МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской
области
МУ УО Миллеровского района
МБОУ Никольская СОШ
РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
Председатель
СОГЛАСОВАНО
Методическим советом
_______Полторацкая И.А.
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
________Терновая Е.В.
______Терновая Е.В.
Протокол №1
от « 15 »08. 2023 г.
Протокол №1
от « 15» 08. 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Приказ № 63
от «15» 08. 2023 г.
Подписан:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН
ОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НИКОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН
АЯ ШКОЛА
Основание: Я являюсь
автором этого документа
Местоположение:
сл.Никольская
Дата: 2023-10-02 13:14:
01
учебного предмета «Родной язык (русский)»
для обучающихся 11 класса
сл. Никольская 2023 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 11 класса составлена на
основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации №1897 от 17.12.2010г
2. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (статья 47 п.5).
3. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2022-2023
учебный год.
Согласно учебному плану программа рассчитана на 17 часов в год (0,5 часа в
неделю) в 11 классе
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и
навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.
Место предмета «Русский родной язык» в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений
Российской Федерации предусматривает обязательное изучение родного (русского)
языка в 11 классе – 18 часов. Фактическое количество часов 18
Главная цель данного курса — воспитание гражданственности и патриотизма,
любви к родному языку, отношения к языку как духовной ценности, средству общения;
развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке,
обогащение словарного запаса; формирование умений опознавать, анализировать,
классифицировать языковые факты, расширение лингвистического кругозора учащихся за
счёт изучения художественных произведений; постижение языковых способов создания
художественного мира произведений; овладение языком как средством выражения
собственных мыслей и чувств, совершенствование практических, коммуникативных
навыков и умений.
Планируемые результаты.
Личностные:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения
в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как
явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств
для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речь.
Метапредметные :1) умение работать с разными источниками информации: текстом
учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и
оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; овладение
составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть
проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы,
ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и
прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае
обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном.
Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и
что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
3) умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие
со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для
дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения,
аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
1. Регулятивные УУД
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные УУД
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
3. Коммуникативные УУД
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а
не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и
т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Предметные :
Изучение предметной области "Родной (русский язык) язык " должно обеспечить:
- сформированность представлений о роли родного (русского) языка в жизни человека,
общества, государства, способности свободно общаться на родном (русском) языке в
различных формах и на разные темы;
- включение в культурно-языковое поле родной (русской) литературы и культуры,
воспитание ценностного отношения к родному (русскому) языку как носителю культуры
своего народа;
- сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным,
интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;
- свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения родным
(русским) литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в
соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
- сформированность знаний о родном (русском) языке как системе и как
развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его
функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, аналитических умений в
отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и
жанров.
Предметным результатам освоения курса родного (русского) являются:
1) сформированность понятий о нормах родного (русского) языка и применение
знаний о них в речевой практике;
2) владение видами речевой деятельности на родном (русском) языке
(аудирование, чтение, говорение и письмо), обеспечивающими эффективное
взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения;
3) сформированность навыков свободного использования коммуникативноэстетических возможностей родного (русского) языка;
4) сформированность понятий и систематизацию научных знаний о родном
(русском) языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий
лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного (русского) языка;
5) сформированность навыков проведения различных видов анализа слова
(фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического),
синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного
анализа текста на родном (русском) языке;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема
используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств
на родном (русском) языке адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
родного ( русского) языка, основными нормами родного (русского) языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в
речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к
речевому самосовершенствованию;
8) сформированность ответственности за языковую культуру как
общечеловеческую ценность; осознание значимости чтения на родном (русском) языке и
изучения родной (русской) литературы для своего дальнейшего развития; формирование
потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире,
гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
9) сформированность понимания родной (русской) литературы как одной из
основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания
жизни;
Учащиеся научатся:
осознавать роль русского родного языка в жизни общества и государства, в жизни
человека;
объяснять изменения в русском языке как объективный процесс; понимать и
комментировать внешние и внутренние факторы языковых изменений;
понимать и толковать значения русских слов с национально-культурным
компонентом, правильно употреблять их в речи;
понимать и толковать значения фразеологических оборотов с национальнокультурным
компонентом;
комментировать
историю
происхождения
фразеологических оборотов, уместно употреблять их в современных ситуациях
речевого общения;
распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);
владеть основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета;
анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского
литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учетом ее
соответствия основным нормам современного литературного языка;
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать роль заимствованной лексики в современном русском языке;
распознавать слова, заимствованные русским языком из языков народов России и
мира;
определять причины изменений в словарном составе языка, перераспределения
пластов лексики между активным и пассивным запасом слов;
правилам информационной безопасности при общении в социальных сетях;
уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном
общении: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба,
принесение извинений и др.;
использовать в общении этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие
противостоять речевой агрессии.
Требования к уровню подготовки (к знаниям, умениям, навыкам)
обучающихся за курс 10
В результате изучения русского родного языка на базовом уровне ученик
должен знать/понимать:
роль русского языка как национального языка русского народа,
государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического,
официально-делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официальноделового стилей и разговорной речи;
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические,
лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого
этикета;
уметь:
•
различать разговорную речь, научный, публицистический, официальноделовой стили, язык художественной литературы;
•
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и
стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
•
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
•
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным
компонентом;
различать разговорную речь и язык художественной литературы;
владеть различными видами монолога (повествование, описание,
рассуждение) и диалога;
совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста в
соответствии с изученным языковым материалом;
извлекать информацию из различных источников;
находить в словах изученные орфограммы, орфографические ошибки и
исправлять их; правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами; пользоваться
орфографическими словарями;
•
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения
(цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
говорение и письмо
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ,
изложение, конспект);
создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат,
выступление, письмо, расписка, заявление);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с
темой, целями, сферой и ситуацией общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание,
рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и
регулирование межличностных отношений);
•
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность,
связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и
явлениям окружающей действительности к прочитанному, услышанному,
увиденному;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к
родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
•
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых,
социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых
грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за
собственной речью;
•
использования родного языка как средства получения знаний по другим
учебным предметам и продолжения образования.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются:
текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов,
предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных
(«Проверяю себя») работ, диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных
работ, комплексного анализа текстов.
В программе реализована коммуникативная и функциональная направленность
обучения русскому языку, намечены пути развития речевой способности обучающихся.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
11 КЛАСС
Раздел 1. Язык и культура
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. Примеры
ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость.
Образ человека в языке: слова-концепты «дух» и «душа».
Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений
художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п. О
происхождении фразеологизмов. Источники фразеологизмов.
Развитие языка как объективный процесс. Основные тенденции развития
современного русского языка.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных
вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической нормы как
художественный приѐм.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая
сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с
речевой избыточностью. Современные толковые словари. Отражение вариантов
лексической нормы в современных словарях.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря,
согласно, вопреки. Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о
книге – рецензия на книгу). Правильное употребление предлогов в составе
словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала).
Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие этикета.
Этикет Интернет-переписки.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст.
Язык и речь. Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности
при общении в социальных сетях.
Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация,
конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые
особенности. Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите
проекта. Публицистический стиль. Проблемный очерк.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название раздела
Темы
Кол. час.
1.Язык и культура
6
2.Культура речи
6
3.Речь. Речевая деятельность. Текст.
5
4.Повторение
1
Итого
18
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Название раздела
Темы
Коли
чество
часов
Язык и культура
6
1
Русский язык как зеркало национальной
культуры и истории народа.
1
2
Ключевые слова (концепты) русской культуры,
их национально-историческая значимость.
1
3
Крылатые слова и выражения в русском языке.
1
4
О происхождении фразеологизмов. Источники
фразеологизмов.
1
5
Развитие русского языка как объективный
процесс.
1
6
Основные тенденции развития современного
русского языка.
1
Культура речи
6
7
Основные орфоэпические нормы современного
русского литературного языка.
1
8
Основные лексические нормы современного
русского литературного языка.
1
9
Типичные ошибки‚ связанные с нарушением
лексической сочетаемости.
1
Дата
проведения
по
факти
плану ческая
9.01
16.01
23.01
30.01
6.02
13.02
20.02
27.03
5.03
10
Основные грамматические нормы современного
русского литературного языка.
1
11
Правильное построение словосочетаний по типу
управления. Нормы употребления предлогов.
1
12
Этика и этикет в электронной среде общения.
1
Речь. Речевая деятельность. Текст.
5
12.03
19.03
9.04
Русский язык в Интернете. Правила
информационной безопасности при общении в
социальных сетях.
1
14
К/р Виды преобразования текстов: аннотация,
конспект.
1
15
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
1
16
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение.
1
7.05
17
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
1
14.05
18
Итоговое повторение.
1
21.05
13
16.04
23.04
30.04