Приказ Минобрнауки от 22 сентября
2011 г. N 2357 г. "О внесении
изменений в ФГОС НОО"
Министерств образования и науки Российской Федерации
ПРИКАЗ
от 22 сентября 2011 г. N 2357 г.
О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования, утверждённый приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373
Дата подписания: 22.09.2011
Дата публикации: 15.12.2011 00:00
Зарегистрирован в Минюсте РФ 12 декабря 2011 г.
Регистрационный N 22540
В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской
Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая
2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26,
ст. 3350; 2011, N 14, ст. 1935; N 28, ст. 4214; Российская газета, 2011, N 201), пунктом 7
Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных
стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24
февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст.
1110),
приказываю:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г.,
регистрационный N 15785), с изменениями, внесёнными приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. N 1241 (зарегистрирован Министерство
юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный N 19707).
Министр А. Фурсенко
Приложение
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от«_22_»сентября2011
г.No2357
ИЗМЕНЕНИЯ,
которые вносятся в федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования, утверждённый приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373
1. Пункт 16 изложить в следующей редакции:
«16. Основная образовательная программа начального общего образования реализуется
образовательным учреждением через организацию урочной и внеурочной деятельности в
соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Основная образовательная программа начального общего образования должна
содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты
реализации основной образовательной программы начального общего образования, а также
способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы
начального общего образования;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования.
Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования
и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных,
предметных и метапредметных результатов:
программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени
начального общего образования;
программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;
программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени
начального общего образования;
программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни;
программу коррекционной работы.
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного
процесса, а также механизмы реализации основной образовательной программы.
Организационный раздел включает:
учебный план начального общего образования;
план внеурочной деятельности;
систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с
требованиями Стандарта.
Учебный план начального общего образования и план внеурочной деятельности
являются основными организационными механизмами реализации основной
образовательной программы начального общего образования.
Основная образовательная программа начального общего образования в имеющем
государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе
примерной основной образовательной программы начального общего образования.».
2. Пункт 19.1 дополнить подпунктом 4 следующего содержания:
«4) общие подходы к организации внеурочной деятельности.».
3. В пункте 19.3 слова «более 3210 часов» заменить словами «более 3345 часов».
4. Пункт 19.7 изложить в следующей редакции:
«19.7. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни должна обеспечивать:
формирование представлений об основах экологической культуры на примере
экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и
окружающей среды;
пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование
заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил
здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной
деятельности и общения;
формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
формирование установок на использование здорового питания;
использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных,
психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической
культурой и спортом;
соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;
формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная
двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества,
инфекционные заболевания);
становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление
алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым
вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие
готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков
личной гигиены;
формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать
успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные
средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;
формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений
поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни должна содержать:
1) цель, задачи и результаты деятельности, обеспечивающей формирование основ
экологической культуры, сохранение и укрепление физического, психологического и
социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования, описание
ценностных ориентиров, лежащих в ее основе;
2) направления деятельности по здоровьесбережению, обеспечению безопасности и
формированию экологической культуры обучающихся, отражающие специфику
образовательного учреждения, запросы участников образовательного процесса;
3) модели организации работы, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по
формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного уклада школьной
жизни, поведения; физкультурно-спортивной и оздоровительной работе, профилактике
употребления психоактивных веществ обучающимися, профилактике детского дорожнотранспортного травматизма;
4) критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения в
части формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры
обучающихся;
5) методику и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов по
формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни
обучающихся.».
5. Дополнить пунктами 19.10 и 19.11 следующего содержания:
«19.10. План внеурочной деятельности является организационным механизмом
реализации основной образовательной программы начального общего образования.
План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и
потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. Внеурочная
деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе
через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты,
школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования,
общественно полезные практики, на добровольной основе в соответствии с выбором
участников образовательного процесса.
План внеурочной деятельности образовательного учреждения определяет состав и
структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для
обучающихся на ступени начального общего образования (до 1350 часов за четыре года
обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательного учреждения.
Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план
внеурочной деятельности.
19.11. Система условий реализации основной образовательной программы начального
общего образования в соответствии с требованиями Стандарта (далее - система условий)
разрабатывается на основе соответствующих требований Стандарта и обеспечивает
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования.
Система условий должна учитывать особенности образовательного учреждения, а также
его взаимодействие с социальными партнерами (как внутри системы образования, так и в
рамках межведомственного взаимодействия). Система условий должна содержать:
описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических, финансовых,
материально-технических, а также учебно-методического к информационного обеспечения;
обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с
приоритетами основной образовательной программы начального общего образования
образовательного учреждения;
механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий;
сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий;
контроль за состоянием системы условий.».
6. Дополнить пунктом 28 следующего содержания:
«28. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной
программы начального общего образования должны обеспечивать:
преемственность содержания и форм организации образовательного процесса,
обеспечивающих реализацию основных образовательных программ дошкольного
образования и начального общего образования;
учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и
административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся;
вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников
образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья
обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей
обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными
возможностями здоровья;
формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;
поддержка детских объединений, ученического самоуправления);
диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный,
групповой, уровень класса, уровень учреждения);
вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников
образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная
работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).».
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)