Программа Школа наставничества Ученик-ученик на 2020-2021 уч.год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Никольская средняя общеобразовательная школа

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ Никольской СОШ
___________Е.В. Терновая

Подписан: МБОУ
НИКОЛЬСКАЯ СОШ
Основание: Я
являюсь автором
этого документа
Местоположение:
сл.Никольская
Дата: 2021-05-27
15:27:30

Программа «Школа наставничества»
«Ученик-ученик»
в МБОУ Никольской СОШ
на 2020-2021 уч.год

2020г.

Введение
В настоящий момент Россия движется в сторону радикальных изменений
образовательной и социокультурной сферы, необходимость которых продиктована
сменой паттернов мышления, целеполагания и действия, а также вызовами со
стороны экономического сектора.
Важность гармоничного и системного преобразования этих сфер отражена в
национальном проекте «Образование», который ставит перед всеми
образовательными организациями две ключевые цели: обеспечение глобальной
конкурентоспособности российского образования и воспитание гармонично
развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных
ценностей и культурных традиций народов Российской Федерации.
Эти цели невозможно достичь без создания системы поддержки и развития
навыков, талантов и компетенций - общекультурных, общепрофессиональных и
метакомпетенции. Эта система также должна способствовать решению задачи по
самоопределению и профессиональной ориентации всех обучающихся.
Наиболее эффективная стратегии, отвечающая вышеназванным целям и
задачам, это применение методологии наставничества, в рамках которой возможна
комплексная поддержка учащихся разных уровней и форм обучения.
Использование технологий наставничества может успешно способствовать
решению различных проблем и задач, систематически находящихся в «поле зрения»
администрации и педагогического коллектива:
закрепление в образовательной организации молодых педагогов и новых
сотрудников, их профессиональный рост;
передача навыков, знаний, формирования ценностей у обучающихся и
педагогов, сохранение лучших практик и уникальных исторически сформированных
компетенций;
-

формирование профессиональных методических сообществ;

подготовка кадрового управленческого резерва из числа педагогов и
будущих педагогов из числа обучающихся;
создание условий для успешности обучающихся, в том числе
показывающих стабильно низкие результаты, а также условий для реализации
талантов у одаренных детей;
создание условий для выстраивания индивидуальных образовательных
траекторий обучающихся, в том числе в целях профориентации и
профессионального самоопределения.

Настоящая программа призвана помочь школе в деятельности наставников на
уровне образовательной организации.
Срок реализации программы: 2020-2021 учебный год.
Цель:
создание условий для раскрытия потенциала личности наставляемого,
формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и
профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 10 лет МБОУ
Никольской СОШ.
Задачи:
1.
Улучшение показателей МБОУ Никольской СОШ, осуществляющей
деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным
программам в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах;
2.
Подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально
продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями
которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность,
информационная насыщенность;
3.
Раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала
каждого обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной
образовательной траектории;
Ожидаемые результаты:
для ученика-ученика:
высокий уровень включенности наставляемых и наставников во все
социальные, культурные и образовательные процессы образовательной
организации; рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных
секций и т.д. повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона
внутри класса (группы) и образовательной организации.
Механизм реализации программы:
Для реализации системы наставничества формируется рабочая группа из
числа привлеченных специалистов и педагогических работников МБОУ Никольской
СОШ.
1.1 Рабочая группа осуществляет следующие функции:
разработка и реализация Дорожной карты по внедрению Целевой
модели наставничества;
организационное и методическое сопровождение работы
наставнических пар и групп;

—
организация аналитической и информационной работы
разработку медиаплана в рамках компетенций;
—

через

организация отбора и обучения наставников;

—
осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых
специалистов и педагогов, участвующих в программе наставничества;
—

формирование наставнических пар и групп;

—

осуществление своевременной и систематической отчетности;

—
проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности
программы (системы) наставничества в образовательной организации;
—
участие в муниципальных/региональных/федеральных
образовательных событиях, направленных на повышение профессиональных
компетенций в части реализации системы наставничества;
—
обеспечение формирования баз данных наставников и наставляемых, а
также лучших практик наставничества.
1.2. Система наставничества реализуется через организацию работы в
наставнических парах или группах (по выбору) по следующей форме:
—

"ученик - ученик".

Организация работы по данным формам в каждой наставнической паре или
группе предполагает решение индивидуальных конкретных задач и потребностей
наставляемого, исходя из ресурсов наставника, определенных в ходе
предварительного анализа.
Наставничество «ученик - ученик»
Критерии отбора наставников для «ученик-ученик»
Выбранная форма предполагает взаимодействие обучающихся
образовательной организации, при котором один из обучающихся находится на
более высоком уровне образования и обладает организаторскими и лидерскими
качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого,
лишенное, тем не менее, строгой субординации.
Проблемы учащегося общеобразовательного учреждения, решаемые с
помощью наставничества
•
Низкая мотивация к учебе и саморазвитию, неудовлетворительная
успеваемость, отсутствие качественной саморегуляции; отсутствие осознанной
позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей
профессиональной реализации;

•
Невозможность качественной самореализации в рамках стандартной
школьной программы; отсутствие условий для формирования активной гражданской
позиции;
•
Низкая информированность о перспективах самостоятельного выбора
векторов творческого развития, карьерных и иных возможностей; кризис
идентификации, разрушение или низкий уровень сформированности ценностных и
жизненных позиций и ориентиров;
• Конфликтность, неразвитые коммуникативные навыки, затрудняющие
горизонтальное и вертикальное социальное движение; отсутствие условий для
формирования метапредметных навыков и метакомпетенции;
Отдельным блоком можно выделить проблемы детей с ограниченными
возможностями здоровья. Их включение в систему наставнических отношений
будет способствовать качественному развитию системы инклюзивного образования
в общеобразовательных учреждениях с привлечением обыкновенных учеников.
Среди основных проблем:
невключенность в образовательный процесс в силу психоэмоциональных
затруднений, общая отстраненность, низкая учебная мотивация; коммуникационные
проблемы, возможно возникающие вследствие непринятия ребенка коллективом.
Данная форма наставничества предполагает взаимодействие учащихся одной
образовательной организации, при котором один из учащихся находится на более
высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими
качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого,
лишенное, тем не менее, строгой субординации.
Цели и задачи
Целью такой формы наставничества является разносторонняя поддержка
обучающегося с особыми образовательными / социальными потребностями либо
временная помощь в адаптации к новым условиям обучения (включая адаптацию
детей с ОВЗ).
Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым: помощь в
реализации лидерского потенциала, развитие гибких навыков и метакомпетенций,
оказание помощи в адаптации к новым условиям среды, создание комфортных
условий и экологичных коммуникаций внутри образовательной организации,
формирование устойчивого школьного сообщества и сообщества благодарных
выпускников.
Построение школьного сообщества.
Отдельно стоит пояснить термины «школьное сообщество» и «сообщество
благодарных выпускников», так как формирование подобных структур видится нам

необходимым для решения сразу нескольких задач: от подготовки будущих
наставников до мотивации всех участников наставнических отношений.
Процесс формирования школьного сообщества базируется на принципах
эффективности школы, лидерства, коллегиальности, демократии и, что
немаловажно, - интереса обучающихся друг к другу. Подход применим как к
результатам и их оценки, так и к самим процессам обучения и преподавания.
В нашем случае школьное сообщество является изначальным и конечным
пунктами, точками сборки системы при реализации наставничества. Сообщество
предполагает активное сотрудничество, связь учеников и учителей (а также
администрации и родителей) в процессе творческого (метакомпетентностного)
решения всех проблем - от образовательных до поведенческих.
Ожидаемые результаты
Результатом правильной организации работы наставников будет высокий
уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и
образовательные процессы организации, что окажет несомненное положительное
влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус организации,
лояльность учеников и будущих выпускников к школе.
Подростки-наставляемые получат необходимый в этом возрасте стимул к
культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию,
самореализации, а также развитию необходимых компетенций.
Среди оцениваемых результатов:
повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри
образовательной организации;
численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных
секций; количественный и качественный рост успешно реализованных
образовательных и культурных проектов.
Таким образом, наблюдается развитие целостной типологии компетенций:
социальные (отношения, поведения, коммуникации); когнитивные (понимание,
знание, целеполагание, планирование);
функциональные (психомоторные и прикладные, в том числе
профессиональные, навыки).
Портрет участников
Наставник. Активный учащийся старшей ступени, обладающий лидерскими
и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления, демонстрирующий
высокие образовательные результаты, победитель школьных и региональных
олимпиад и соревнований, лидер класса/параллели, принимающий активное участие

в жизни школы (конкурсы, театральные постановки, общественная деятельность,
внеурочная деятельность). Возможный участник всероссийских организаций или
объединений с активной гражданской позицией.
Наставляемый. Социально/ценностно дезориентированный учащийся
низшей по отношению к наставнику ступени, демонстрирующий
неудовлетворительные образовательные результаты или проблемы с поведением, не
принимающий участие в жизни школы, отстраненный от коллектива. Учащийся с
особыми образовательными потребностями , например, увлеченный определенным
предметом ученик, нуждающийся в профессиональной поддержке или ресурсах для
обмена мнениями и реализации собственных проектов.
Возможные варианты программ
Вариации ролевых моделей внутри формы «ученик - ученик» могут
различаться в зависимости от потребностей наставляемого и ресурсов наставника.
Учитывая опыт образовательных организаций, основными вариантами могут быть:
взаимодействие «отличник - двоечник», классический вариант
поддержки для достижения лучших образовательных результатов;
взаимодействие «лидер - тихоня/скромник», психоэмоциональная
поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных,
творческих, лидерских навыков;
взаимодействие «равный - равному», в течение которого происходит
обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением, а
наставляемый - креативным; взаимная поддержка, совместная работа над проектом.
Область применения в рамках образовательной программы
Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме внеурочной
деятельности. Возможна интеграция в классные часы, организация совместных
конкурсов и проектных работ, совместные походы на спортивные/культурные
мероприятия, способствующие развитию чувства сопричастности, интеграции в
сообщество (особенно важно для задач адаптации).
В школе: проектная деятельность, классные часы, внеурочная работа,
подготовка к мероприятиям школьного сообщества, проектное волонтерство.
Принципы наставничества
-

добровольность;

-

гуманность;

-

соблюдение прав молодого специалиста;

-

соблюдение прав наставника;

-

конфиденциальность;

-

ответственность;

-

искреннее желание помочь в преодолении трудностей;

-

взаимопонимание.
Права и обязанности наставника

Наставник обязан:
разрабатывать индивидуальный план - комплекс мероприятий в рамках
организации работы наставнической пары/группы;
участвовать в реализации Дорожной карты в рамках компетенции;
регулярно посещать образовательные события, организованные в рамках
обучения наставников;
оказывать всестороннюю помощь и поддержку наставляемому; Предоставлять
результаты наставнической работы по запросу куратора;
способствовать развитию информационного освещения реализации системы
наставничества в образовательной организации; внимательно и уважительно
относиться к наставляемому.
Наставник имеет право:
Способствовать своевременному и качественному выполнению поставленных
задач наставляемым;
Совместно с куратором определять формы работы с наставляемым;
принимать участие в обсуждениях и мероприятиях, направленных на развитие
системы наставничества в образовательной организации;
вносить предложения куратору и руководителю образовательной организации
по внесению изменений в Дорожную карту;
привлекать других
наставляемого.

специалистов для расширения компетенций
Права и обязанности наставляемого

Наставляемый обязан:
регулярно посещать встречи, образовательные события в соответствии с
индивидуальным планом;
выполнять своевременно
наставником;

и качественно задачи, поставленные

внимательно и уважительно относиться к наставнику и другим участникам
наставнической группы. Наставляемый имеет право: вносить предложения в
индивидуальный план обучения в рамках организации работы наставнической
пары/группы;
принимать участие в обсуждениях и мероприятиях, направленных на развитие
системы наставничества в образовательной организации;
в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по
волнующим вопросам;
при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с
ходатайством к руководителю образовательной организации о замене наставника.

План внедрения «Дорожной карты» целевой модели наставничества в
МБОУ Никольской СОШ
№ п/п Мероприятие
1

Сроки

Ответственные

Подготовка условий для запуска программы наставничества
Задача: информирование о запуске программы наставничества; сбор предварительных
запросов от потенциальных наставляемых и выбор соответствующих этим запросам
аудитории для поиска наставников Результат: определены необходимые ресурсы (кадровые,
методические, материально-техническая база и т. д.) и возможные источники их
привлечения (внутренние и внешние) для организации функционирования целевой модели
наставничества

1.1

Информирование

педагогического

10.2020

Зам.дир. по УР

о

11.2020

Директор

и/или

11.2020

Директор

11.2020

Зам.дир. по ВР

сообщества

образовательной организации о реализации программы
наставничества
1.2

Информирование

родительского

сообщества

планируемой реализации программы наставничества
1.3

Встреча

с

сообществом

представителями

выпускников

региональных

организаций

и

предприятий с целью информирования о реализации
программы наставничества
1.4

Встреча с обучающимися образовательной организации
с

информированием

о

реализуемой

программе

наставничества
2

Формирование базы наставляемых
Задача: выявление конкретных проблем, обучающихся и педагогов образовательной
организации, которые можно решить с помощью наставничества Результат: сформирована
база наставляемых с перечнем запросов, необходимая для подбора кандидатов в наставники
на следующем этапе

2.1

Проведение

анкетирования

среди

10.2020

Зам.дир. по ВР

11.2020

Зам.дир. по ВР

обучающихся/педагогов, желающих принять участие в
программе наставничества. Сбор согласий на сбор и
обработку персональных данных от совершеннолетних
участников программы
2.2

Сбор

дополнительной

информации

о

запросах,

наставляемых (обучающиеся/педагоги) от третьих лиц:
классный руководитель, психолог, родители. Сбор
согласий на сбор и обработку персональных данных от
законных
участников

представителей

несовершеннолетних

2.3

11.2020

Анализ полученных от наставляемых и третьих лиц

Директор

данных. Формирование базы наставляемых
3

Формирование базы наставников
Задача: поиск потенциальных наставников для формирования базы наставников
Результат: сформированы базы наставников, которые потенциально могут участвовать как в

3.1
3.2

текущей программе наставничества, так и в будущих программах
10.2020
Выбор форм наставничества, реализуемых в рамках

Зам.дир. по УР

текущей программы наставничества

Зам.дир по ВР

Оценка участников-наставляемых по заданным
параметрам,

необходимым

для

10.2020

Зам.дир по ВР

10.2020

Зам.дир по ВР

10.2020

Зам.дир по ВР

будущего

сравнения и мониторинга влияния программ на
всех участников
3.3

Проведение

анкетирования

среди

потенциальных

наставников, желающих принять участие в
программе наставничества. Сбор согласий на сбор
и обработку персональных данных
3.4

Анализ

заполненных

анкет

потенциальных

наставников и сопоставление данных с анкетами
наставляемых. Формирование базы наставников
4

Отбор и обучение наставников
Задача:

выявление

подходящих

для

наставников,
конкретной

входящих
программы,

в

базу
и

их

потенциальных
подготовку

наставников,
к

работе

с

наставляемыми
Результат:

сформирована

база

готовых

к

работе

наставников,

подходящая

конкретной программы и запросов наставляемых
4.1

Оценка участников-наставников по заданным
параметрам,

необходимым

для

11.2020

Зам.дир. по УР

11.2020

Зам.дир. по УР

11.2020

Зам.дир. по УР

будущего

сравнения и мониторинга влияния программ на
всех участников
4.2

Проведение собеседования с наставниками (в
некоторых случаях с привлечением психолога)

4.3

Поиск экспертов и материалов для проведения
обучения наставников

4.4

Обучение наставников

5

Формирование наставнических пар или групп

11.2020

Зам.дир. по УР

Задача: формирование пар «наставник - наставляемый» либо группы из наставника
и нескольких наставляемых, подходящих друг другу по критериям
Результат: сформированы наставнические пары или группы, готовые продолжить
работу в рамках программы

для

5.1

11.2020

Организация групповой встречи наставников и
наставляемых

5.2

Зам.дир. по УР
Зам.дир по ВР

Проведение анкетирования на предмет

11.2020

Зам.дир по ВР

12.2020

Зам.дир. по УР

предпочитаемого наставника/наставляемого после
завершения групповой встречи
5.3

Анализ

анкет

групповой

встречи

и

соединение

наставников и наставляемых в пары
5.4

Информирование

участников

Зам.дир по ВР
о

сложившихся

12.2020

Зам.дир. по УР

парах/группах. Закрепление пар/групп распоряжением
руководителя образовательной организации
6

Организация работы наставнических пар или групп
Задача: закрепление гармоничных и продуктивных отношений в наставнической паре или
группе
Результат: сформированы стабильные наставнические отношения, доведенные до
логического завершения, реализована цель программы наставничества для конкретной
наставнической пары или группы

6.1

встречи

12.2020

Зам.дир. по УР

встречи

12.2020

Зам.дир. по ВР

Проведение встречи-планирования рабочего процесса в

12.2020

Зам.дир. по ВР

Проведение

первой,

организационной,

наставника и наставляемого
6.2

Проведение

второй,

пробной

рабочей,

наставника и наставляемого
6.3

рамках программы наставничества с наставником и
наставляемым
6.4

Регулярные встречи наставника и наставляемого

12.202003.2021

Зам.дир. по ВР

6.5

Сроки сбора обратной связи от участников программы

04.2021

Зам.дир. по ВР

04.2021

Зам.дир. по ВР

04.2021

Зам.дир. по УР

04.2021

Зам.дир. по ВР

наставничества
6.6

Проведение заключительной встречи наставника и
наставляемого

6.7

Проведение групповой заключительной встречи всех
пар и групп наставников и наставляемых

6.8

Анкетирование участников. Проведение мониторинга
личной

удовлетворенности

участием

в

программе

наставничества
7

Завершение наставничества
Цель: усилить программу наставничества и расширить базу лояльных к программам
наставничества

людей,

привлечь

потенциальных

наставников,

будущих

кураторов,

потенциальных компаний-партнеров
Задача: подведение итогов работы каждой пары или группы и всей программы в целом в
формате личной и групповой рефлексии, а также проведение открытого публичного
мероприятия для популяризации практик наставничества и награждения лучших

наставников
Результат: достигнуты цели программы наставничества, собраны лучшие наставнические
практики, внимание общественности привлечено к деятельности образовательных
7.1

организаций, запущен процесс пополнения базы наставников и наставляемых
05.2021
Приглашение на торжественное мероприятие всех
Зам.дир. по ВР
участников программы наставничества

7.2

Проведение
подведения

торжественного
итогов

мероприятия

программы

наставничества

для

05.2021

Директор

и

награждения лучших наставников
7.3

Проведение

мониторинга

качества

реализации

05.2021

Зам.дир. по УР

заданным

параметрам,

05.2021

Зам.дир. по УР

05.2021

Зам.дир. по УР

06.2021

Зам.дир. по ВР

06.2021

Зам.дир. по ВР

06.2021

Зам.дир. по ВР

программы наставничества
7.4

Оценка

участников

по

проведение второго, заключающего этапа мониторинга
влияния программ на всех участников
7.5

Оформление итогов и процессов совместной работы в
рамках программы наставничества в кейсы

7.6

Публикация результатов программы наставничества,
лучших наставников, кейсов на сайтах образовательной
организации и организаций-партнеров

7.7

Внесение данных об итогах реализации программы
наставничества в базу наставников и базу наставляемых

7.8

Формирование долгосрочной базы наставников

План программы «Ученик-ученик»
Отбор
наставников

Обучение

Формирование

Мотивация для

Процедура

наставников

пар

наставников

завершения
взаимодействия

«наставник
наставляемый»
Осуществляется

Возможные

сообщество.

куратором

решения:

Выбор из наиболее

программы в

мотивированных

организации.

Через

школьное

учащихся.

1)анкетирование с
последующим
совмещением;

Прохождение
тестирования /
собеседования

Лидерский статус.

Представление
конкретных

Реализация
лидерского

результатов
взаимодействия.

потенциала.

Защита проекта,

Проведение

2) личные и

регулярных

групповые

Благодарственные
грамоты для

встреч,

встречи, на

портфолио.

тренировка

которых

и посещаемости

в формате

формирование пар

куратором, сбор

долевого

идет по принципу

обратной связи от

взаимодействия.

личной симпатии;

участников,

анализ
успеваемости

рефлексия.
Определение
Решение о

потенциальных
проблем
наставляемых и
форматов,

3) назначение
куратором.

Причастность к

продолжении

школьному

(переход на другую

сообществу.

гему или проблему)

подходящих для

или прекращении

их решения

взаимодействия.

мероприятие,

Взаимная оценка

проект,

работы наставника

совместная

и

забота над

наставляемого

домашним

посредством

заданием

анкетирования.

Выводы
Эта

форма

наставничества

может

быть

использована

как

отдельно,

так

и

комплексно,

представляя единую образовательную программу, в своей основе имеющую концепцию возврата ресурсов и

построения устойчивого сообщества

- каждый наставляемый, получивший положительный опыт

наставнического преобразования, в перспективе может стать наставником, запустив новый цикл.
Представленная выше форма наставничества может стать эффективной средой для формирования новой
образовательной стратегии, направленной на развитие умений, практических навыков и метакомпетенций,
необходимых для качественной реализации кадровой политики; организационного перехода на систему
профессионального и личностного самоопределения (в противовес модели передачи конкретных шаблонов);
развития человеческого капитала и потенциала молодежи Российской Федерации.
Организация работы в рамках этой формы наставничества не потребует большого вливания ресурсо в и
финансирования, так как все программы предполагают использование внутренних ресурсов (кадровых,
профессиональных) регионов, за исключением привлечения экспертов для проведения первичного обучения
наставников.
Этаи форма наставничества решает конкретный круг задач всех факторов наставнического взаимодействия:
на индивидуальном уровне (наставляемый
и наставник), на уровне организации (образовательная организация или предприятие) и на уровне региона.
Планируемые результаты реализации наставнических программ закрывают почти все ключевые проблемные
зоны современной системы - от образовательных задач до вопросов благосостояния и экономического
развития региона.
Система взаимодействия наставнических форм позволит создать в России широкое педагогическо профессиональное движение, включающее в единое сообщество представителей разных социальных групп,
институтов и поколений, чьи усилия будут направлены на развитие образовательной и экономической
систем России в целом и будущего поколения - детей и молодежи - в частности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».