МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство и профессионального образования Ростовской области МУ УО Миллеровского района МБОУ Никольская СОШ РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Педагогическим советомПредседатель Методическим советом Директор школы ________________________ ________________________ И.А.Полторацкая Е.В.Терновая Приказ №63 от «15» 08 Е.В.Терновая Протокол №1 от «15» 08 2023 г. г. 2023 Г. г. Протокол №1 от «15» 08 2023 г. Подписан: ________________________ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН ОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НИКОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН АЯ ШКОЛА Основание: Я являюсь автором этого документа Местоположение: сл.Никольская Дата: 2023-10-02 13:17: 24 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 799574) учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 3 класса Составитель: Локтева Людмила Васильевна Учитель начальных классов сл.Никольская 2023 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский язык»), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретѐнные знания, опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского языка является основой всего процесса обучения на уровне начального общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам. Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности обучающихся, особенно таких еѐ компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей: 1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; 2) овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо; 3) овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета; 4) использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета; 5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения русскому языку является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение». МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Общее число часов, отведѐнных на изучение «Русского языка» в 3 классе – по 165 ч. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 3 КЛАСС Сведения о русском языке Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент. Фонетика и графика Звуки русского языка: гласный (согласный); гласный ударный (безударный); согласный твѐрдый (мягкий), парный (непарный); согласный глухой (звонкий), парный (непарный); функции разделительных мягкого и твѐрдого знаков, условия использования на письме разделительных мягкого и твѐрдого знаков (повторение изученного). Соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Орфоэпия[4] Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование орфоэпического словаря для решения практических задач. Лексика Повторение: лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова (ознакомление). Устаревшие слова (ознакомление). Состав слова (морфемика) Корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые случаи); окончание как изменяемая часть слова (повторение изученного). Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Корень, приставка, суффикс ‑ значимые части слова. Нулевое окончание (ознакомление). Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Морфология Части речи. Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Имена существительные единственного и множественного числа. Имена существительные мужского, женского и среднего рода. Падеж имѐн существительных. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Изменение имѐн существительных по падежам и числам (склонение). Имена существительные 1, 2, 3го склонения. Имена существительные одушевлѐнные и неодушевлѐнные. Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Изменение имѐн прилагательных по родам, числам и падежам (кроме имѐн прилагательных на -ий, -ов, -ин). Склонение имѐн прилагательных. Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их употребление в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте. Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Неопределѐнная форма глагола. Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по временам, числам. Род глаголов в прошедшем времени. Частица не, еѐ значение. Синтаксис Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Главные члены предложения ‑ подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Предложения распространѐнные и нераспространѐнные. Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но и без союзов. Орфография и пунктуация Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале). Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Правила правописания и их применение: разделительный твѐрдый знак; непроизносимые согласные в корне слова; мягкий знак после шипящих на конце имѐн существительных; безударные гласные в падежных окончаниях имѐн существительных (на уровне наблюдения); безударные гласные в падежных окончаниях имѐн прилагательных (на уровне наблюдения); раздельное написание предлогов с личными местоимениями; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); раздельное написание частицы не с глаголами. Развитие речи Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и другое Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Речевые средства, помогающие: формулировать и аргументировать собственное мнение в диалоге и дискуссии; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и групповой работы. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но. Ключевые слова в тексте. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа. Жанр письма, объявления. Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану. Изучающее чтение. Функции ознакомительного чтения, ситуации применения. часы не предусмотрены ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка; проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идѐт работа на уроках русского языка; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражѐнных в текстах, с которыми идѐт работа на уроках русского языка; духовно-нравственного воспитания: осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования; бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения; трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми идѐт работа на уроках русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идѐт работа на уроках русского языка; экологического воспитания: бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; неприятие действий, приносящих вред природе; ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другое); устанавливать аналогии языковых единиц; объединять объекты (языковые единицы) по определѐнному признаку; определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы; находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц; выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию; устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведѐнного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа еѐ проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова); анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией; готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий: устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц; находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку; сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учѐтом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в третьем классе обучающийся научится: объяснять значение русского языка как государственного языка Российской Федерации; характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам; производить звукобуквенный анализ слова (в словах с орфограммами; без транскрибирования); определять функцию разделительных мягкого и твѐрдого знаков в словах; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учѐтом функций букв е, ѐ, ю, я, в словах с разделительными ь, ъ, в словах с непроизносимыми согласными; различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния термина); различать однокоренные слова и синонимы; находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс; выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи; распознавать слова, употреблѐнные в прямом и переносном значении (простые случаи); определять значение слова в тексте; распознавать имена существительные; определять грамматические признаки имѐн существительных: род, число, падеж; склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями; распознавать имена прилагательные; определять грамматические признаки имѐн прилагательных: род, число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом имѐн существительных; распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глаголов: форму времени, число, род (в прошедшем времени); изменять глагол по временам (простые случаи), в прошедшем времени ‑ по родам; распознавать личные местоимения (в начальной форме); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте; различать предлоги и приставки; определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске; находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; распознавать распространѐнные и нераспространѐнные предложения; находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила; применять изученные правила правописания, в том числе непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); непроизносимые согласные в корне слова; разделительный твѐрдый знак; мягкий знак после шипящих на конце имѐн существительных; не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами; правильно списывать слова, предложения, тексты объѐмом не более 70 слов; писать под диктовку тексты объѐмом не более 65 слов с учѐтом изученных правил правописания; находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки; понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию; строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3-5 предложений на определѐнную тему, по результатам наблюдений) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но); определять ключевые слова в тексте; определять тему текста и основную мысль текста; выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или предложений их смысловое содержание; составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст; писать подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно составленному плану; объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач; уточнять значение слова с помощью толкового словаря. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Контрольные работы Всего 1 Общие сведения о языке 1 2 Фонетика и графика 2 3 Лексика 5 4 Состав слова 9 5 Морфология 43 6 Синтаксис 13 7 Орфография и пунктуация 50 8 Развитие речи 30 Резервное время 12 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 165 Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8 13 0 0 3 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего Контрольные работы Практические работы Дата изучения 1 Русский язык как государственный язык Российской Федерации 1 01.09 2 Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста 1 04.09 3 Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: тема текста, основная мысль текста 1 05.09 4 Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: заголовок 1 06.09 5 Определение типов текстов:повествование, описание, рассуждение 1 07.09 6 Отработка умения определять тип текста (повествование, описание, рассуждение) 1 08.09 7 Определение типов текстов: обобщение 1 11.09 8 Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений 1 12.09 Электронные цифровые образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841ebc8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84228ae Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8422d40 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8422d40 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8423038 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8423038 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8423038 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84239ca Предложение 1 13.09 1 14.09 11 Обобщение знаний о видах предложений. Предложения с обращениями (общее представление) 1 15.09 12 Связь слов в предложении 1 18.09 13 Главные члены предложения 1 19.09 14 Подлежащее 1 20.09 15 Сказуемое 1 21.09 16 Подлежащее и сказуемое 1 22.09 17 Второстепенные члены предложения 1 25.09 18 Предложения распространѐнные и нераспространѐнные 1 26.09 19 Однородные члены предложения 1 27.09 20 Однородные члены предложения с союзами и, а, но 1 28.09 21 Однородные члены предложения без 1 29.09 9 10 Коллективное составление рассказа по картине К. Е. Маковского "Дети, бегущие от грозы" Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8423682 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8423826 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8428268 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8423682 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8423d3a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84248ca Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8424a96 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8424d3e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84252c0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8426be8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8426dd2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8426f80 Библиотека ЦОК союзов 22 Коллективное составление рассказа по картине В. Д. Поленова "Золотая осень" 23 Простое и сложное предложение (общее представление). Запятая между частями сложного предложения https://m.edsoo.ru/f8426f80 1 02.10 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8422ac0 Библиотека ЦОК 1 03.10 24 Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы 1 04.10 25 Работаем с толковыми словарями 1 05.10 26 Прямое и переносное значение слова 1 06.10 27 Наблюдаем за значениями слов в тексте 1 09.10 28 Устаревшие слова. Омонимы. Фразеологизмы 1 10.10 29 Ключевые слова в тексте. Подробное изложение с языковым анализом текста 1 11.10 30 Части речи. Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи. 1 12.10 31 Составление плана текста. Составление предложений. Сочинение по картине (по коллективно составленному плану) 1 13.10 https://m.edsoo.ru/f844436e, https://m.edsoo.ru/f8444bfc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841f168 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841f938 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841f50a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841f35c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841f708 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843157a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844369e, https://m.edsoo.ru/f84437ca И. Т. Хруцкого "Цветы и плоды" 32 Однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов 33 Характеристика звуков русского языка 1 17.10 34 Повторение изученных орфографических правил: гласные после шипящих, буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч 1 18.10 35 Повторяем правописание слов с разделительным мягким знаком 1 19.10 16.10 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8421468 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841fb4a, https://m.edsoo.ru/f841fe24 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842009a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8423f9c Библиотека ЦОК 36 Соотношение звукового и буквенного состава слов 1 20.10 37 План текста. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану 1 23.10 38 Различение однокоренных слов и слов с омонимичными корнями https://m.edsoo.ru/f84202ac, https://m.edsoo.ru/f8420644, https://m.edsoo.ru/f8420842, https://m.edsoo.ru/f84209d2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8423272, https://m.edsoo.ru/f84234ca Библиотека ЦОК 24.10 1 39 Проверочная работа по теме «Повторение изученных орфографических правил» 1 40 Наблюдение за соединительными 1 1 25.10 26.10 https://m.edsoo.ru/f8421800, https://m.edsoo.ru/f8421238 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8426080 гласными о, е 41 Окончание как изменяемая часть слова 1 27.10 42 Нулевое окончание 1 07.11 43 Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Диктант с грамматическим заданием 1 08.11 44 Корень, приставка, суффикс — значимые части слова 1 09.11 45 Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса 1 10.11 46 Создание собственных текстовописаний. Сочинение по картине А.А. Рылова "В голубом просторе" 1 13.11 47 Состав слова: обобщение 1 14.11 48 Изложение повествовательного текста с опорой на предложенный план 1 15.11 49 Резерный урок по разделу состав слова: проектное задание "Семья слов" 1 16.11 50 Повторяем правописание проверяемых безударных гласных в корне слова 1 17.11 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842c110 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842163e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842163e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84219d6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84222d2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84300e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84220ca Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8426238 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8421e54 51 Повторяем правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова 1 20.11 52 Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова 1 21.11 53 Закрепление способов проверки написания слов с двумя безударными гласными в корне слова 1 22.11 54 Повторяем правописание парных по звонкости-глухости согласных в корне слова. Проверочный диктант. 1 55 Непроизносимые согласные в корне слова 1 24.11 56 Наблюдение за обозначением буквами непроизносимых согласных в корне слова 1 27.11 57 Отработка написания непроизносимых согласных в корне слова 1 28.11 58 Объяснительный диктант: отрабатываем написание слов с орфограммами корня 1 29.11 59 Правописание слов с удвоенными согласными 1 30.11 60 Отработка правописания слов с удвоенными согласными. 1 01.12 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8428c7c 23.11 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842da88 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842dcb8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842df92 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842a6b2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842a6b2 Проверочный диктант 61 Написание текста по заданному плану. Сочинение по картине В. М. Васнецова "Снегурочка" 1 62 Проверочная работа по теме "Правописание слов с орфограммами в корне" 1 63 Правописание суффиксов ость, ов и др. 1 04.12 1 05.12 06.12 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8421c24 Библиотека ЦОК 64 Закрепляем правописание суффиксов 1 07.12 65 Правописание приставок группа приставок с "о" и группа приставок с "а" 1 08.12 66 Закрепляем правописание приставок 1 11.12 1 12.12 67 68 Закрепляем правописание суффиксов и приставок Диктант с грамматическим заданием 1 1 https://m.edsoo.ru/f842b42c, https://m.edsoo.ru/f842b648 13.12 Библиотека ЦОК 69 Разделительный твѐрдый знак 1 14.12 70 Знакомство с жанром объявления 1 15.11 71 Объясняющий диктант: повторение правил правописания 1 18.12 72 Наблюдаем за знаками препинания в предложениях с однородными 1 19.12 https://m.edsoo.ru/f8423f9c, https://m.edsoo.ru/f8424190 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8430904 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84276d8 членами, не соединѐнными союзами 73 Диктант с грамматическим заданием 1 1 20.12 74 Вспоминаем нормы речевого этикета: приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ 1 21.12 75 Продолжаем учиться составлять план текста 1 22.12 76 Резерный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности 1 25.12 77 Резерный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности 1 26.12 78 Резерный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности 1 27.12 79 Резерный урок по разделу развитие речи: работаем с текстами 1 28.12 80 Ознакомительное чтение: когда оно нужно 1 29.12 81 Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Части речи 1 09.01 82 Имена существительные одушевлѐнные и неодушевлѐнные. 1 10.01 83 Изложение текста с опорой на коллективно составленный план 1 11.01 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8427d36 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842730e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8424f28 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8422494 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84228ae Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8428aec Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842c750 84 Число имѐн существительных 1 12.01 85 Имена существительные единственного и множественного числа. 1 15.01 86 Изменение имѐн существительных по числам 1 16.01 87 Имена существительные мужского, женского и среднего рода 1 17.01 88 Род имѐн существительных 1 18.01 89 Мягкий знак после шипящих на конце имѐн существительных 1 19.01 90 Закрепляем правило «Мягкий знак после шипящих на конце имѐн существительных» 1 22.01 91 Отрабатываем правило «Мягкий знак после шипящих на конце имѐн существительных». Объяснительный диктант 1 92 Изложение текста с опорой на коллективно составленный план 1 24.01 93 Падеж имѐн существительных 1 25.01 94 Составление рассказа покартине И. Я. Билибина "Иван-царевич и лягушка-квакушка" 1 26.01 95 Падеж имѐн существительных: именительный падеж 1 29.01 1 23.01 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84296c2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8429ec4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84291f4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8429906 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8429cd0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8429adc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842900a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842a086 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842a23e 96 Падеж имѐн существительных: родительный падеж 1 30.01 97 Падеж имѐн существительных: дательный падеж 1 31.01 98 Пишем поздравительную открытку к празднику 8 Марта 1 01.02 99 Падеж имѐн существительных: винительный падеж 1 02.02 100 Падеж имѐн существительных: творительный падеж 1 05.02 101 Падеж имѐн существительных: предложный падеж 1 06.02 102 Изменение имѐн существительных по падежам и числам (склонение). Сочинение по картине 1 07.02 103 Имена существительные 1, 2, 3-го склонения 1 08.02 104 Изложение текста с опорой на самостоятельно составленный план 1 09.02 105 Коллективное составление текста по картине К. Ф. Юона "Конец зимы. Полдень" (по опорным словам) 1 12.02 106 Наблюдение за правописанием безударных окончаний имѐн существительных 1-го склонения 1 13.02 107 Правописание безударных окончаний имѐн существительных 1-го склонения 1 14.02 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842b152 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842b878 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8430904 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842ba62 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842bd28 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842bf44 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8428e2a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842c32c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842c53e 108 Наблюдение за правописанием безударных окончаний имѐн существительных 2-го склонения 1 15.02 109 Правописание безударных окончаний имѐн существительных 2-го склонения 1 16.02 110 Наблюдение за правописанием безударных окончаний имѐн существительных 3-го склонения 1 19.02 111 Корректирование текстов с нарушенным порядком абзацев 1 20.02 112 Правописание безударных окончаний имѐн существительных 3-го склонения 1 21.02 113 Правописание окончаний имѐн существительных во множественном числе 1 22.02 114 Правописание безударных окончаний имѐн существительных: систематизация знаний 1 26.02 115 Объяснительный диктант (безударные гласные в падежных окончаниях имѐн существительных) 1 27.02 116 Правописание безударных окончаний имѐн существительных: обобщение 1 28.02 117 Проверочная работа по теме "Правописание безударных падежных 1 1 29.02 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842c958 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842cb2e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842d240 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842d47a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842e38e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842d682 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842e56e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842d894 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842e974 окончаний имен существительных" 118 119 Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи Изобразительно-выразительные средства в описательном тексте. Работа с картиной М. А. Врубеля "Царевна-Лебедь" 1 01.03 1 04.03 120 Изменение имѐн прилагательных по родам 1 05.03 121 Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного 1 06.03 122 Изменение имѐн прилагательных по числам 1 07.03 123 Изменение имѐн прилагательных по падежам. Начальная форма имени прилагательного 1 11.03 124 Склонение имѐн прилагательных 1 12.03 125 Составление сочинения-отзыва по картине В. А. Серова "Девочка с персиками" 1 13.03 126 Диктант с грамматическим заданием 1 127 Значения имѐн прилагательных 1 15.03 1 18.03 128 Наблюдение за правописанием окончаний имѐн прилагательных в единственном числе 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842e758 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842eb5e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842f036 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842edb6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842f3a6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842fbda 14.03 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842f6f8 129 Наблюдение за правописанием окончаний имѐн прилагательных во множественном числе 1 19.03 130 Правописание окончаний имѐн прилагательных в единственном и во множественном числе. Диктант с грамматическим заданием 1 20.03 131 Обобщение знаний о написании окончаний имѐн прилагательных 1 21.03 132 Проверочная работа по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных" 1 133 Обобщение знаний о написании окончаний имѐн существительных и имѐн прилагательных 1 03.04 134 Местоимение (общее представление) 1 04.04 135 Личные местоимения 1 05.04 136 Как изменяются личные местоимения 1 08.04 1 09.04 137 Отработка темы "Изменение личных местоимений" 1 22.03 138 Употребление личных местоимений в речи 1 10.04 139 Правописание местоимений с предлогами 1 11.04 140 Правописание местоимений 1 12.04 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842fa4a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842fea0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8430332 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8430ff8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84311d8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84313a4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8431746 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843191c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8431d40 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8431b06 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843233a 141 Знакомство с жанром письма 1 15.04 142 Учимся писать письма 1 16.04 143 Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте 1 17.04 144 Наблюдение за связью предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но 1 18.04 145 Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи 1 19.04 146 Значение и употребление глаголов в речи.Составление текста по сюжетным рисункам 1 22.04 147 Неопределѐнная форма глагола 1 23.04 148 Изменение глаголов по числам. Составление предложений с нарушенным порядком слов 1 24.04 149 Настоящее время глаголов 1 25.04 150 Будущее время глаголов 1 26.04 151 Прошедшее время глаголов. Составление текста-рассуждения по заданной теме 1 02.05 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84324ac Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843260a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84321b4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8431fd4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8432768 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8432a1a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8432d80 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843303c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8433500 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a 152 Наблюдение за связью предложений в тексте. 1 03.05 153 Род глаголов в прошедшем времени 1 06.05 07.05 154 Род глаголов в прошедшем времени 1 155 Проверочная работа по разделу « Морфология» 1 1 08.05 156 Частица не, еѐ значение 1 13.05 157 Правописание частицы не с глаголами 1 14.05 158 Создание собственных текстоврассуждений. 1 15.05 159 Правописание глаголов 1 16.05 160 Правописание глаголов 1 17.05 161 Диктант с грамматическим заданием 1 162 Подробное изложение повествовательного текста 1 163 Проверочная работа "Чему мы научились в 3 классе" 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434072 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843422a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84343e2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434784 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8433cda Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8433924 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8433af0 21.05 22.05 1 Корректирование текста 1 23.05 165 Повторяем правописание слов с орфограммами в корне, приставках 1 24.05 165 https://m.edsoo.ru/f8433e88 20.05 164 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Библиотека ЦОК 13 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8423b6e УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ