связь между обществом человеком и какие проявления и культурой как реализация людей можно на- звать гуманными. духовно- нравственных ценностей Работать с научно-популярной литературой, уметь разграничивать понятия, осваивать смысловое чтение (решать текстовые задачи) Тема Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся 18 Духовный мир человека. Культура как духовный мир Человек — творец культуры человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации Понимать и объяснять значение слова «человек» в контексте духовнонравственной культуры. Слушать объяснения учителя, работать с учебником, уметь понимать и разграничивать основные понятия по теме 19 Личность и духовно-нравственные ценности Понимать и объяснять, что такое мораль и нравственность, любовь к близким. Показывать на примерах важность таких ценностей как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба и др. Разграничивать и определять основные понятия, решать текстовые задачи, работать с учебником Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким Тематический блок 4. «Культурное единство России» 20 Историческая память как духовнонравственная ценность Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений Объяснять смысл термина «история», понимать важность изучения истории. Понимать и объяснять, что такое историческая память, как история каждой семьи связана с историей страны. Работать с учебником, выделять и определять основные понятия, слушать и анализировать выступления одноклассников 21 Литература как язык культуры Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность Понимать особенности литературы, её отличия от других видов художественного творчества. Объяснять средства выражения духовного мира человека, его морали и нравственности в произведениях литературы. Слушать объяснения учителя, работать с художественной литературой, изучать и анализировать источники 2 2 Взаимовлияние культур Взаимодействие Межпоколенная и трансляция. Обмен Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен» . № Тема 23 Духовно-нравственные ценности российского народа 2 4 Регионы России: культурное многообразие культур. межкультурная Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся ценностными установками и Понимать и объяснять сохранения идеями. Примеры межкультурной важность культурного наследия. коммуникации как способ формирования общих духовно- Слушать объяснения нравственных ценностей учителя, понимать и разграничивать понятия, отбирать и сравнивать материал по нескольким источникам Жизнь, достоинство, права и Уметь объяснять свободы человека, патриотизм, значение основных гражданственность, служение понятий, отражающих Отечеству и ответственность за его духовно-нравственные судьбу, высокие нравственные ценности. идеалы, крепкая семья, Осознавать их и созидательный труд, приоритет защищать в качестве духовного над материальным, базовых гуманизм, милосердие, общегражданских справедливость, коллективизм, ценностей российского взаимопомощь, историческая общества. память и преемственность Слушать объяснения поколений, единство народов учителя, работать с России учебником (смысловое чтение) Исторические и социальные Понимать принципы причины культурного федеративного разнообразия. Каждый регион устройства России, уникален. Малая Родина — часть общего Отечества 25 Праздники в культуре народов России Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов 26 Памятники в культуре народов России Памятники как часть культуры: исторические, художетвенные, архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России № Тема 27 Музыкальная народов России Основное содержание объяснять понятие «полиэтничность» Понимать ценность многообразия культурных укладов народов России. Уметь рассказывать о культурном своеобразии своей малой родины. Слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с источниками Понимать и объяснять, что такое «народный праздник». Уметь рассказывать о праздничных традициях разных народов и своей семьи. Понимать и объяснять нравственный смысл народного праздника. Работать с учебником, просматривать и анализировать учебные фильмы Устанавливать связь между историей памятника и историей края. Характеризовать памятники истории и культуры. Понимать нравственный и научный смысл краеведческой работы. Слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы Основные виды деятельности обучающихся культура Музыка. Музыкальные про- Понимать особенности изведения. Музыка как форма музыки как вида искусства. выражения эмоциональных Знать и называть связей между людьми. основные темы Народные инструменты. музыкального творчества История народа в его музыке и народов России, понимать, инструментах как история народа отражается в его музыке. Слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы 28 Изобразительное искусство народов России 29 Фольклор и литература на- Пословицы и поговорки. родов России Эпос и сказка. Фольклор как 30 Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие) Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России Понимать и объяснять особенности изобразительного искусства как вида художественного творчества. Понимать и обосновывать важность искусства как формы трансляции культурных ценностей. Знать и называть основные темы искусства народов России. Слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы Понимать, что такое национальная литература. отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе Объяснять и показывать на примерах, как произведения фольклора отражают историю народа, его духовно- нравственные ценности. Отбирать и сравнивать материал из нескольким источникам, решать текстовые задачи, слушать и анализироватьвыступления одноклассников Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников Отбирать и сравнивать учебный материал по нескольким источникам, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с научнопопулярной литературой 31 Культурная карта География культур России. России Россия как культурная карта. Описание регионов в (практическое соответствии с их занятие) особенностями Отбирать и сравнивать несколько источников, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с научно-популярной литературой 32 33 Единство страны — Россия — единая страна. залог будущего Русский мир. Общая России история, сходство культурных традиций, единые духовнонравственные ценности народов России Понимать и объяснять значение общих элементов и черт в культуре разных народов России для обоснования её культурного, экономического единства. Слушать объяснения учителя, систематизировать учебный материал Поурочное планирование 6 класс № Дата план Тема Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» 1 Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной куль- туры народов России»? 5.09 2 Наш дом — Россия 12.09 3 Язык и история 19.09 4 Русский язык — язык общения и язык возможностей 26.09 5 Истоки родной культуры 6 Материальная культура 10.10 7 Духовная культура 17.10 8 Культура и религия 24.10 9 Культура и образование 7.11 10 Многообразие культур России (практическое занятие) 14.11 3.10 Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» 11 Семья — хранитель духовных ценностей 21.11 12 Родина начинается с семьи 28.11 13 Традиции семейного воспитания в России 5.12 14 Образ семьи в культуре народов России 12.12 Ддата факт 15 Труд в истории семьи 19.12 16 Семья в современном мире (практическое занятие) 26.12 17 Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» Личность — общество — культура 9.01 18 Контрольная работа по теме»Духовный мир человека. 16.01 Человек — творец культуры». 19 Личность и духовно-нравственные ценности 23.01 Тематический блок 4. «Культурное единство России» 20 Историческая ценность память как духовно-нравственная 21 Литература как язык культуры 6.02 22 Взаимовлияние культур 13.02 23 Духовно-нравственные ценности российского народа 20.02 24 Регионы России: культурное многообразие 27.02 25 Праздники в культуре народов России 6.03 26 Памятники в культуре народов России 13.03 27 Музыкальная культура народов России 20.03 28 Изобразительное искусство народов России 29 Фольклор и литература народов России 30 Бытовые традиции народов России: (практическое занятие) одежда, дом 17.04 31 Бытовые традиции народов России: пища(практическое занятие) 24.04 30.01 3.03 10.04 32 Культурная карта России (практическое занятие) 33 Контрольная работа по теме»Единство страны — залог 22.05 будущего России». 15.05