Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Никольская средняя общеобразовательная школа (МБОУ Никольская СОШ) СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБОУ Никольской СОШ (протокол от 10.04. 2023 г. № 9) УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Никольской СОШ _________Е.В.Терновая 10 апреля 2023 г. Приказ № 38 Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НИКОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Основание: Я являюсь автором этого документа Местоположение: сл.Никольская Дата: 2023-04-19 12:22:57 Отчет о результатах самообследования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Никольской средней общеобразовательной школы за 2022 год сл.Никольская Сведения об образовательной организации Наименование образовательной организации Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Никольская средняя общеобразовательная школа (МБОУ Никольская СОШ) Руководитель Терновая Елена Васильевна Адрес организации 346125 , сл.Никольская, ул.Школьная ,д.43, Миллеровский район , Ростовская область Телефон, факс 8(863)85-55-6-81 Адрес электроннойпочты nikolskaja2008@yandex.ru Учредитель Муниципальное Учреждение Управление образования Миллеровского района Дата создания 1968год Лицензия от 2.04.2015 № 4543, серия 61 ЛО1 № 0002170 Свидетельство о государственной аккредитации от 9.11.2015 № 2843, серия 61 АО1 № 0000971; срок действия: до 24 марта 2027 года Основным видом деятельности МБОУ Никольской СОШ (далее – Школа) является реализация общеобразовательных программ: • основной образовательной программы дошкольного образования • основной образовательной программы начального общего образования; • основной образовательной программы основного общего образования; • основной образовательной программы среднего общего образования. Также Школа реализует: • адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, • адаптированную основную общеобразовательную программу основного общего образования обучающихся с задержкой психологического развития, • адаптированную основную общеобразовательную программу основного общего образования обучающихся с РАС, • адаптированную основную общеобразовательную программу основного общего образования обучающихся с НОДА. Ещё Школа реализует образовательные программы дополнительного образования детей и взрослых. Школа расположена в слободе Никольской в 30 км от районного центра–города Миллерово. Большинство семей обучающихся проживают в частных домовладениях: 50 % — рядом со Школой, 50 % — в близлежащих поселках. Образовательная деятельность в Школе организуется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, основными образовательными программами, локальными нормативными актами Школы. Школа функционирует в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», а с 01.03.2021 — дополнительно с требованиями СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». В связи с новыми санитарными требованиями Школа усилила контроль за уроками физкультуры. Учителя физкультуры организуют процесс физического воспитания и мероприятия по физкультуре в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья. Кроме того, учителя и заместитель директора проверяют по графику, утвержденному на учебный год, чтобы в спортзале снаряды были исправным, их состояние и помещение соответствовало санитарным требованиям. Школа ведет работу по формированию здорового образа жизни и реализации технологий сбережения здоровья. Все педагоги проводят совместно с обучающимися физкультминутки во время занятий, гимнастику для глаз, обеспечивается контроль за осанкой, в том числе во время письма, рисования и использования электронных средств обучения. Система управления Управление осуществляется на принципах единоначалия и самоуправления. Таблица 1. Органы управления, действующие в Школе Наименование органа Функции Директор Контролирует работу, занимается подбором и расстановкой кадров, утверждает штатное расписание, отчетные документы организации, осуществляет общее руководство Школой Управляющий совет Рассматривает вопросы: • • • Педагогический совет развития образовательной организации; финансово-хозяйственной деятельности; материально-технического обеспечения Осуществляет текущее руководство образовательной деятельностью Школы, в том числе рассматривает вопросы: развития образовательных услуг; регламентации образовательных отношений; разработки образовательных программ; выбора учебников, учебных пособий, средств обучения и воспитания; • материально-технического обеспечения образовательного процесса; • аттестации, повышения квалификации педагогических работников; • координации деятельности методических объединений • • • • Общее собрание работников Реализует право работников участвовать в управлении образовательной организацией, в том числе: участвовать в разработке и принятии коллективного договора, Правил трудового распорядка, изменений и дополнений к ним; • принимать локальные акты, которые регламентируют деятельность образовательной организации и связаны с правами и обязанностями работников; • разрешать конфликтные ситуации между работниками и администрацией образовательной организации; • вносить предложения по корректировке плана мероприятий организации, совершенствованию ее работы и развитию материальной базы • Для осуществления учебно-методической работы в Школе создано три предметных методических объединения: • объединение воспитателей; • объединение педагогов филологии; • естественно-научных и математических дисциплин; • объединение педагогов начального образования. Оценка образовательной деятельности Образовательная деятельность в школе организуется в соответствии: • с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; • приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; • приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»; • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (действуют с 01.03.2021); • СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»; • основными образовательными программами по уровням образования, включая учебные планы, календарные учебные графики; • расписанием занятий. Образовательная деятельность в дошкольной ступени организована в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС дошкольного образования. Детский сад функционирует в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», а с 01.03.2021 — дополнительно с требованиями СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Образовательная деятельность ведется на основании утвержденной основной образовательной программы дошкольного образования, которая составлена в соответствии с ФГОС дошкольного образования с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, с учетом недельной нагрузки – 34 часа. В дошкольной ступени сформирована одна разновозрастная группа, которую посещают 21 воспитанник в возрасте от 2 до 7 лет. В 2022 году в дошкольной ступени для освоения основной образовательной программы дошкольного образования было предусмотрено проведение занятий в двух форматах — онлайн и предоставление записи занятий на имеющихся ресурсах (облачные сервисы Яндекс, Mail, Google, YouTube). Право выбора предоставлялось родителям (законным представителям), исходя из имеющихся условий, для участия их детей в занятиях на основании заявления. Для качественной организации привычного режима для детей специалистами дошкольной ступени систематически проводились консультации для родителей, оказывалась методическая помощь и, по возможности, техническая. Данные мониторинга посещения онлайн-занятий и количества просмотров занятий в записи по всем образовательным областям свидетельствует о достаточной вовлеченности и понимании родителями ответственности за качество образования своих детей. Учебный план 1–4-х классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования (реализация ФГОС НОО), 5–9-х классов — на 5-летний нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего образования (реализация ФГОС ООО), 10–11-х классов — на 2-летний нормативный срок освоения образовательной программы среднего общего образования (реализация ФГОС СОО). В 2022 году часть образовательных программ в 2021/2022 учебных годах реализовывалась с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Для этого использовались федеральные и региональные информационные ресурсы, в частности, платформа АИС «Электронная школа» Ростовской области, Российская электронная школа. Результаты педагогического анализа, проведенного по итогам освоения образовательных программ в дистанционном режиме, свидетельствуют о поддержании среднестатистического уровня успеваемости учеников начального, основного и среднего уровня общего образования Форма обучения: очная. Язык обучения: русский. Режим образовательной деятельности Классы/группы Количество Продолжительность Количество смен урока (мин.)/пребывания учебных дней в ДО(час) в неделю 1 1 Ступенчатый режим: Количество учебных недель в году 5 33 35 минут (сентябрь– декабрь); • 40 минут (январь–май) • 9,11 1 45 5 33 2–8,10 1 45 5 34 Дошкольная группа 1 21/12ч 5 34 Начало учебных занятий – 8 ч 30 мин. Приём детей в ДО-7ч 00мин Общая численность обучающихся, осваивающих образовательные программы в 2022 году Название образовательной программы Численность обучающихся Основная образовательная программа дошкольного образования 21 Основная образовательная программа начального общего образования 41 Основная образовательная программа основного общего образования 57 Основная общеобразовательная программа среднего общего образования 9 Всего в 2022 году в образовательной организации получали образование 123 обучающийся. Переход на обновленные ФГОС Для перехода с 1 сентября 2022 года на ФГОС начального общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286, и ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287, МБОУ Никольская СОШ разработала и утвердила дорожную карту, чтобы внедрить новые требования к образовательной деятельности. В том числе были определены сроки разработки основных общеобразовательных программ – начального общего и основного общего образования, вынесено на общественное обсуждение перевод всех обучающихся начального общего и основного общего образования на обновленные ФГОС , что получило одобрение у 96% участников обсуждения. Для выполнения новых требований и качественной реализации программ в Школе на 2022 год запланирована масштабная работа по обеспечению готовности всех участников образовательных отношений через новые формы развития потенциала. Профили обучения Образовательная организация в 2021/22 году начала реализацию ФГОС СОО. В 2021/22 году для обучающихся 10-х классов был сформирован универсальный профиль. Таким образом, в 2021/22 учебном году в полной мере реализуется ФГОС СОО и профильное обучение для учащихся 10-х и 11-х классов. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья Школа реализует следующие АООП: • адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психологического развития (вариант 7.2). • адаптированную основную общеобразовательную программу основного общего образования обучающихся с задержкой психологического развития. • адаптированную основную общеобразовательную программу основного общего образования обучающихся с РАС. • адаптированную основную общеобразовательную программу основного общего образования обучающихся с НОДА. Категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которые обучаются в Школе: • с ЗПР – 4 (4%). • с РАС - 1 (1%) • с НОДА - 1 (1%). В Школе созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ. В зависимости от категории обучающихся разработаны адаптированные основные образовательные программы в соответствии с СанПиН: общеобразовательные классы, где ребенок с ОВЗ обучается совместно с обучающимися без ограничений возможностей здоровья по индивидуальной адаптированной образовательной программе. Также ведется работа с родителями и педагогами. Работа с ребёнком – инвалидом, обучающимся на дому, проводится в тесном взаимодействии учителя , тьютора , психолога и родителей. Внеурочная деятельность Организация внеурочной деятельности соответствует требованиям ФГОС уровней общего образования. Структура рабочих программ внеурочной деятельности соответствует требованиям ФГОС к структуре рабочих программ внеурочной деятельности. Все рабочие программы имеют аннотации и размещены на официальном сайте Школы. Формы организации внеурочной деятельности включают: кружки, секции, объединения, клубы. Проблем, повлиявших на качество организации внеурочной деятельности, не было выявлено. Планы внеурочной деятельности НОО, ООО и СОО выполнены в полном объеме. Состояние воспитательной работы Чтобы выбрать стратегию воспитательной работы в дошкольной ступени, в 2022 году проводился анализ состава семей воспитанников ДОУ. Характеристика семей дошкольной ступени по составу Состав семьи Количество семей Полная Неполная с матерью Неполная с отцом Оформлено опекунство 16 5 0 0 Процент от общего количества семей воспитанников 33,6% 10,5% 0 0 Характеристика семей по количеству детей Количество детей в семье Количество семей Один ребенок Два ребенка Три ребенка и более 7 8 3 Процент от общего количества семей воспитанников 14,7% 16,8% 6,3% Воспитательная работа строится с учетом индивидуальных особенностей детей, с использованием разнообразных форм и методов, в тесной взаимосвязи воспитателей, специалистов и родителей. Детям из неполных семей уделяется большее внимание в первые месяцы после зачисления в дошкольную ступень. Целевые ориентиры воспитательной работы дошкольной ступени Направление воспитания Патриотическое Ценности Родина, природа Показатели Проявляющий привязанность, любовь к семье, близким, окружающему миру. Социальное Человек, семья, дружба, сотрудничество Познавательное Знание Физическое и оздоровительное Здоровье Трудовое Труд Этикоэстетическое Культура и красота Способный понять и принять, что такое «хорошо» и «плохо». Проявляющий интерес к другим детям и способный бесконфликтно играть рядом с ними. Проявляющий позицию «Я сам!». Доброжелательный, проявляющий сочувствие, доброту. Испытывающий чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения со стороны взрослых. Способный к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении. Способный общаться с другими людьми с помощью вербальных и невербальных средств общения. Проявляющий интерес к окружающему миру и активность в поведении и деятельности. Выполняющий действия по самообслуживанию: моет руки, самостоятельно ест, ложится спать ит. д. Стремящийся быть опрятным. Проявляющий интерес к физической активности. Соблюдающий элементарные правила безопасности в быту, в детском саду, на природе. Поддерживающий элементарный порядок в окружающей обстановке. Стремящийся помогать взрослому в доступных действиях. Стремящийся к самостоятельности в самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных видах деятельности. Эмоционально отзывчивый к красоте. Проявляющий интерес и желание заниматься продуктивными видами деятельности. С 01.09.2022 Школа реализует рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы, которые являются частью основных образовательных программ дошкольного, начального, основного и среднего общего образования. В рамках воспитательной работы Школа: 1) реализует воспитательные возможности педагогов, поддерживает традиции коллективного планирования, организации, проведения и анализа воспитательных мероприятий; 2) реализует потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживает активное участие классных сообществ в жизни Школы; 3) вовлекает школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности; 4) использует в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживает использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися; 5) поддерживает ученическое самоуправление — как на уровне Школы, так и на уровне классных сообществ; 6) поддерживает деятельность функционирующей на базе школы первичной ячейки Российского движения школьников; 7) организует для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализует их воспитательный потенциал; 8) организует профориентационную работу со школьниками; 9) развивает предметно-эстетическую среду Школы и реализует ее воспитательные возможности; 10) организует работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей. В соответствии с планами воспитательной работы для учеников и родителей были организованы: • участие в конкурсе социальных плакатов «Я против ПАВ»; • классные часы и беседы на антинаркотические темы с использованием ИКТтехнологий; • книжная выставка «Я выбираю жизнь» в школьной библиотеке; • онлайн-лекции с участием сотрудников ОПДН и КДН. На 2022/23 учебный год Школа разработала рабочую программу воспитания. Воспитательная работа по ней осуществляется по следующим модулям: «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», «Самоуправление», «Профориентация», «Ключевые общешкольные дела», «Детские общественные объединения». Воспитательные события в Школе проводятся в соответствии с календарными планами воспитательной работы НОО, ООО и СОО. Они конкретизируют воспитательную работу модулей рабочей программы воспитания по уровням образования. Виды и формы организации совместной воспитательной деятельности педагогов, школьников и их родителей, разнообразны. Школа принимала активное участие в воспитательных событиях муниципального и регионального уровней. В 2022 году классными руководителями использовались различные формы работы с обучающимися и их родителями: • тематические классные часы; • участие в творческих конкурсах: конкурсы рисунков, фотоконкурсы, конкурс чтецов; • участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах; • индивидуальные беседы с учащимися; • индивидуальные беседы с родителями ; • родительские собрания. В 2022 году провели работу по организации изучения школьниками государственных символов России и субъекта РФ. Для этого скорректировали рабочие программы по предметам: ОРКСЭ, окружающий мир, история, обществознание. Ввели проектную и исследовательскую деятельность с целями: углубить знания о госсимволике и ее истории; сформировать личностные основы российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности; • осмыслить политическую и нравственную суть символов; • расширить и углубить представления о гражданских обязанностях, в том числе о защите Отечества на воинской или альтернативной службе. Включили в программу воспитания школы церемонии поднятия флага России – каждый рабочий понедельник, спуска флага России – каждую рабочую пятницу, выноса флага России – на торжественных и праздничных мероприятиях. Состояние дополнительного образования Дополнительное образование ведется по программам следующей направленности: • социально-педагогическое; • художественное; • физкультурно-спортивное; • естественно-научное. • • Выбор направлений осуществлен на основании опроса обучающихся и родителей, который провели в мае 2022 года. По итогам опроса 96 обучающихся и 74 родителей выявили, что социально-педагогическое направление выбрало 30 процентов, естественнонаучное — 15 процентов, художественное — 40 процентов, физкультурно-спортивное — 15 процентов. Вывод: благодаря внесению необходимых изменений программы дополнительного образования выполнены в полном объеме, в основном удалось сохранить контингент обучающихся. Результаты анкетирования обучающихся и их родителей показали: качество дополнительного образования существенно повысилось. Оценка содержания и качества подготовки обучающихся Проведен анализ успеваемости и качества знаний по итогам 2021/22 учебного года. Статистические данные свидетельствуют об успешном освоении обучающимися основных образовательных программ. Статистика показателей за 2019–2022 годы № п/п Параметры статистики 1 Количество детей, на конец учебного числе: 2 3 4 2019– 2020 учебный год обучавшихся 105 года, в том 2020– 2021 учебный год 2021– 2022 учебный год На конец 2022 года 98 97 102 — начальная школа 52 42 42 41 — основная школа 42 51 51 52 — средняя школа 11 5 4 9 — начальная школа — — — - — основная школа — - — средняя школа — — — - — об основном общем образовании — 1 — - — среднем общем образовании — — — - — в основнойшколе - - — - — средней школе - - — - Количество учеников, оставленных на повторное обучение: - - Не получили аттестата: Окончили школу с аттестатом с отличием: Приведенная статистика показывает, что положительная динамика успешного освоения основных образовательных программ сохраняется, при этом идет на повышение количества обучающихся Школы. Обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в 2021-2022 году в школе: 5 человек ( 1ребенокинвалид с РАС, 1 ребенок-инвалид с нарушением НОДА- обучение на дому, 3 обучающихся с ЗПР) Краткий анализ динамики результатов успеваемости и качества знаний Результаты освоения учащимися программ начального общего образования по показателю «успеваемость» в 2022 году Клас Всего Из них сы обуч- успевают ся Колво % Окончили год Окончили год Всего Не успевают Переведены условно Из них н/а С % отметкам и «4» и «5» С отметка % ми «5» Кол- % Кол- % Кол-во во во % 2 6 6 100 3 50 0 0 0 0 0 0 0 0 3 10 10 100 8 80 2 20 0 0 0 0 0 0 4 11 11 100 5 45 1 9 0 0 0 0 0 0 Ито го 27 27 100 16 59 3 11 0 0 0 0 0 0 Если сравнить результаты освоения обучающимися программ начального общего образования по показателю «успеваемость» в 2022 году с результатами освоения учащимися программ начального общего образования по показателю «успеваемость» в 2021 году, то можно отметить, что процент учащихся, окончивших на «4» и «5», вырос на 1 % (в 2021 было 58%), процент учащихся, окончивших на «5», снизился на 3 % (в 2021 — 14%). Результаты освоения учащимися программ основного общего образования по показателю «успеваемость» в 2022 году Все Клас го сы обу ч-ся Из них успевают Окончили год Всего Кол-во % С отметк ами «4» и «5» Окончили год Не успевают Из них н/а Переведены условно % С отметк % ами «5» КолКол% % Кол-во во во % 5 14 14 100 7 50 1 7 0 0 0 0 0 0 6 15 15 100 7 47 1 7 0 0 0 0 0 0 7 5 5 100 1 20 0 0 0 0 0 0 0 0 8 11 11 100 0 0 1 9 0 0 0 0 0 0 9 7 7 100 4 57 1 14 0 0 0 0 0 0 Ито го 52 52 100 19 37 4 8 0 0 0 0 0 0 Если сравнить результаты освоения обучающимися программ основного общего образования по показателю «успеваемость» в 2022 году с результатами освоения учащимися программ основного общего образования по показателю «успеваемость» в 2021 году, то можно отметить, что процент учащихся, окончивших на «4» и «5», снизился на 2% (в 2021 было 39%), процент учащихся, окончивших на «5», стабилен (в 2021 — 8%). В 2022 году обучающиеся 4-8-х классов участвовали в проведении всероссийских проверочных работ. Анализ результатов показал положительную динамику по сравнению с результатами 2022 года: 95% учеников справились с заданиями, которые вызвали затруднения на осенних ВПР 2021 года. В 2022 году ВПР проводили в два этапа: в марте, в сентябре и октябре. В связи с переносом большей части ВПР на осень результаты не использовали в качестве промежуточной аттестации. Однако их анализ позволяет прийти к выводу, что в 2022 году школьники 5–9-х классов показали результаты выше, чем учащиеся 5–9-х классов в 2021 году. Результаты освоения программ среднего общего образования обучающимися 10, 11 классов по показателю «успеваемость» в 2022 году Из них успева Все Клас сы Окончили полугодие Всего ют го обуч Ко -ся л- % во С отметк ами «4» и «5» % Не успевают Окончили год Из них н/а Сменил Переведен и ы форму условно обучени я С отметкам Кол Кол Кол% % % и -во -во во «5» % % Колво 10 6 6 100 6 100 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 11 3 3 100 3 100 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 Итого 9 9 100 9 100 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 Результаты освоения учащимися программ среднего общего образования по показателю «успеваемость» в 20202 учебном году выросли на 23 % (в 2021 количество обучающихся, которые закончили полугодие на «4» и «5», было 4%). Результаты сдачи ОГЭ, ЕГЭ 2022 года В 2021/22 учебном году в 9 классе обучалось 7 учеников. Допущены к итоговой аттестации все обучающиеся. Обязательными экзаменами для получения аттестатов были экзамены по математике и русскому языку в формате ОГЭ. Результаты ОГЭ в 2022году. Учебный год Математика Успеваемость Качество Средний балл 2019/2020 Отменены 2020/2021 92% 0 3 2021/2022 100% 14 14 Русский язык Успеваемость Качество Средний балл 92% 100 33 86 3,4 4,4 В 2022 году условия получения аттестата изменились. Выпускники, поступающие в вузы, сдавали ГИА в форме ЕГЭ. Выпускники, которые поступать в вуз не планируют, сдавали ГИА в форме ГВЭ. Результаты государственной итоговой аттестации учащихся 11-х классов в 2022 году Количество учеников Русский язык (Средний Математика (Средний балл) балл) 3 53 4,7 Вывод: По результатам сдачи ЕГЭ в 2022 году: Средние баллы по русскому языку и математике удовлетворительные. Оценка организации учебного процесса Организация учебного процесса в Школе регламентируется режимом занятий, учебным планом, календарным учебным графиком, расписанием занятий, локальными нормативными актами Школы. Образовательная деятельность в Школе осуществляется по пятидневной учебной неделе для 1-11-х классов. Занятия проводятся в одну смену. В соответствии с СП 3.1/2.43598-20 и методическими рекомендациями по организации начала работы в 2021/22 учебном году Школа: • уведомила управление Роспотребнадзора о дате начала образовательного процесса; • разработала графики прихода обучающихся, начала/окончания занятий, приема пищи в столовой с таким учетом, чтобы развести потоки и минимизировать контакты учеников; • закрепила кабинеты за классами; • составила и утвердила графики уборки, проветривания кабинетов и рекреаций; • разместила на сайте школы необходимую информацию об антикоронавирусных мерах, дополнительно направили ссылки по официальным родительским группам в WhatsApp; • использует при осуществлении образовательного процесса бесконтактные термометры, тепловизор стационарный на главный вход, рециркуляторы передвижные и настенные для каждого кабинета, средства и устройства для антисептической обработки рук, маски многоразового использования, маски медицинские, перчатки. Класс 9 11 Всего Оценка востребованности выпускников Поступили в Поступили в 10-й профессиональную класс ОО 7 4 5 3 - 3 Устроились на работу 0 0 Количество выпускников, поступающих в ВУЗ, стабильно падает по сравнению с общим количеством выпускников 11-го класса. Оценка функционирования внутренней системы оценки качества образования По окончании 2021/22 учебного года в адрес Школы поступили благодарности от родителей отдельных классов в адрес педагогов, качественно организовавших обучения. Этому способствовала работа по обеспечению открытости материалов методического и психолого-педагогического характера по вопросам роли родителей в создании необходимых условий для обучения учащихся. Учащиеся школы успешно в течение года участвовали в конкурсах и мероприятиях различного уровня, занимали призовые места. В дошкольной ступени утверждено положение о внутренней системе оценки качества образования от 17.09.2017. Мониторинг качества образовательной деятельности в 2022 году показал хорошую работу педагогического коллектива по всем показателям. Состояние здоровья и физического развития воспитанников удовлетворительные. 90 процентов детей успешно освоили образовательную программу дошкольного образования в своей возрастной группе. Воспитанники старшей подготовительной группы показали средние показатели готовности к школьному обучению. В течение года проводилось анкетирование родителей, получены следующие результаты: ( 22 родителя): − доля получателей услуг, положительно оценивающих доброжелательность и вежливость работников организации-100% − доля получателей услуг, удовлетворенных компетентностью работников организации80% − доля получателей услуг, удовлетворенных материально-техническим обеспечением организации-60%, − доля получателей услуг, образовательных услуг-80%, удовлетворенных качеством предоставляемых − доля получателей услуг, которые готовы рекомендовать организацию родственникам и знакомым-80%, Анкетирование родителей показало высокую степень удовлетворенности качеством предоставляемых услуг. В Школьной ступени также утверждено Положение о внутренней системе оценки качества образования от 31.05.2019. По итогам оценки качества образования в 2022 году выявлено, что уровень метапредметных результатов соответствуют среднему уровню, сформированность личностных результатов высокая. По результатам анкетирования 2022 года выявлено, что количество родителей, которые удовлетворены общим качеством образования в Школе, — 72 %, количество обучающихся, удовлетворенных образовательным процессом, — 82 %. Оценка качества кадрового обеспечения На период самообследования в Школе работают 18 педагогов. С 1 сентября 2022 года ввели должность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями (далее – советник по воспитанию). Ее занял педагог, у которого есть опыт работы с детскими объединениями и общий стаж педагогической работы 10 лет. Советник по воспитанию: • • • • • • • участвует в разработке и реализации рабочей программы и календарного плана воспитательной работы в школе; привлекает педагогов, обучающихся и их родителей в проектирование рабочих программ воспитания; вовлекает учащихся в творческую деятельность по основным направлениям воспитания; анализирует результаты рабочих программ воспитания; организовывает отдых и занятость обучающихся в каникулярный период; организовывает педагогическое стимулирование обучающихся к самореализации и социально-педагогической поддержке; участвует в работе педагогических, методических советов; • • помогает готовить и проводить родительские собрания, оздоровительные, воспитательные и иные мероприятия, которые предусмотрены образовательной программой школы; координирует деятельность различных детских общественных объединений. Советник по воспитанию позволил систематизировать работу классных руководителей и снять излишнюю нагрузку с заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Образование педагогических работников: Высшее профессиональное образование 8 человек (44%) Среднее профессиональное образование 8 человек (44%) Проходят обучение в вузе 2(12%) Квалификация педагогических работников: Высшая квалификационная категория 5 человек (27%) Первая квалификационная категория 7 человек (39%) Соответствие занимаемой должности 6 человек (34%) Сведения о стаже работы в школе: - до 2-х лет 0 (0%) - от 2-х до 5-ти лет 2 (10%) - от 5-ти до 10-ти лет 0 (0%) Возраст педагогов - до 30 лет 1 чел. (5%) - от 30 до 35 - от 35 до 55 - от 55 до 60 - от 61 и выше лет лет лет 2 чел. (5%) 14 чел. (75%) 2 чел. (10 %) 2 чел. (10%) Анализ кадрового состава показывает, что средний возраст по школе 45-50 лет: Школа обеспечена педагогическими кадрами. Проблема: Некоторые учителя преподают несколько предметов. В целях повышения качества образовательной деятельности в Школе проводится целенаправленная кадровая политика, основная цель которой — обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его развитии, в соответствии потребностями Школы и требованиями действующего законодательства. Основные принципы кадровой политики направлены: • на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала; • создание квалифицированного коллектива, способного работать в современных условиях; • повышения уровня квалификации персонала. Оценивая кадровое обеспечение образовательной организации, являющееся одним из условий, которое определяет качество подготовки обучающихся, необходимо констатировать следующее: образовательная деятельность в Школе обеспечена квалифицированным профессиональным педагогическим составом; • в Школе создана устойчивая целевая кадровая система, в которой осуществляется подготовка новых кадров из числа собственных выпускников; • кадровый потенциал Школы динамично развивается на основе целенаправленной работы по повышению квалификации педагогов. Все педагоги успешно проходят курсы повышение квалификации по направлениям. Оценка качества учебно-методического и библиотечно-информационного обеспечения Общая характеристика: • объем библиотечного фонда —3440 единиц; • книгообеспеченность — 100 % • объемучебногофонда —2162 единиц. • Фонд библиотеки формируется за счет федерального, областного, местного бюджетов. Состав фонда и его использование № Вид литературы Количество единиц в фонде Сколько экземпляров выдавалось за год 1 Учебная 2 Методические пособия 2 2 3 Художественная 1241 965 4 Учебное пособие 33 33 2162 1512 Фонд библиотеки соответствует требованиям ФГОС, учебники фонда входят в федеральный перечень, утвержденный приказом Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254. В библиотеке имеются электронные образовательные ресурсы — 221 диск; в т.ч. мультимедийные средства (презентации, электронные энциклопедии, дидактические материалы) — 30. Средний уровень посещаемости библиотеки — 25 человек в день. На официальном сайте школы есть страница библиотеки с информацией о работе и проводимых мероприятиях библиотеки Школы. Оснащенность библиотеки учебными пособиями недостаточная. Требуется дополнительное финансирование библиотеки на закупку периодических изданий и обновление фонда художественной литературы. Обеспеченность доступа к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к ЭОР, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР, в Школе составляет 35%. Также стоит отметить недостаточный уровень укомплектованности библиотеки ЭОР по учебным предметам учебного плана. Данная ситуация должна быть озвучена перед учредителем и членами управляющего совета для принятия соответствующих решений. Для дошкольной ступени образования имеются методические пособия, являющиеся составной частью методической службы, расположенные в методическом кабинете дошкольной ступени. Методическая литература имеется по всем образовательным областям основной общеобразовательной программы, для каждой возрастной группы есть банк необходимых учебно-методических пособий, рекомендованных для планирования воспитательно-образовательной работы в соответствии с обязательной частью ООП: «Развитие речи в детском саду» В.Гербова, «Ознакомление с природой в детском саду» О.Соломенникова, «Этические беседы» В.Петрова, «Музыкальное воспитание в детском саду» Б.Зацепина «Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников» Н.Е.Веракса В 2022 году дошкольную ступень пополнил учебно-методический комплект к примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС. Приобрели наглядно-дидактические пособия: − серии «Мир в картинках», «Рассказы по картинкам», «Расскажите детям о…», «Играем в сказку», «Грамматика в картинках», «Искусство детям»; − картины для рассматривания, плакаты; − комплекты для оформления родительских уголков; Оборудование и оснащение методического кабинета достаточно для реализации образовательных программ. В методическом кабинете созданы условия для возможности организации совместной деятельности педагогов. Однако кабинет недостаточно оснащен техническим и компьютерным оборудованием. Информационное обеспечение ДО включает: − информационно-телекоммуникационное оборудование – компьютер - 1, принтер-1, телевизоры -2 -программное обеспечение – позволяет работать с текстовыми редакторами, интернетресурсами, фото-, видеоматериалами, графическими редакторами. В дошкольной ступени учебно-методическое и информационное обеспечение достаточное для организации образовательной деятельности и эффективной реализации образовательных программ. Оценка материально-технической базы Материально-техническое обеспечение Школы позволяет реализовывать в полной мере образовательные программы. В Школе оборудованы 19 учебных кабинета, 11 из них оснащен современной мультимедийной техникой, в том числе: -компьютерный класс; -мастерская. Центр образования естественно-научной направленности «Точка роста» на базе МБОУ Никольской СОШ создан в 2022 г. в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Он обеспечивает повышение охвата обучающихся программами основного общего и дополнительного образования естественно-научной направленности с использованием современного оборудования. Центры «Точка роста» на базе общеобразовательных организаций сельской местности и малых городов создаются для формирования условий для повышения качества общего образования, в том числе за счет обновления учебных помещений, приобретения современного оборудования, повышения квалификации педагогических работников и расширения практического содержания реализуемых образовательных программ. Центр «Точка роста» является частью образовательной среды МБОУ Никольской СОШ, на базе которой осуществляется: - преподавание учебных предметов из предметных областей «Естественно-научные предметы»; - внеурочная деятельность для поддержки изучения предметов естественно-научной направленности; - дополнительное образование детей по программам естественно-научной направленности; - проведение внеклассных мероприятий для обучающихся; - организация образовательных мероприятий, в том числе в дистанционном формате с участием обучающихся из других образовательных организаций. В Школе для инвалидов и лиц с ОВЗ доступ к кабинетам осуществляется через вход, оборудованный пандусом, имеется мнемосхема расположения кабинетов и помещений. На первом этаже оборудован физкультурный зал. На втором этаже здания -актовый зал. Имеется кабинет психолога. Материально-техническая база дошкольной ступени соответствует СанПиН для реализации образовательных программ, жизнеобеспечения и развития детей. Оборудованные помещения соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей: − групповые помещения – 2; -кабинет заведующего – 1; − методический кабинет – 1; − музыкальный зал и физкультурный зал – 1; − прачечная – 1; − медицинский кабинет – 1; Спортивная площадка для игр на территории Школы оборудована полосой препятствий: металлическими шестами, двумя лестницами, лабиринтом. Имеется игровая площадка для игр : минифутбол, волейбол, баскетбол, для обучающихся дошкольной ступени - игровая площадка «Детский городок». Анализ данных, полученных в результате опроса педагогов на конец 2022 года, показывает положительную динамику в сравнении с 2021 годом по следующим позициям: • материально-техническое оснащение Школы позволяет обеспечить реализацию основных образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий на уровне дошкольного , начального общего, основного общего и среднего общего образования . • качественно изменилась оснащенность классов ,имеется доступ к интернету для выполнения необходимых задач в рамках образовательной деятельности. При этом полный анализ оснащенности кабинетов согласно требованиям нового ФГОС основного общего образования по предметным областям «Русский язык и литература», «Родной язык и родная литература», «Иностранные языки», «Общественно-научные предметы» показал частичное оснащение комплектами наглядных пособий, карт, учебных макетов, специального оборудования, которые обеспечивают развитие компетенций в соответствии с программой основного общего образования. В связи с чем административно-управленческой командой Школы принято решение о направлении ходатайства учредителю с целью решить вопрос пополнения материальной базы. Также в план работы включены мероприятия по проведению анализа оснащенности кабинетов естественно-научного цикла специальным лабораторным оборудованием для проведения лабораторных работ и опытно-экспериментальной деятельности в соответствии с программой основного общего образования. Результаты анализа показателей деятельности организации Дошкольная ступень образования: Показатели Единица измерения Количество Образовательная деятельность Общее количество воспитанников, которые обучаются по Человек 21 программе дошкольного образования в том числе обучающиеся: − в режиме полного дня (8–12 часов) 21 − в режиме кратковременного пребывания (3–5 часов) 0 − в семейной дошкольной группе 0 − по форме семейного образования с психологопедагогическим сопровождением, которое организует детский сад 0 Общее количество воспитанников в возрасте до трех лет Человек 0 Общее количество воспитанников в возрасте от трех до восьми лет Человек 21 Количество (удельный вес) детей от общей численности воспитанников, которые получают услуги присмотра и ухода, в том числе в группах: Человек (процент) − 8–12-часового пребывания 21 (100%) − 12–14-часового пребывания 0 (0%) − круглосуточного пребывания 0 (0%) Численность (удельный вес) воспитанников с ОВЗ от общей численности воспитанников, которые получают услуги: Человек (процент) 0 − по коррекции недостатков физического, психического развития 0 (0%) − обучению по образовательной программе дошкольного образования 0 (0%) − присмотру и уходу 0 (0%) Средний показатель пропущенных по болезни дней на одного воспитанника Общая численность педработников, в том числе количество педработников: − День 10 Человек 2 с высшим образованием 0 − высшим образованием педагогической направленности (профиля) 0 − средним профессиональным образованием 0 − средним профессиональным образованием педагогической направленности (профиля) 2 Количество (удельный вес численности) педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей численности педагогических работников, в том числе: Человек (процент) 0 − с высшей 0 − первой 2 Количество (удельный вес численности) педагогических работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых составляет: Человек (процент) − до 5 лет 0 − больше 30 лет 0 Количество (удельный вес численности) педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте: Человек (процент) − до 30 лет 0 − от 55 лет 1 Численность (удельный вес) педагогических и административно-хозяйственных работников, которые за последние 5 лет прошли повышение квалификации или профессиональную переподготовку, от общей численности таких работников Человек (процент) 2 (100%) Численность (удельный вес) педагогических и административно-хозяйственных работников, которые прошли повышение квалификации по применению в образовательном процессе ФГОС, от общей численности таких работников Человек (процент) 2(100%) человек/человек 1/10 Соотношение «педагогический работник/воспитанник» Наличие в детском саду: Да/нет − музыкального руководителя нет − инструктора по физической культуре нет − учителя-логопеда нет − логопеда нет − учителя-дефектолога нет − педагога-психолога да Инфраструктура Общая площадь помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность, в расчете на одного воспитанника Кв. м Площадь помещений для дополнительных видов деятельности воспитанников Кв. м Наличие в детском саду: Да/нет 80,08/2,86 40,4 м − физкультурного зала нет − музыкального зала нет − прогулочных площадок, которые оснащены так, чтобы обеспечить потребность воспитанников в физической активности и игровой деятельности на улице да Школа: Показатели Единица измерения Количество человек 102 Образовательная деятельность Общая численность учащихся Численность учащихся по образовательной программе начального общего образования человек 41 Численность учащихся по образовательной программе основного общего образования человек 52 Численность учащихся по образовательной программе среднего общего образования человек 9 Численность (удельный вес) учащихся, успевающих на «4» и «5» по результатам промежуточной аттестации, от общей численности обучающихся человек (процент) 45 (51%) Средний балл ГИА выпускников 9 класса по русскому языку балл 4,4 Средний балл ГИА выпускников 9 класса по математике балл 14 Средний балл ЕГЭ выпускников 11 класса по русскому языку балл 53 Средний балл ЕГЭ выпускников 11 класса по математике балл 4,7 Численность (удельный вес) выпускников 9 класса, которые получили неудовлетворительные результаты на ГИА по русскому языку, от общей численности выпускников 9 класса человек (процент) 0(0%) Численность (удельный вес) выпускников 9 класса, которые получили неудовлетворительные результаты на ГИА по математике, от общей численности выпускников 9 класса человек (процент) 0(0%) Численность (удельный вес) выпускников 11 класса, которые получили результаты ниже установленного минимального количества баллов ЕГЭ по русскому языку, от общей численности выпускников 11 класса человек (процент) 0(0%) Численность (удельный вес) выпускников 11 класса, которые получили результаты ниже установленного минимального количества баллов ЕГЭ по математике, от общей численности выпускников 11 класса человек (процент) 0(0%) Численность (удельный вес) выпускников 9 класса, которые не получили аттестаты, от общей численности выпускников 9 класса человек (процент) 0(0%) Численность (удельный вес) выпускников 11 класса, которые не получили аттестаты, от общей численности выпускников 11 класса человек(процент) 0(0%) Численность (удельный вес) выпускников 9 класса, которые получили аттестаты с отличием, от общей численности выпускников 9 класса человек (процент) 0 (0%) Численность (удельный вес) выпускников 11 класса, которые получили аттестаты с отличием, от общей численности выпускников 11 класса человек (процент) 0 (0%) Численность (удельный вес) учащихся, которые человек (процент) 51 (49%) принимали участие в олимпиадах, смотрах, конкурсах, от общей численности обучающихся Численность (удельный вес) учащихся — победителей и призеров олимпиад, смотров, конкурсов от общей численности обучающихся, в том числе: человек (процент) — регионального уровня 4 (4%) — федерального уровня 0 (0%) — международного уровня 0 (0%) Численность (удельный вес) учащихся по программам человек (процент) с углубленным изучением отдельных учебных предметов от общей численности обучающихся 0 (0%) Численность (удельный вес) учащихся по программам профильного обучения от общей численности обучающихся человек (процент) 0 (0%) Численность (удельный вес) учащихся по программам с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения от общей численности обучающихся человек (процент) 0 (0%) Численность (удельный вес) учащихся в рамках сетевой формы реализации образовательных программ от общей численности обучающихся человек (процент) 0 (0%) Общая численность педработников, в том числе количество педработников: человек — с высшим образованием 0 — высшим педагогическим образованием 8 — средним профессиональным образованием 0 — средним профессиональным педагогическим образованием 10 Численность (удельный вес) педработников с квалификационной категорией от общей численности таких работников, в том числе: человек (процент) — с высшей 5 (27%) — первой 7 (39%) Численность (удельный вес) педработников от общей человек (процент) численности таких работников с педагогическим стажем: — до 5 лет 2 (10%) — больше 30 лет 16 (90%) Численность (удельный вес) педработников от общей численности таких работников в возрасте: человек (процент) — до 30 лет 1 (5%) — от 55 лет 2 (10%) Численность (удельный вес) педагогических и административно-хозяйственных работников, которые за последние 5 лет прошли повышение квалификации или профессиональную переподготовку, от общей численности таких работников человек (процент) 18 (100%) Численность (удельный вес) педагогических и административно-хозяйственных работников, которые прошли повышение квалификации по применению в образовательном процессе ФГОС, от общей численности таких работников человек (процент) 18 (100%) единиц 0,175 Инфраструктура Количество компьютеров в расчете на одного учащегося Количество экземпляров учебной и учебно-методической единиц литературы от общего количества единиц библиотечного фонда в расчете на одного учащегося 7 Наличие в школе системы электронного документооборота да/нет да Наличие в школе читального зала библиотеки, в том числе наличие в ней: да/нет да — рабочих мест для работы на компьютере или ноутбуке да — медиатеки да — средств сканирования и распознавания текста да — выхода в интернет с библиотечных компьютеров да — системы контроля распечатки материалов да Численность (удельный вес) обучающихся, которые могут пользоваться широкополосным интернетом не менее 2 Мб/с, от общей численности обучающихся человек (процент) 97 (100%) Общая площадь помещений для образовательного процесса в расчете на одного обучающегося кв. м 3,13 Анализ показателей указывает на то, что Школа имеет достаточную инфраструктуру, которая соответствует требованиям СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21 и позволяет реализовывать образовательные программы в полном объеме в соответствии с ФГОС общего образования. Школа укомплектована достаточным количеством педагогических и иных работников, которые имеют высокую квалификацию и регулярно проходят повышение квалификации, что позволяет обеспечивать стабильные качественные результаты образовательных достижений обучающихся. Дистанционное обучение показало, что педагоги Школы владеют высоким уровнем ИКТ-компетенций. Деятельность рабочей группы по подготовке Школы к переходу на новые ФГОС НОО и ООО можно оценить как хорошую: мероприятия дорожной карты реализованы на 95 % за учебный год.