Адаптированная рабочая программа по обществознанию (ОВЗ) 8 класс 2024-2025 уч.год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
МУ УО Миллеровского района
МБОУ Никольская СОШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом

Методическим Советом

Директор школы

________________________ ________________________ ________________________
Е.В. Терновая
И.А. Полторацкая
Е.В. Терновая
Протокол № 1
Протокол № 1
Приказ № 69
от «09» 08 2024 г.
от «09» 08 2024 г.
от «09» 08 2024 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Обществознание»
для обучающихся 8 класс

сл. Никольская 2024

Подписан:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН
ОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НИКОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН
АЯ ШКОЛА
Основание: Я являюсь
автором этого документа
Местоположение:
сл.Никольская
Дата: 2024-09-23 12:03:00

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Обществознание»
предназначена для обучающихся с ОВЗ 8 класса.
При составлении адаптированной рабочей программы для обучающихся с РАС
использованы нормативные документы:
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 г, Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12. 2014 г. № 1644 «О внесении
изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.
2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования»;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03. 2014 г. №
253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования»;
- приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о ПМПК»
- Учебный план МБОУ Никольской СОШ на 2024-25 учебный год.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ
отводит 34 учебных часа для обязательного изучения обществознания в 8-м классе
основной школы из расчета 1 учебный час в неделю.
Цели курса:
— создание условий для социализации личности;
— формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и
достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина,
осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего
образования и самообразования;
— формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической,
правовой и экономической культуры;
— содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным
нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и
демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.
Ключевым фактором, позволяющим эффективно организовать для обучающихся с
ОВЗ предметное обучение в 8 классе, является примерная Программа коррекционной
работы

2

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
8 КЛАСС
Человек в экономических отношениях
Экономическая жизнь общества. Потребности и ресурсы, ограниченность
ресурсов. Экономический выбор.
Экономическая система и её функции. Собственность.
Производство — источник экономических благ. Факторы производства.
Трудовая деятельность. Производительность труда. Разделение труда.
Предпринимательство.
Виды
и
формы
предпринимательской
деятельности.
Обмен. Деньги и их функции. Торговля и её формы.
Рыночная экономика. Конкуренция. Спрос и предложение. Рыночное
равновесие. Невидимая рука рынка. Многообразие рынков.
Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить
эффективность производства.
Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица.
Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании, кредитные
союзы, участники фондового рынка). Услуги финансовых посредников.
Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит,
платёжная карта, денежные переводы, обмен валюты). Дистанционное
банковское обслуживание. Страховые услуги. Защита прав потребителя
финансовых услуг.
Экономические функции домохозяйств. Потребление домашних хозяйств.
Потребительские товары и товары длительного пользования. Источники доходов
и расходов семьи. Семейный бюджет. Личный финансовый план. Способы и
формы сбережений.
Экономические цели и функции государства. Налоги. Доходы и расходы
государства. Государственный бюджет. Государственная бюджетная и
денежно-кредитная политика Российской Федерации. Государственная
политика по развитию конкуренции.
Человек в мире культуры
Культура, её многообразие и формы. Влияние духовной культуры на
формирование личности. Современная молодёжная культура.
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в
развитии общества.
Образование. Личностная и общественная значимость образования в
современном
обществе.
Образование
в
Российской
Федерации.
Самообразование.
Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации.
Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода
совести и свобода вероисповедания. Национальные и мировые религии. Религии
и религиозные объединения в Российской Федерации.
3

Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и
общества.
Роль информации и информационных технологий в современном мире.
Информационная культура и информационная безопасность. Правила
безопасного поведения в Интернете.

4

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты
Личностные результаты воплощают традиционные российские
социокультурные и духовно-нравственные ценности, принятые в обществе
нормы поведения, отражают готовность обучающихся с ОВЗ руководствоваться
ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных
решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности
в процессе развития у обучающихся установки на решение практических задач
социальной направленности и опыта конструктивного социального поведения по
основным направлениям воспитательной деятельности, в том числе:
личностные основы российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа
России;
способность к осознанию своей этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа; уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений, готовность к
участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям,
нуждающимся в ней);
формирование
мотивации
к
обучению
и
целенаправленной
познавательной деятельности;
продуктивная коммуникация со сверстниками и взрослыми в ходе
образовательной деятельности;
чувство ответственности и долга перед своей семьей, малой и большой
Родиной;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения;
готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
5

участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах
возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных
и экономических особенностей;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в интернет-среде;
способность
адаптироваться
к
меняющимся
социальным
и
информационным условиям;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
способность принимать решение в жизненной ситуации на основепереноса
полученных в ходе обучения предмету знаний в актуальную ситуацию,
восполнять дефицит информации;
умение находить, отбирать и использовать нужную информацию в
соответствии с контекстом жизненной ситуации;
воспитание стремления ориентироваться в актуальных социальных
реалиях (ложная реклама, недостоверная информация, опасные интернет-сайты;
качество товаров и продуктов питания и т.п.);
способность критически оценивать полученную информацию;
умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так,
чтобы быть понятым другим человеком;
развитие активной личностной позиции во взаимодействии с миром;
способность принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт
других людей, исключая асоциальные проявления;
формирование адекватности поведения, обучающегося с точки зрения
опасности или безопасности для себя или для окружающих;
овладение основами финансовой и правовой грамотности;
соблюдение
адекватной
социальной
дистанции
в
разных
коммуникативных ситуациях;
умение корректно устанавливать и ограничивать контакт в зависимости от
социальной ситуации;
способность распознавать и противостоять социально неблагоприятному
воздействию.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
выявлять и характеризовать с опорой на источник информации
существенные признаки социальных явлений;
использовать понятия, обобщать, устанавливать аналогии, логически
рассуждать, и делать общие выводы;
устанавливать после предварительного анализа причинно-следственные
связи при изучении общественных явлений и процессов;
применять с опорой на алгоритм учебных действий схемы для решения
учебных и познавательных задач;
6

использовать смысловое чтение;
использовать вопросы как инструмент познания;
аргументировать с опорой на источник информации свою позицию,
мнение;
с помощью педагога формулировать обобщения и делать выводы;
с помощью педагога прогнозировать возможное развитие общественных
процессов, событий и их последствия.
пользоваться словарями и другими поисковыми системами;
запоминать и систематизировать информацию.
Овладение
универсальными
учебными
коммуникативными
действиями:
использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
воспринимать и выражать эмоции в соответствии с условиями и целями
общения;
распознавать невербальные средства общения, прогнозировать
конфликтные ситуации, смягчая конфликты;
с помощью педагога составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов для выступления перед
аудиторией;
принимать участие в совместной деятельности с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; отстаивать свое
мнение.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
определять с помощью педагога цели своего обучения, ставить новые
задачи в учебе и познавательной деятельности;
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления выбора в учебной и познавательной деятельности;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Предметные результаты
Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета
распределены по годам обучения с учётом входящих в курс содержательных
модулей (разделов) и требований к результатам освоения основной
7

образовательной программы, представленных в ФГОС ООО, Примерной
программы воспитания, а также с учётом особенностей познавательного и
личностного развития, обучающихся с ОВЗ. Содержательные модули (разделы)
охватывают знания об обществе и человеке в целом, знания всех основных сфер
жизни общества и знание основ российского права.
Предметные результаты освоения рабочей программы по предмету
«Обществознание»:
освоение и применение с опорой на алгоритм учебных действий системы
знаний о социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с
другими людьми, важности семьи как базового социального института;
характерных чертах общества; содержании и значении социальных норм,
регулирующих общественные отношения, включая правовые нормы,
регулирующие типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи
общественные отношения (в том числе нормы гражданского, трудового и
семейного права, основы налогового законодательства); процессах и явлениях в
экономической, социальной, духовной и политической сферах жизни общества;
основах конституционного строя и организации государственной власти в
Российской Федерации, правовом статусе гражданина Российской Федерации (в
том числе несовершеннолетнего); системе образования в Российской
Федерации; основах государственной бюджетной и денежно- кредитной,
социальной политики, политики в сфере культуры и образования,
противодействии коррупции в Российской Федерации, обеспечении
безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и
экстремизма;
умение характеризовать по алгоритму, с использованием ключевых слов
традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе защита
человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд,
служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие,
справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов
России, преемственность истории нашей Родины); государство как социальный
институт;
умение с использованием различных источников приводить примеры (в
том числе моделировать ситуации) деятельности людей, социальных объектов,
явлений, процессов определенного типа в различных сферах общественной
жизни, их структурных элементов и проявлений основных функций; разного
типа социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами
социальных норм, в том числе связанных с правонарушениями и наступлением
юридической ответственности; связи политических потрясений и социальноэкономического кризиса в государстве;
умение по образцу классифицировать по разным признакам (в том числе
устанавливать существенный признак классификации) социальные объекты,
явления, процессы, относящиеся к различным сферам общественной жизни, их
существенные признаки, элементы и основные функции;
8

умение после предварительного анализа сравнивать деятельность людей,
социальные объекты, явления, процессы в различных сферах общественной
жизни, их элементы и основные функции;
умение после предварительного анализа и/или по образцу, по алгоритму
устанавливать взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессов в
различных сферах общественной жизни, их элементов и основных функций,
включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер
общественной жизни, гражданина и государства; связи политическихпотрясений
и социально-экономических кризисов в государстве;
умение использовать полученные знания для объяснения сущности,
взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности; роли
информации и информационных технологий в современном мире; социальной и
личной значимости здорового образа жизни, роли непрерывного образования,
опасности наркомании и алкоголизма для человека и общества; необходимости
правомерного налогового поведения, противодействия коррупции; проведения в
отношении нашей страны международной политики «сдерживания»; для
осмысления личного социального опыта при исполнении типичных для
несовершеннолетнего социальных ролей;
умение с опорой на обществоведческие знания, факты общественной
жизни и личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения
социальных ценностей и норм свое отношение к явлениям, процессам
социальной действительности;
умение решать в рамках изученного материала познавательные и
практические
задачи,
отражающие
выполнение
типичных
для
несовершеннолетнего социальных ролей, типичные социальные взаимодействия
в различных сферах общественной жизни, в том числе процессы формирования,
накопления и инвестирования сбережений;
овладение смысловым чтением текстов обществоведческой тематики,
позволяющим воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов
разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач, в
том числе извлечений из Конституции Российской Федерации и других
нормативных правовых актов; умение составлять на их основе план,
преобразовывать под руководством учителя текстовую информацию в модели
(таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные модели в текст;
овладение приемами поиска и извлечения социальной информации
(текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций
средств массовой информации (далее – СМИ) с соблюдением правил
информационной безопасности при работе в сети Интернет;
умение по образцу, по алгоритму анализировать, обобщать,
систематизировать, конкретизировать и оценивать социальную информацию,
включая экономико- статистическую, из адаптированных источников (в том
числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить ее с собственными
знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека, личным
9

социальным опытом; используя обществоведческие знания, формулировать
выводы, подкрепляя их аргументами;
умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с
точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных
норм, экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными
финансами и предпринимательской деятельностью, для оценки рисков
осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных
практик); осознание неприемлемости всех форм антиобщественного поведения;
приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы
финансовой грамотности, в практической деятельности, в повседневной жизни
для решения бытовых задач, реализации и защиты прав человека и гражданина,
прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг) и осознанного
выполнения гражданских обязанностей; для анализа потребления домашнего
хозяйства; для составления личного финансового плана; для выбора профессии
и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; для опыта
публичного представления результатов своей деятельности в соответствии с
темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;
приобретение опыта самостоятельного и под руководством учителя
заполнения формы (в том числе электронной) и составления простейших
документов (заявления, обращения, декларации, доверенности, личного
финансового плана, резюме);
приобретение опыта осуществления совместной деятельности, включая
взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной
принадлежности на основе национальных ценностей современного российского
общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и
взаимопонимания между народами, людьми разных культур; осознание
ценности культуры и традиций народов России.
Предметные результаты по разделам
8 КЛАСС
Человек в экономических отношениях
 осваивать под руководством педагога и применять знания об
экономической жизни общества, её основных проявлениях,
экономических системах, собственности, механизме рыночного
регулирования экономики, финансовых отношениях, роли государства
в экономике, видах налогов, основах государственной бюджетной и
денежно-кредитной политики, о влиянии государственной политики на
развитие конкуренции;
 характеризовать
после
предварительного
анализа
способы
координации хозяйственной жизни в различных экономических

10


















системах; объекты спроса и предложения на рынке труда и финансовом
рынке; функции денег;
приводить с опорой на источник информации примеры способов
повышения эффективности производства; деятельности и проявления
основных
функций
различных
финансовых
посредников;
использования способов повышения эффективности производства;
классифицировать после предварительного анализа механизмы
государственного регулирования экономики;
сравнивать по алгоритму различные способы хозяйствования;
объяснять с опорой на источник информации связи политических
потрясений и социально-экономических кризисов в государстве;
использовать полученные знания для объяснения с помощью педагога
причин достижения (недостижения) результатов экономической
деятельности; для объяснения основных механизмов государственного
регулирования экономики, государственной политики по развитию
конкуренции,
социально-экономической
роли
и
функций
предпринимательства,
причин
и последствий
безработицы,
необходимости правомерного налогового поведения;
решать с опорой на алгоритм учебных действий познавательные и
практические задачи, связанные с осуществлением экономических
действий, на основе рационального выбора в условиях ограниченных
ресурсов; с использованием различных способов повышения
эффективности производства; отражающие типичные ситуации и
социальные взаимодействия в сфере экономической деятельности;
отражающие процессы;
овладевать смысловым чтением, преобразовывать с помощью педагога
текстовую экономическую информацию в модели (таблица, схема,
график и пр.), в том числе о свободных и экономических благах, о видах
и формах предпринимательской деятельности, экономических и
социальных последствиях безработицы;
извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций
СМИ и Интернета о тенденциях развития экономики в нашей стране, о
борьбе с различными формами финансового мошенничества,
используя алгоритм учебных действий;
анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и
критически оценивать социальную информацию, включая экономикостатистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных
материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с личным социальным
опытом; используя обществоведческие знания, формулировать
выводы, подкрепляя их аргументами;
оценивать с опорой на источник информации собственные поступки и
поступки других людей с точки зрения их экономической
рациональности (сложившиеся модели поведения производителей и
потребителей; граждан, защищающих свои экономические интересы;
11

практики осуществления экономических действий на основе
рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов;
использования различных способов повышения эффективности
производства, распределения семейных ресурсов, для оценки рисков
осуществления
финансовых
мошенничеств,
применения
недобросовестных практик);
 приобретать опыт использования знаний, включая основы финансовой
грамотности, в практической деятельности и повседневной жизни для
анализа потребления домашнего хозяйства, структуры семейного
бюджета; составления личного финансового плана; для выбора
профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной
сфере; выбора форм сбережений; для реализации и защиты прав
потребителя (в том числе финансовых услуг), осознанного выполнения
гражданских обязанностей, выбора профессии и оценки собственных
перспектив в профессиональной сфере;
 приобретать опыт составления с опорой на образец простейших
документов (личный финансовый план, заявление, резюме);
 осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с
людьми
другой
культуры,
национальной
и
религиозной
принадлежности,
на
основе
гуманистических
ценностей,
взаимопонимания между людьми разных культур.
Человек в мире культуры
 осваивать с помощью педагога и применять знания о процессах и
явлениях в духовной жизни общества, о науке и образовании, системе
образования в Российской Федерации, о религии, мировых религиях,
об искусстве и его видах; об информации как важном ресурсе
современного общества;
 характеризовать по плану духовно-нравственные ценности нашего
общества, искусство как сферу деятельности, информационную
культуру и информационную безопасность;
 приводить примеры с опорой на источник информации политики
российского государства в сфере культуры и образования; влияния
образования на социализацию личности; правил информационной
безопасности;
 классифицировать после предварительного анализа по разным
признакам формы и виды культуры;
 сравнивать после предварительного анализа формы культуры,
естественные и социально-гуманитарные науки, виды искусств;
 объяснять, используя опорную схему, взаимосвязь развития духовной
культуры и формирования личности, взаимовлияние науки и
образования;
 использовать полученные знания для объяснения роли непрерывного
образования;
12
















определять с точки зрения социальных ценностей и с опорой на
обществоведческие знания факты общественной жизни своё
отношение к информационной культуре и информационной
безопасности, правилам безопасного поведения в Интернете;
решать с опорой на алгоритм учебных действий познавательные и
практические задачи, касающиеся форм и многообразия духовной
культуры;
овладевать смысловым чтением текстов по проблемам развития
современной культуры, составлять план, преобразовывать текстовую
информацию с помощью педагога в модели (таблицу, диаграмму,
схему) и преобразовывать предложенные модели в текст по образцу;
осуществлять под руководством педагога поиск информации об
ответственности современных учёных, о религиозных объединениях в
Российской Федерации, о роли искусства в жизни человека и общества,
о видах мошенничества в Интернете в разных источниках информации;
анализировать, систематизировать, критически оценивать и обобщать
социальную информацию, представленную в разных формах
(описательную, графическую, аудиовизуальную), при изучении
культуры, науки и образования;
оценивать после предварительного анализа собственные поступки,
поведение людей в духовной сфере жизни общества;
использовать полученные знания для публичного представления
результатов своей деятельности в сфере духовной культуры в
соответствии с особенностями аудитории и регламентом;
приобретать опыт осуществления совместной деятельности при
изучении особенностей разных культур, национальных и религиозных
ценностей.

13

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС, 34 часа
Тематические
блоки, темы

Основные виды деятельности обучающихся

Основное содержание

Человек в экономических отношениях 20 часов (21 час)
Экономика —
основа
жизне­деятельно
сти человека.
5 часов

Экономическая
жизнь
общества. Потребности и
ресурсы.
Ограниченность
ресурсов.
Экономический
выбор.
Экономическая
система и её функции.
Собственность.
Производство — источник
экономических
благ.
Факторы производства.

Осваивать и применять знания об основных проявлениях
экономической жизни общества: извлекать и интерпретировать
информацию из разных источников.
Характеризовать с опорой на план способы координации
хозяйственной жизни в различных экономических системах:
описывать
различные
способы
хозяйствования
и
формулировать основания для сравнения.
Определять и аргументировать с точки зрения социальных
ценностей и с опорой на обществоведческие знания, факты
общественной жизни, своё отношение к предпринимательству

Трудовая деятельность.
Предпринимательство.
Производительность труда.
Разделение труда.
Обмен. Деньги и их функции.
Торговля и её формы.

и развитию собственного бизнеса: формулировать суждения на
основе информации, предложенной учителем; выражать своё
отношение к решениям людей в конкретных ситуациях. Основы
функциональной грамотности: финансовая грамотность.
Решать с опорой на алгоритм учебных действий
познавательные и практические задачи: анализировать
реальные
социальные
ситуации
для
осуществления
экономических действий на основе рационального выбора в
условиях ограниченных ресурсов; исследовать несложные
практические ситуации, связанные с использованием
различных способов повышения эффективности производства.
Основы
функциональной
грамотности:
финансовая
грамотность.
Овладевать смысловым чтением: преобразовывать текстовую
экономическую информацию в модели (таблица, схема).
Приводить с помощью педагога примеры организации
эффективного производства на основе жизненных ситуаций:
иллюстрировать действие факторов, влияющих на повышение
производительности труда.
Оценивать самостоятельно или с помощью педагога значение
экономически рационального поведения основных участников
обмена: анализировать сложившиеся практики и модели
поведения. Основы функциональной грамотности: финансовая
грамотность.
Использовать полученные знания для объяснения социальноэкономической роли предпринимательства: описывать и
раскрывать на примерах функции предпринимательства.
Вносить коррективы в моделируемую экономическую
деятельность на основе изменившихся ситуаций.

Рыночные
отношения
экономике.
5 часов

в

Рыночная
экономика.
Конкуренция.
Спрос
и
предложение.
Рыночное
равновесие. Невидимая рука
рынка. Многообразие рынков.
Предприятие в экономике.
Издержки,
выручка
и
прибыль. Как повысить
эффективность
производства.

Осваивать и применять знания о рыночном хозяйстве как одном
из
способов
организации
экономической
жизни:
формулировать собственное мнение о роли рыночного
механизма и необходимости развития конкуренции для
регулирования экономики.
Использовать
полученные
знания
для
объяснения
взаимосвязей
рынка
и
конкуренции:
высказывать
обоснованные суждения о влиянии конкуренции на
функционирование рынка.
Приводить с помощью педагога примеры использования
способ ов п овышения эффек тивно сти п р ои з во дст в а:
и л л ю с т р и р о в а т ь
на

14

Финансовые
отношения
экономике

5 часов

в

Заработная
плата
и
стимулирование
труда.
Занятость и безработица.

основе социальных фактов различные способы повышения его
эффективности.
Оценивать после предварительного анализа поведение людей с
точки
зрения
их
экономической
рациональности:
анализировать и оценивать с позиций экономических знаний
сложившиеся практики и модели поведения производителя.
Приобретать опыт использования знаний для выбора
профессий
и
оценки
собственных
перспектив
в
профессиональной сфере: устанавливать преимущества
профессионализма и его взаимосвязь с жизненным успехом.
Извлекать
под
руководством
педагога
социальную
информацию из адаптированных источников и СМИ о
тенденциях развития современной рыночной экономики:
выявлять соответствующие факты.
Готовность к саморазвитию и личностному самоопределению.
Искать и отбирать социальную информацию из различных
источников в соответствии с познавательной задачей,
систематизировать,
интерпретировать
и
оценивать
достоверность социальной информации, в том числе о
тенденциях развития современной рыночной экономики.

Финансовый
посредники
страховые
кредитные

рынок
и
(банки,
компании,

Приводить под руководством педагога примеры деятельности и
проявления основных функций различных финансовых
посредников: описывать ситуации деятельности финансовых
п о с р е д н и к о в
и
их

союзы, участники фондового
рынка). Услуги финансовых
посредников. Основные типы
финансовых инструментов:
акции и облигации.
Банковские
услуги,
предоставляемые
гражданам (депозит, кредит,
платёжная карта, денежные
переводы, обмен валюты).
Дистанционное банковское
обслуживание.
Страховые
услуги.
Защита прав потребителя
финансовых услуг.

функции на основе предложенных учителем источников.
Оценивать после предварительного анализа собственные
поступки и поступки других участников финансового рынка с
точки зрения их экономической рациональности (включая
вопросы,
связанные
с
личными
финансами
и
предпринимательской деятельностью, для оценки рисков
осуществления финансовых мошенничеств, применения
недобросовестных практик): формулировать и представлять
краткие выводы о способах эффективного использования
денежных средств. Основы функциональной грамотности:
финансовая грамотность.
Анализировать, обобщать, систематизировать, критически
оценивать с помощью педагога социальную информацию,
включая экономико-статистическую, из адаптированных
источников (в том числе учебных материалов) и публикаций
СМИ, соотносить её с личным социальным опытом;
формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
выполнять задания к предложенным учителем фрагментам.
Приобретать опыт использования знаний основ финансовой
грамотности для реализации защиты прав потребителя
финансовых услуг: выражать собственное отношение к
нарушению прав и недобросовестному поведению участников
финансового рынка. Основы функциональной грамотности:
финансовая грамотность.
Осуществлять
совместную
деятельность,
включая
взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и
религиозной принадлежности, на основе гуманистических
ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур:
выполнять учебные задания в парах и группах.
Выявлять после предварительного анализа проблемы и
выбирать различные подходы (способы) для принятия решений в
жизненных и учебных ситуациях в целях защиты экономических
интересов.

15

Домашнее
хозяйство
3 часа

Экономические
функции
домохозяйств. Потребление
домашних хозяйств.
Потребительские товары и
товары
длительного
пользования.
Источники
доходов
и
расходов семьи. Семейный
бюджет.
Личный
финансовый план.
Способы
и
формы
сбережений.

Использовать
знания
для
объяснения
взаимосвязей
экономических явлений: объяснять причины достижения
(недостижения) результатов экономической деятельности.
Приобретать опыт использования полученных знаний в
практической
повседневной
жизни:
анализировать
потребление домашнего хозяйства, структуру семейного
бюджета, выполнение гражданских обязанностей (в том числе
по
уплате
налогов),
собственные
перспективы
в
профессиональной сфере в целях осознанного выбора
профессии; сопоставлять свои потребности и возможности.
Основы
функциональной
грамотности:
финансовая
грамотность.
Оценивать после предварительного анализа собственные
поступки и поведение других людей с точки зрения их
экономической рациональности: давать оценку рациональному
распределению семейных ресурсов. Основы функциональной
грамотности: финансовая грамотность.
Решать с опорой на алгоритм учебных действий
познавательные и практические задачи, отражающие процессы
формирования, накопления и инвестирования сбережений:
формулировать и представлять краткие
выводы о способах эффективного использования денежных
средств и различных форм сбережений. Основы функциональной
грамотности: финансовая грамотность.
Приобретать опыт составления простейших документов:
составлять семейный бюджет, личный финансовый план,
заявление, резюме. Основы функциональной грамотности:
финансовая грамотность.
Анализировать после предварительного анализа практические
ситуации, связанные с реализацией гражданами своих
экономических интересов.

Экономические
цели и функции
государства.
2 часа (3 часа)

Экономические
цели
и
функции
государства.
Налоги.
Доходы
и
расходы
государства.
Государственный бюджет.
Государственная
бюджетная
и
денежнокредитная
политика
Российской Федерации.
Государственная политика
по развитию конкуренции.

Осваивать и применять знания о роли государства в экономике,
об основах государственной бюджетной и денежно-кредитной
политики Российской Федерации: описывать экономические
цели и функции государства.
Классифицировать с опорой на алгоритм (в том числе
устанавливать
существенный
признак
классификации)
механизмы государственного регулирования экономики:
составлять классификационную таблицу.
Устанавливать и объяснять после предварительного анализа
связи политических потрясений и социально-экономических
кризисов в государстве: описывать социальные ситуации и
факты.
Использовать знания для объяснения основных механизмов
государственного регулирования экономики, в том числе
государственной политики по развитию конкуренции:
высказывать
обоснованные
суждения
о
различных
направлениях экономической политики государства и её
влиянии на экономическую жизнь общества, о влиянии
государственных решений на развитие конкуренции.
Выявлять с помощью педагога причинно-следственные связи
при изучении экономических явлений и процессов.

Человек в мире культуры 10 часов (11 часов)

16

Культура, её
многообразие и
формы.
1 час (2 часа)

Культура, её многообразие и
формы. Влияние духовной
культуры на формирование
личности.
Современная
молодёжная
культура.

Осваивать и применять знания о процессах и явлениях
в духовной жизни: различать в предлагаемых ситуациях формы
культуры, выявлять их описания в тексте, составлять опорные
схемы и планы. Классифицировать с опорой на визуальный
материал по разным признакам формы и виды культуры:
сопоставлять определённые примеры с указанными формами
(видами) культуры, составлять собственные модельные
примеры различных видов культуры.
Сравнивать после предварительного анализа формы культуры:
различать признаки разных форм культуры в предлагаемых
ситуациях и примерах.
Устанавливать и объяснять после предварительного анализа
взаимосвязь развития духовной культуры и формирования
личности: описывать взаимовлияние различных форм
культуры, современной молодёжной культуры и личностного
развития личности.
Овладевать смысловым чтением текстов по проблемам
развития
современной
культуры:
составлять
план,
преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу,
диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные модели в
текст., Основы функциональной грамотности: читательская
грамотность
Приобретать опыт осуществления совместной деятельности при
изучении особенностей разных культур, национальных и
религиозных ценностей: выявлять дефициты информации,
данных, необходимых для решения поставленной задачи в
процессе совместной работы. Основы функциональной
грамотности: глобальные компетенции.
Содействовать формированию внутренней позиции личности
как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям
и жизни в целом.
Способствовать осознанию ценности самостоятельности и
инициативы.
Самостоятельно или с помощью учителя выбирать способ
решения учебной задачи в процессе работы с кейсами (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с
учётом самостоятельно выделенных критериев).

Наука и
образование в
Российской
Федерации.
4 часа

Наука.
Естественные
и
социально-гуманитарные
науки. Роль науки в развитии
общества.
Образование. Личностная и
общественная значимость
образования в современном
обществе. Образование в
Российской
Федерации.
Самообразование.
Политика в сфере культуры
и образования в Российской
Федерации.

Осваивать и применять знания о науке и образовании, о системе
образования в Российской Федерации: отбирать с заданных
позиций приведённые в тексте описания.
Сравнивать после предварительного анализа естественные и
социально-гуманитарные науки: находить их сходства и
различия в предлагаемых примерах.
Решать с опорой на алгоритм учебных действий познавательные
и практические задачи, касающиеся форм и многообразия
духовной культуры: анализировать жизненные ситуации и
принимать решения относительно осуществления конкретных
действий в области науки, образования, самообразования. Основы
функциональной грамотности: глобальные компетенции.
Осуществлять под руководством педагога поиск информации об
ответственности современных учёных в разных источниках:
сопоставлять и

17

обобщать информацию, представленную в разных формах
(описательную, графическую, аудиовизуальную).
Приводить под руководством педагога примеры политики
Российского государства в сфере культуры и образования:
отбирать соответствующие ситуации из учебных текстов и СМИ.
Использовать полученные знания для объяснения роли
непрерывного образования: выполнять индивидуальные и
групповые проекты.
Формировать мотивацию к целенаправленной социально
значимой деятельности (получению образования).
Выявлять причинно-следственные связи, доказывая значение
образования в условиях усложнения технологий в современном
обществе.
Самостоятельно или с помощью педагога формулировать
обобщения и выводы по результатам проведённого миниисследования
(работа
со
статистикой),
владеть
инструментами оценки достоверности полученных выводов и
обобщений.
Роль религии в
жизни общества.
2 часа

Роль искусства в
жизни человека.
2 часа

П оня тие рел иг и и. Ро ль
религии в жизни человека и
общества. Свобода совести и
свобода вероисповедания.
Национальные и мировые
религии. Религии и
религиозные

Осваивать и применять знания о религии, мировых религиях:
различать в предлагаемых ситуациях мировые религии,
особенности религии как социального института.
Сравнивать после предварительного анализа мировые и
национальные религии: составлять сравнительную таблицу.
Осуществлять под руководством педагога поиск информации о
религиозных объединениях в Российской Федерации в разных
источниках

объединения в Российской
Федерации

информации: сопоставлять и обобщать информацию,
представленную в разных формах (описательную, графическую,
аудиовизуальную).
Оценивать собственные поступки, поведение людей в духовной
сфере жизни общества: выражать свою точку зрения,
участвовать в дискуссии.
Овладевать под руководством педагога навыками работы с
информацией: воспринимать и создавать информационные
тексты в различных форматах, в том числе цифровых.

Что такое искусство. Виды
искусств. Роль искусства в
жизни человека и общества.

Осваивать и применять знания об искусстве и его видах:
различать в предлагаемых ситуациях объекты, относящиеся к
разным видам искусства.
Характеризовать с опорой на план искусство: отбирать в тексте
значимые признаки для его характеристики.
Сравнивать после предварительного анализа виды искусств:
составлять сравнительные таблицы.
Осуществлять с помощью педагога поиск информации о роли
искусства в жизни человека и общества в разных источниках
информации: сопоставлять и обобщать информацию,
представленную в разных формах (описательную, графическую,
аудиовизуальную).
Формировать готовность обучающихся к саморазвитию,
самостоятельности в определении своего отношения к искусству
как форме общественного сознания.
Овладевать навыками работы с информацией: восприятие и
создание информационных текстов в различных форматах, в
том числе цифровых.

18

Роль
информации в
современном
мире.
1 час

Роль
информации
и
информационных
технологий в современном
мире.
Информационная
культура и информационная
безопасность.
Правила
безопасного поведения в
Интернете.

Осваивать и применять знания об информации как важном
ресурсе современного общества: различать в предлагаемых
ситуациях объекты, относящиеся к разным видам информации.
Характеризовать с опорой на план информационную культуру и
информационную безопасность: отбирать в тексте признаки
информационной культуры, особенности информационной
безопасности.
Приводить с помощью педагога конкретные примеры правил
информационной безопасности: моделировать ситуации,
отражающие их действие и значение.
Определять и аргументировать после предварительного
анализа с точки зрения социальных ценностей и с опорой на
обществоведческие знания факты общественной жизни, своё
отношение к информационной культуре и информационной
безопасности, правилам безопасного поведения в Интернете:
формулировать
суждения
на
основе
информации,
предложенной учителем; выражать своё отношение кпоступкам
людей в конкретных ситуациях.
Осуществлять поиск информации о видах мошенничества в
Интернете: составлять с помощью педагога или самостоятельно
алгоритм безопасного поведения в Интернете, сопоставляя и
обобщая информацию, представленную в разных формах
(описательную, графическую, аудиовизуальную).
Использовать
полученные
знания
для
публичного
представления результатов своей деятельности в сфере духовной культуры: выступать с сообщениями в соответствии с
особенностями аудитории и регламентом.
Содействовать формированию готовности обучающихся к
саморазвитию,
самостоятельности
и
личностному
самоопределению.
Овладевать навыками работы с информацией: выявлять
дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи.

4 часа (2 часа)— защита проектов, итоговое повторение

19

Календарно-тематическое планирование
Количество часов
№ п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Тема урока

Экономическая жизнь общества
Экономическая система и её функции.
Собственность
Производство — источник
экономических благ
Предпринимательство.
Производительность труда. Разделение
труда
Деньги, обмен, торговля
Рыночная экономика. Конкуренция.
Многообразие рынков
Спрос и предложение. Рыночное
равновесие
Предприятие в экономике
Заработная плата и стимулирование
труда. Занятость и безработица
Финансовый рынок и финансовые
посредники

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

1

05.09

1

12.09

1

19.09

1

26.09

1

03.10

1

10.10

1

17.10

1

24.10

1

07.11

1

14.11

11

Банковские услуги

1

21.11

12

Страховые услуги

1

28.11

13

Защита прав потребителя финансовых

1

05.12

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebfda0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebff6c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec0124

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec06f6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec091c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec0ae8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec0cb4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec0e62

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec1132

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec12ea

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec14b6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec175e

Библиотека ЦОК

услуг

https://m.edsoo.ru/f5ec1920

14

Экономические функции домохозяйств

1

12.12

15

Потребление домашних хозяйств.
Потребительские товары и товары
длительного пользования

1

19.12

16

Источники доходов и расходов семьи

1

26.12

1

09.01

1

16.01

1

23.01

17
18

19

20

Экономические цели и функции
государства
Налоги. Государственный бюджет.
Государственная политика по развитию
конкуренции
Повторительно-обобщающий урок по
теме "Человек в экономических
отношениях"
Повторительно-обобщающий урок по
теме "Человек в экономических
отношениях"

1

1

30.01

21

Культура, её многообразие и формы.

1

06.02

22

Наука. Роль науки в развитии общества

1

13.02

23

Образование в современном обществе

1

20.02

1

27.02

1

05.03

1

12.03

1

19.03

24
25
26
27

Образование в Российской Федерации.
Самообразование
Политика в сфере культуры и
образования в Российской Федерации
Роль религии в жизни человека и
общества
Национальные и мировые религии.
Религии и религиозные объединения в
Российской Федерации

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec1ae2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec1e70

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec2046

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec21ea

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec23a2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec255a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec27f8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec29ce

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec2b86

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec2d2a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec305e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec31da

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec3356

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec34c8

28

Что такое искусство. Виды искусств

Роль искусства в жизни человека и
общества
Роль информации и информационных
30
технологий в современном мире
Повторительно-обобщающий урок по
31
теме "Человек в мире культуры"
Защита проектов по теме по теме
32
"Финансовая грамотность"
Защита проектов по теме "Человек в
33
экономике"
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
29

1

09.04

1

16.04

1

23.04

1

1

07.05

1

14.05

1

21.05

34

2

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec363a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec38c4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec3a5e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec3bd0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec3d60

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec3f72


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».