МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Никольская средняя образовательная школа МБОУ Никольская СОШ РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Педагогическим советом Председатель Методическим Советом Директор школы И.А. Полторацкая Е.В.Терновая Приказ №63 от «15» 08 Е.В.Терновая Протокол №1 от «15» 08 2023 г. 2023 г. Протокол №1 от «15» 08. Подписан: 2023 г. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН ОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НИКОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН АЯ ШКОЛА Основание: Я являюсь автором этого документа Местоположение: сл.Никольская Дата: 2023-10-02 13:05: 49 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 657296) учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 1-4 классов сл.Никольская 2023г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский язык»), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретѐнные знания, опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского языка является основой всего процесса обучения на уровне начального общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам. Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности обучающихся, особенно таких еѐ компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей: 1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; 2) овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо; 3) овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета; 4) использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета; 5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения русскому языку является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение». МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Общее число часов, отведѐнных на изучение «Русского языка» в 4 классе – 170 ч. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 4 КЛАСС Сведения о русском языке Русский язык как язык межнационального общения. Различные методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, миниисследование, проект. Фонетика и графика Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по заданным параметрам. Звукобуквенный разбор слова (по отработанному алгоритму). Орфоэпия[4] Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование орфоэпических словарей русского языка при определении правильного произношения слов. Лексика Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, устаревших слов (простые случаи). Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи). Состав слова (морфемика) Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (повторение изученного). Основа слова. Состав неизменяемых слов (ознакомление). Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи (ознакомление). Морфология Части речи самостоятельные и служебные. Имя существительное. Склонение имѐн существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия; на -ья типа гостья, на ье типа ожерелье во множественном числе; а также кроме собственных имѐн существительных на -ов, -ин, -ий); имена существительные 1, 2, 3го склонения (повторение изученного). Несклоняемые имена существительные (ознакомление). Имя прилагательное. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного (повторение). Склонение имѐн прилагательных во множественном числе. Местоимение. Личные местоимения (повторение). Личные местоимения 1го и 3го лица единственного и множественного числа; склонение личных местоимений. Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). І и ІІ спряжение глаголов. Способы определения I и II спряжения глаголов. Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в речи. Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение). Союз; союзы и, а, но в простых и сложных предложениях. Частица не, еѐ значение (повторение). Синтаксис Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их сходства и различий; виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные); виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные); связь между словами в словосочетании и предложении (при помощи смысловых вопросов); распространѐнные и нераспространѐнные предложения (повторение изученного). Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с одиночным союзом и. Интонация перечисления в предложениях с однородными членами. Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные предложения: сложносочинѐнные с союзами и, а, но; бессоюзные сложные предложения (без называния терминов). Орфография и пунктуация Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах. Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки; различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале). Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Правила правописания и их применение: безударные падежные окончания имѐн существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ье типа ожерелье во множественном числе, а также кроме собственных имѐн существительных на -ов, -ин, -ий); безударные падежные окончания имѐн прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица единственного числа; наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся; безударные личные окончания глаголов; знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединѐнными союзами и, а, но и без союзов. Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых (наблюдение). Знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора (наблюдение). Развитие речи Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации устного и письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и другое); диалог; монолог; отражение темы текста или основной мысли в заголовке. Корректирование текстов (заданных и собственных) с учѐтом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи. Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста; выборочный устный пересказ текста). Сочинение как вид письменной работы. Изучающее чтение. Поиск информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей. [1] В данной рабочей программе отражено только то содержание периода «Обучение грамоте» из Федеральной рабочей программы «Русский язык», которое прописывается в предмете «Русский язык», остальное содержание прописывается в рабочей программе предмета «Литературное чтение». [2] Раздел «Графика» изучается параллельно с разделом «Чтение», поэтому на этот раздел отдельные часы не предусмотрены [3] Раздел «Орфография и пунктуация» в период «Обучения грамоте» изучается параллельно с разделом «Письмо», поэтому на этот раздел отдельные часы не предусмотрены Программное содержание раздела «Орфоэпия» изучается во всех разделах курса, поэтому на этот раздел отдельные часы не предусмотрены [4] ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка; проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идѐт работа на уроках русского языка; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражѐнных в текстах, с которыми идѐт работа на уроках русского языка; духовно-нравственного воспитания: осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования; бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения; трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми идѐт работа на уроках русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идѐт работа на уроках русского языка; экологического воспитания: бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; неприятие действий, приносящих вред природе; ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другое); устанавливать аналогии языковых единиц; объединять объекты (языковые единицы) по определѐнному признаку; определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы; находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц; выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию; устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведѐнного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа еѐ проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова); анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией; готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий: устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц; находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку; сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учѐтом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные предложенные образцы. проектные задания с опорой на ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 4 КЛАСС К концу обучения в четвѐртом классе обучающийся научится: осознавать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, осознавать язык как одну из главных духовнонравственных ценностей народа; объяснять роль языка как основного средства общения; объяснять роль русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей культуры человека; проводить звукобуквенный разбор слов (в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом); подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным словам антонимы; выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по контексту; проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами; составлять схему состава слова; соотносить состав слова с представленной схемой; устанавливать принадлежность слова к определѐнной части речи (в объѐме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков; определять грамматические признаки имѐн существительных: склонение, род, число, падеж; проводить разбор имени существительного как части речи; определять грамматические признаки имѐн прилагательных: род (в единственном числе), число, падеж; проводить разбор имени прилагательного как части речи; устанавливать (находить) неопределѐнную форму глагола; определять грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени в единственном числе); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); проводить разбор глагола как части речи; определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме: лицо, число, род (у местоимений 3го лица в единственном числе); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте; различать предложение, словосочетание и слово; классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске; различать распространѐнные и нераспространѐнные предложения; распознавать предложения с однородными членами; составлять предложения с однородными членами; использовать предложения с однородными членами в речи; разграничивать простые распространѐнные и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинѐнные с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов); составлять простые распространѐнные и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинѐнные с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов); производить синтаксический разбор простого предложения; находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила; применять изученные правила правописания, в том числе: непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); безударные падежные окончания имѐн существительных (кроме существительных на -мя, ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ье типа ожерелье во множественном числе, а также кроме собственных имѐн существительных на -ов, -ин, -ий); безударные падежные окончания имѐн прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица единственного числа; наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся; безударные личные окончания глаголов; знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединѐнными союзами и, а, но и без союзов; правильно списывать тексты объѐмом не более 85 слов; писать под диктовку тексты объѐмом не более 80 слов с учѐтом изученных правил правописания; находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила, описки; осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение); выбирать адекватные языковые средства в ситуации общения; строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4-6 предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого взаимодействия; создавать небольшие устные и письменные тексты (3-5 предложений) для конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки, объявления и другие); определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль; корректировать порядок предложений и частей текста; составлять план к заданным текстам; осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно); осуществлять выборочный пересказ текста (устно); писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам; осуществлять в процессе изучающего чтения поиск информации; формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации; интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию; осуществлять ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей; объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия; уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том числе из числа верифицированных электронных ресурсов, включѐнных в федеральный перечень. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Контрольные работы Всего Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК 1 Общие сведения о языке 1 2 Фонетика и графика 2 19.09 25.09 Библиотека ЦОК 3 Лексика 5 3.10 9.10 Библиотека ЦОК 4 Состав слова 5 23.10 26.10 16.10 5 Морфология 43 14.11 22.11 6 Синтаксис 16 13.12 50 26.12 10.01 16.01 30.01 30 7.02 20.02 7.03 21.03 Резервное время 18 17.05 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 166 16 7 8 Орфография и пунктуация Развитие речи 13.09 https://m.edsoo.ru/7f411da6 https://m.edsoo.ru/7f411da6 https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 0 ВАРИАНТ 2. ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ ПОУРОЧНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 4 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего Контрольные работы Практические работы Дата изучения 1 Русский язык как язык межнационального общения 1 1.09 2 Характеристика звуков русского языка 1 4.09 3 Звуко-буквенный разбор слова 1 5.09 4 Повторяем лексику: наблюдаем за использованием в речи синонимов и антонимов 1 6.09 5 Повторяем лексику: наблюдаем за использованием в речи устаревших слов 1 7.09 6 Наблюдаем за использованием в речи фразеологизмов 1 8.09 7 Учимся понимать фразеологизмы 1 11.09 8 Учимся использовать фразеологизмы 1 12.09 9 Повторяем состав слова.Проверочная работа. 1 13.09 10 Основа слова 1 14.09 Электронные цифровые образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843639a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84364e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8436818 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa250646 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843698a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8436b10 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8436caa 11 Неизменяемые слова: состав слова 1 15.09 12 Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи 1 18.09 13 Входной контрольный диктан 1 19.09 14 Имена существительные 1, 2, 3го склонения 1 20.09 15 Падежные окончания имѐн существительных 1 склонения 1 21.09 16 Падежные окончания имѐн существительных 2-3 склонения 1 22.09 17 Р/РСочинение по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень» 1 25.09 18 Особенности падежных окончаний имѐн существительных в дательном и предложном падеже 1 26.09 19 Особенности падежных окончаний имѐн существительных в родительном и винительном падеже 1 27.09 20 Несклоняемые имена существительные 1 28.09 21 Морфологический разбор имени существительного 1 29.09 22 Имя прилагательное. Значение и употребление имѐн прилагательных 1 2.10 23 Р/РПисьменное изложение 1 3.10 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8436ffc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8445a70 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8436e12 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843a800 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8439ff4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843ac10 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8438276 Библиотека ЦОК повествовательного текста по самостоятельно составленному плану https://m.edsoo.ru/f8437fb0 24 Склонение имѐн прилагательных 1 4.10 25 Особенности склонения имѐн прилагательных во множественном числе 1 5.10 26 Морфологический разбор имени прилагательного 1 6.10 27 Местоимение.Контрольное списывание. 1 9.10 28 Личные местоимения 1го и 3го лица единственного и множественного числа 1 10.10 29 Склонение личных местоимений 1 11.10 30 Глагол как часть речи 1 12.10 31 Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что делать?» и «что сделать?» 1 13.10 32 Неопределенная форма глагола. Словарный диктант. 1 16.10 33 Личные формы глагола 1 17.10 34 Спряжение глаголов: изменение по лицам и числам 1 18.10 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843b818 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843c984 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843caec Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843cc40 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843cda8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843cefc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843d866 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843dce4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843f210 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25110e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843f7c4 35 I и II спряжение глаголов 1 19.10 36 Личные окончания глаголов I и II спряжения 1 20.10 37 Р/РПисьменное изложение повествовательного деформированного текста 1 23.10 38 Способы определения I и II спряжения глаголов 1 24.10 39 Отработка способов определения I и II спряжения глаголов 1 25.10 40 Контрольный диктант за 1-ю четверть. 1 26.10 41 Настоящее время глагола Прошедшее время глагола 1 27.10 42 Будущее время глагола 1 7.11 43 Настоящее, прошедшее, будущее время глагола 1 8.11 44 Глагол: систематизация знаний 1 9.11 45 Особенности разбора глаголов по составу слова 1 10.11 46 Глагол в словосочетании. Глагол в предложении 1 13.11 47 Р/РСочинение-отзыв по репродукции картины В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» 1 14.11 48 Обобщение знаний о глаголе 1 15.11 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8440408 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844052a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844168c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8442b90 49 Морфологический разбор глагола 1 16.11 50 Частица не, еѐ значение 1 17.11 51 Наречие: значение, вопросы, употребление в речи 1 20.11 52 Как образуются наречия 1 21.11 53 Наречие: обобщение знаний. Проверочная работа 1 22.11 54 Союз как часть речи 1 23.11 55 Союзы и, а, но в простых и сложных предложениях 1 24.11 56 Обобщение: самостоятельные и служебные части речи 1 27.11 57 Резервный урок по разделу морфология: отработка темы "Имя существительное" 1 28.11 58 Резервный урок по разделу морфология: отработка темы "Имя прилагательное" 1 29.11 59 Резервный урок по разделу морфология: отработка темы "Глагол" Повелительное наклонение глагола: наблюдение 1 30.11 60 Резервный урок по разделу морфология: отработка темы 1 1.12 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8442cb2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843db72 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844304a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8443180 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa250cea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84445f8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84383ca Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa250a60 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa250a60; https://m.edsoo.ru/fa250baa Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8441e2a; https://m.edsoo.ru/f84412f4 "Глагол" Образование повелительного наклонения глагола 61 Резервный урок по разделу морфология: отработка темы "Глагол" 1 4.12 62 Резервный урок по разделу морфология: тема "Использование местоимений для устранения неоправданного повтора слов в тексте" 1 5.12 63 Резервный урок по разделу морфология: тема "Числительное" 1 6.12 64 Резервный урок по разделу морфология: проверочная работа 1 65 Повторение: слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение 1 8.12 66 Связь между словами в предложении (при помощи смысловых вопросов) 1 11.12 67 Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные 1 12.12 68 Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные.Словарный диктант. 1 13.12 69 Распространѐнные и 1 14.12 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844369e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84437ca 7.12 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa251244 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2513de Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8435af7 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8435af8 Библиотека ЦОК нераспространѐнные предложения https://m.edsoo.ru/f8435c42 70 Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с одиночным союзом и. 1 15.12 71 Интонация перечисления в предложениях с однородными членами. 1 18.12 72 Предложение и словосочетание: сходство и различие 1 19.12 73 Словосочетание 1 20.12 74 Связь слов в словосочетании 1 21.12 75 Связь слов в словосочетании: обобщение 1 22.12 76 Простое и сложное предложение 1 25.12 77 Сложные предложения.Контрольный диктант за 2-ю четверть 1 26.12 78 Сложные предложения с союзами и, а, но 1 27.12 79 Сложные предложения без союзов 1 28.12 80 Предложения с прямой речью после слов автора 1 29.12 https://m.edsoo.ru/f84453f4; https://m.edsoo.ru/f84456e2 81 Резервный урок по разделу 1 9.01 [[Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8438e60 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8443b1c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8443c3e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8443ee6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8443dc4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844436e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84444d6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84448dc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8444f3a Библиотека ЦОК синтаксис: отработка темы "Предложения с обращениями" https://m.edsoo.ru/f84456e2 82 Р/РСочинение-отзыв по репродукции картины художника В. А. Тропинина «Кружевница» 1 10.01 83 Резервный урок по разделу синтаксис: повторяем всѐ, что узнали о синтаксисе 1 11.01 84 Правила правописания, изученные в 1-3 классах 1 12.01 85 Повторение правил правописания, изученных в 1—3 классах 1 15.01 86 Р/РПодробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану 1 16.01 87 Правописание падежных окончаний имѐн существительных1- 2 склонения 1 17.01 88 Правописание падежных окончаний имѐн существительных 3 склонения 1 18.01 89 Правописание падежных окончаний имѐн существительных в родительном и винительном падеже 1 19.01 90 Правописание падежных окончаний имѐн существительных в дательном и предложном падеже 1 22.01 91 Правописание падежных окончаний 1 23.01 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84378da Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84371d2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8437344 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84374ac имѐн существительных в творительном падеже 92 Падежные окончания имѐн существительных множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах 1 24.01 93 Правописание падежных окончаний имѐн существительных во множественном числе 1 25.01 94 Безударные падежные окончания имѐн существительных: систематизация 1 26.01 95 Безударные падежные окончания имѐн существительных: обобщение 1 29.01 96 Контрольный диктант 1 30.01 97 Правописание падежных окончаний имѐн прилагательных 1 31.01 98 Правописание падежных окончаний имѐн прилагательных в единственном числе 1 1.02 99 Правописание падежных окончаний имѐн прилагательных во множественном числе 1 2.02 100 Безударные падежные окончания имѐн прилагательных: систематизация 1 5.02 101 Безударные падежные окончания имѐн прилагательных: обобщение 1 6.02 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843a67a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8437c72 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843c42a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843c7c2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8438122 102 Р/Р Составление текста-рассуждения по репродукции картины В. Серова «Мика Морозов» 1 7.02 103 Правописание личных местоимений 1 8.02 104 Раздельное написание личных местоимений с предлогами 1 9.02 105 Правописание глаголов на -ться и – тся 1 12.02 106 Отрабатываем правописание глаголов на -ться и –тся 1 13.02 107 Мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица единственного числа 1 14.02 108 Отрабатываем правописание глаголов в форме 2го лица единственного числа 1 15.02 109 Отрабатываем правило определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями 1 16.02 110 Правописание безударных личных окончаний глаголов 1 19.02 111 Р/Р Составление устного сообщения по репродукции картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» 1 20.02 112 Отрабатываем правописание безударные личные окончания глаголов-исключений 1 21.02 113 Безударные личные окончания 1 22.02 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843fcd8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843fa44 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843f90e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8440732 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844087c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8441d08 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84410a6 глаголов: трудные случаи 114 Отрабатываем трудные случаи написания безударных личных окончаний глаголов 1 26.02 115 Безударные личные окончания глаголов: систематизация 1 27.02 116 Безударные личные окончания глаголов: обобщение 1 28.02 117 Отработка написания глаголов 1 29.02 118 Правописание глаголов с орфограммами 1 1.03 119 Правописание глаголов в прошедшем времени 1 4.03 120 Отрабатываем правописание глаголов в прошедшем времени 1 5.03 121 Изученные правила правописания глаголов: систематизация 1 6.03 122 Контрольный диктант 1 7.03 123 Наблюдаем за написанием разных частей речи 1 11.03 124 Орфографический тренинг: правописание разных частей речи 1 12.03 125 Отработка орфограмм, вызывающих трудности 1 13.03 126 Знаки препинания в предложениях с одно родными членами, 1 14.03 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84412f4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844157e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844179a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844219a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8442a6e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8443298 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa251c12 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8439018 соединѐнными союзами 127 Знаки препинания в предложениях с одно родными членами, соединѐнными союзом и 1 15.03 128 Знаки препинания в предложениях с одно родными членами, соединѐнными союзами и, а, но 1 18.03 129 Знаки препинания в предложениях с одно родными членами без союзов 1 19.03 130 Знаки препинания в предложениях с одно родными членами, соединѐнными союзами и, а, но, и без союзов 1 20.03 131 Контрольный диктант за 3-ю четверть 1 21.03 132 Пробуем ставить знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых 1 22.03 133 Наблюдение за знаками препинания в предложении с прямой речью после слов автора 1 3.04 134 Резервный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности 1 4.04 135 Резервный урок по разделу орфография: Наблюдаем за правописанием числительных 1 5.04 136 Резервный урок по разделу 1 1 8.04 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84451ba Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84456e2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa251adc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84437ca орфография: проверочная работа на тему "Безударные личные окончания глаголов" 137 Резервный урок по разделу орфография: проверочная работа по теме "Чему мы научились на уроказ правописания в 4 классе" 1 138 Речь: диалогическая и монологическая 1 10.04 139 Особенности диалога 1 11.04 140 Ситуации устного и письменного общения 1 12.04 141 Вспоминаем, как написать письмо, поздравительную открытку, объявление 1 15.04 142 Нормы речевого этикета 1 16.04 143 Можно ли по-разному читать один и тот же текст? 1 17.04 144 Чем изучающее чтение отличается от ознакомительного чтения 1 18.04 145 Текст: тема и основная мысль 1 19.04 146 Текст: заголовок 1 22.04 147 Подбираем заголовки, отражающие тему или основную мысль текста 1 23.04 148 Вспоминаем типы текстов 1 24.04 1 9.04 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843508a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8435378 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84351f2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843d6f4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84354ea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843f67a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843565c 149 Различаем тексты-повествования, тексты-описания и текстырассуждения 1 25.04 150 Текст. Образные языковые средства 1 26.04 151 Текст. Структура текста 1 27.04 152 Текст. План текста 1 2.05 153 Пишем собственный текст по предложенному заголовку 1 3.05 154 Пишем текст по предложенному плану 1 6.05 155 Как сделать текст интереснее 1 7.05 156 Редактируем предложенный текст 1 8.05 157 Учимся пересказывать: подробный устный пересказ текста 1 13.05 158 Итоговый контрольный диктант 1 14.05 159 Учимся пересказывать: подробный письменный пересказ текста 1 15.05 160 Сочинение как вид письменной работы 1 1605 161 Пишем сочинение-отзыв по репродукции картины 1 17.05 162 Пишем подробный пересказ текста 1 20.05 163 Пишем сочинение-повествование на тему 1 21.05 164 Пишем сжатый пересказ текста 1 22.05 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843966c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84401e2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8441466 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8441f4c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843aabc 165 Пишем сочинение-описание на тему 1 23.05 166 Пишем подробный пересказ текста 1 24.05 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 166 4 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843b67e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84418c6 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ