Рабочая программа по биологии 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
МУ УО Миллеровского района
МБОУ Никольская СОШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Педагогическим
советом

Методическим Советом Директор школы
________И.А. Полторацкая

____________Е.В. Терновая Протокол №1 от «15» 08
2023 г.
Протокол №1 от «15» 08
2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
___________Е.В. Терновая
Приказ №63 от «15» 08
2023 г.
Подписан:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН
ОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НИКОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН
АЯ ШКОЛА
Основание: Я являюсь
автором этого документа
Местоположение:
сл.Никольская
Дата: 2023-10-02 14:58:15

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Биология» (Базовый уровень)
для обучающихся 9 класса
Количество часов – 2 часа в неделю
(всего 64 часа)

сл Никольская 2023г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по биологии на уровне основного общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования, представленных
в ФГОС ООО, а также федеральной рабочей программы воспитания.
Программа по биологии направлена на формирование естественнонаучной грамотности обучающихся и организацию изучения биологии на
деятельностной основе. В программе по биологии учитываются возможности
учебного предмета в реализации требований ФГОС ООО к планируемым
личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация
межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на уровне
основного общего образования.
В программе по биологии определяются основные цели изучения
биологии на уровне основного общего образования, планируемые результаты
освоения программы по биологии: личностные, метапредметные,
предметные. Предметные планируемые результаты даны для каждого года
изучения биологии.
Биология развивает представления о познаваемости живой природы и
методах её познания, позволяет сформировать систему научных знаний о
живых системах, умения их получать, присваивать и применять в жизненных
ситуациях.
Биологическая подготовка обеспечивает понимание обучающимися
научных принципов человеческой деятельности в природе, закладывает
основы экологической культуры, здорового образа жизни.
Целями изучения биологии на уровне основного общего образования
являются:
формирование системы знаний о признаках и процессах
жизнедеятельности биологических систем разного уровня организации;
формирование системы знаний об особенностях строения,
жизнедеятельности организма человека, условиях сохранения его здоровья;
формирование умений применять методы биологической науки для
изучения биологических систем, в том числе организма человека;
формирование умений использовать информацию о современных
достижениях в области биологии для объяснения процессов и явлений живой
природы и жизнедеятельности собственного организма;
формирование умений объяснять роль биологии в практической
деятельности людей, значение биологического разнообразия для сохранения
биосферы, последствия деятельности человека в природе;

формирование экологической культуры в целях сохранения
собственного здоровья и охраны окружающей среды.
Достижение целей программы по биологии обеспечивается решением
следующих задач:
приобретение
обучающимися
знаний
о
живой
природе,
закономерностях строения, жизнедеятельности и средообразующей роли
организмов, человеке как биосоциальном существе, о роли биологической
науки в практической деятельности людей;
овладение умениями проводить исследования с использованием
биологического оборудования и наблюдения за состоянием собственного
организма;
освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о
современных достижениях в области биологии, её анализ и критическое
оценивание;
воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой
к сохранению собственного здоровья и охраны окружающей среды.
Общее число часов, отведенных для изучения биологии, в 9 классе – 64
часа (2 часа в неделю). Программа выполнена.
Предлагаемый в программе по биологии перечень лабораторных и
практических работ является рекомендательным, учитель делает выбор
проведения лабораторных работ и опытов с учётом индивидуальных
особенностей
обучающихся,
списка
экспериментальных
заданий,
предлагаемых в рамках основного государственного экзамена по биологии.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
9 КЛАСС
Раздел 1. Введение в основы общей биологии .
Биология – наука о живом мире. Разнообразие и общие свойства живых организмов.
Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии,
раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.
Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.
Раздел 2. Основы учения о клетке.
Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология – наука, изучающая клетку.
Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как
биосистема. Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты.
Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы – неклеточная форма
жизни. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества в ней.
Их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды.
Белки и аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль.
Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.
Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и
основные органоиды, их функции в клетке. Обмен веществ и превращение энергии –
основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов. Биосинтез белка в клетке.
Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая
роль зеленых растений. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания.
Воздействие внешней среды на процессы в клетке.
Лабораторная работа. Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной
клеток.
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)
Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.
Деление клетки
эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление
клетки прокариот. Клеточный цикл. Особенности половых клеток. Сущность мейоза.
Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого
способов размножения. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное
развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие
алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.
Лабораторная работа. Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками
растения.
Раздел 4. Основы учения о наследственности и изменчивости
Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: наследственность,
ген, генотип, фенотип, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов.
Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г. Менделя.
Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные
и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы. Хромосомная теория
наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение
пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и
здравоохранении.
Закономерности
изменчивости.
Виды
изменчивости:
наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная)
изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость.
Причины изменчивости. Опасность загрязнения природной среды мутагенами.
Использование мутаций для выведения новых форм растений. Понятие о генофонде.
Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве.
Лабораторная работа. Решение генетических задач.
Раздел 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов
Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение
Вавилова Н.И. о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных.
Достижения селекции животных. Основные направления селекции микроорганизмов.
Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической промышленности. Понятие о
биотехнологии.
Раздел 6. Происхождение жизни и развитие органического мира
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза
о возникновении жизни Опарина А.И. и ее развитие в дальнейших исследованиях.
Современная теория возникновения жизни на Земле. Появление первичных живых
организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы
передачи наследственности. Предполагаемаягетеротрофность первичных организмов.
Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ.
Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному
способу дыхания, от прокариот – к эукариотам. Влияние живых организмов на состав
атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Этапы
развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений.
Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты
приспособленности животных к наземному образу жизни. Появление человека.
Влияние человеческой деятельности на природу Земли.
Раздел 7. Учение об эволюции
Идея развития органического мира в биологии. Основные положения теории Ч.
Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в
создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие
силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование,
естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат
естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие
видов – результат эволюции. Современные представления об эволюции
органического мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии.
Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица
эволюции. Процессы образования новых видов в природе – видообразование.
Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и
биологический
регресс.
Основные
направления
эволюции:
ароморфоз,
идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции. Влияние
деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема
вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в

устойчивом развитии природы.Лабораторная работа. Изучение изменчивости у
организмов.
Раздел 8. Происхождение человека
Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с
животными и отличие от них. Доказательства эволюционного происхождения
человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные
особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная
сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции
человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Человеческие
расы, их родство и происхождение. Человека как единый биологический вид.
Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные
люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние
на природу Земли.
Раздел 9. Основы экологии
Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда –
источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземновоздушная, почвенная, другие организмы как среда обитания. Экологические
факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основные
закономерности действия факторов среды на организмы. Приспособленность
организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры или
влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и
сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе.
Экологическое разнообразие на Земле и его значение. Основные понятия экологии
популяций. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость,
численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в
природе. Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические
связи в регуляции численности. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме.
Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы,
продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как
основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.
Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы.
Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к
устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни).
Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные
биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.
Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о роли живого
вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ
и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом
развитии биосферы. Экология как научная основа рационального использования
природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и
экологического образования, роль экологической культуры человека в решении
проблемы устойчивого развития природы и общества. Биологическое разнообразие и
его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биологического разнообразия.
Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО БИОЛОГИИ НА
УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Освоение учебного предмета «Биология» на уровне основного общего
образования должно обеспечить достижение следующих обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по биологии основного общего
образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе
и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том
числе в части:
1) гражданского воспитания:
готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении
исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
2) патриотического воспитания:
отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад
российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки;
3) духовно-нравственного воспитания:
готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и
норм экологической культуры;
понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в
медицине и биологии;
4) эстетического воспитания:
понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в
природной среде;
сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным
состоянием;
6) трудового воспитания:
активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, населенного пункта, края) биологической и

экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий,
связанных с биологией;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области
окружающей среды;
осознание экологических проблем и путей их решения;
готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация на современную систему научных представлений об основных
биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной
средой;
понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;
развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков
исследовательской деятельности;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
адекватная оценка изменяющихся условий;
принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на
основании анализа биологической информации;
планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических
закономерностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы по биологии основного
общего образования, должны отражать овладение следующими универсальными
учебными действиями:
Познавательные универсальные учебные действия
1) базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов
(явлений);
устанавливать существенный признак классификации биологических объектов
(явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого
анализа;
с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях, предлагать критерии для
выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и
процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
2) базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать
свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный
биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению
особенностей биологического объекта (процесса) изучения, причинно-следственных
связей и зависимостей биологических объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
наблюдения и эксперимента;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
3) работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
биологической информации или данных из источников с учётом предложенной
учебной биологической задачи;
выбирать,
анализировать,
систематизировать
и
интерпретировать
биологическую информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту
же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями;
оценивать
надёжность
биологической
информации
по
критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
запоминать и систематизировать биологическую информацию.

Коммуникативные универсальные учебные действия
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе
выполнения практических и лабораторных работ;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику
и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической
задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного биологического опыта
(эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов.
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной
задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы, уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение

результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчёта перед группой;
овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая
обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта
обучающихся.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя
биологические знания;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических
знаний об изучаемом биологическом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг;

овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция
личности), и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины,
устойчивого поведения).

Тематическое планирование
№

Раздел

п\п
1
2
3

Повторение
Введение в основы
общей биологии
Основы учения о
клетке

Колво
часов Лабораторные
работы
3

Контрольные работы
Диагностическая
контрольная работа

3
10

Л.р.№1

22.09
Контрольная работа

4

5

Размножение и
индивидуальное
развитие
Основы учения о
наследственности
и изменчивости

4

Лр№2

13.10
13.11

10

Л.р.№3,

4.12

Л.р. № 4

22.12
Контрольная работа за 1
полугодие по тексту
администрации

6

7

8

9
10

Основы селекции
растений,
животных и
микроорганизмов.
Происхождение
жизни и развитие
органического
мира
Учение об
эволюции

5

Происхождение
человека
Основы экологии

6

Итого:

Дата
проведения
11.09

25.12

4

9

12

66

Л.р. №5

11.03
Контрольная работа
Контрольная работа

Л.р. №6

6

15.03
15.04
26.04

Итоговая контрольная
работа
6

20.05

Календарно-тематическое планирование
Дата
№
п/п

1

Раздел.
Тема урока.
Повторение
Органы и системы органов человеческого организма

планируемая
4.09

2

Первая доврачебная помощь при различных
повреждениях и заболеваниях человека

3

11.09

4

Диагностическая контрольная работа
Введение в основы общей биологии
Биология – наука о живом мире

5

Многообразие форм живых организмов

18.09

6

Основы учения о клетке
Цитология – наука, изучающая клетку. Л.Р. №1

22.09

7

Химический состав клетки

25.09

8

Белки и нуклеиновые кислоты

29.09

9

Строение клетки

2.10

10

Органоиды клетки и их функции

6.10

11

Органоиды клетки и их функции

9.10

12

Контрольная работа по теме «Основы учения о
клетке»

13.10

13

Обмен веществ – основа существования клетки

16.10

14
15

Биосинтез белков в клетке
Биосинтез углеводов – фотосинтез

20.10
23.10

16

Обеспечение клеток энергией

27.10

17

Размножение и индивидуальное развитие
организмов
Размножение живых организмов

10.11

18

Деление клетки. Митоз. Л.р.№2

13.11

19

Образование половых клеток. Мейоз.

17.11

20

Индивидуальное развитие организмов – онтогенез

20.11

8.09

15.09

фактическая

21

Основы учения о наследственности и
изменчивости.
Из истории развития генетики

24.11

Основные понятия генетики. Генетическая
символика.
Генетические опыты Г.Менделя. I и II законы
Менделя
Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.
Л.Р.№3
Сцепленное наследование генов и кроссинговер.
Закон Моргана
Взаимодействие генов и их множественное действие

27.11

15.12

31

Определение пола и наследование признаков,
связанных с полом
Наследственная изменчивость
Типы изменчивости. Болезни, сцепленные с полом.
Л.р.№4
Контрольная работа за Iполугодие по тексту
администрации
Основы селекции растений, животных и
микроорганизмов
Генетические основы селекции организмов

32

Особенности селекции растений

12.01

33

Центры происхождения культурных растений

15.01

34

Особенности селекции животных

19.01

35

Основные направления селекции микроорганизмов

22.01

36

Происхождение жизни и развитие органического
мира
Гипотезы о происхождении жизни на Земле.

26.01

22
23
24
25
26
27
28
29
30

37
38
39

40
41
42
43

Современные представления о возникновении
жизни на Земле
Значение фотосинтеза и биологического
круговорота веществ в развитии жизни
Этапы развития жизни на Земле
Учение об эволюции
Развитие эволюционных идей в додарвиновский
период
Теория Ч. Дарвина и ее основные положения
Современные представления об эволюции
органического мира
Вид, его критерии и структура

1.12
4.12
8.12
11.12

18.12
22.12

25.12

29.12

29.01
2.02
5.02

9.02
12.02
16.02
19.02

44

Процессы видообразования

26.02

45

Макроэволюция – результат микроэволюция

1.03

46

Основные направления эволюции

4.03

47

Основные закономерности биологической
эволюции. Л.р.№5
Контрольная работа по теме «Эволюция
органического мира»
Происхождение человека
Эволюция приматов

11.03

48

49

15.03

18.03

Доказательства эволюционного происхождения
человека
Ранние этапы эволюции человека

22.03

8.04
12.04
15.04

55

Человеческие расы. Человек как житель биосферы.
Поздние этапы эволюции человека
Контрольная работа по теме
«Происхождение человека.
Основы экологии
Условия жизни на Земле. Среды обитания.

56

Законы действия факторов среды на организм

22.04

57

Приспособленность организмов. Л.р.№6

26.04

58

Биологические связи в природе

27.04

59

3.05

60

Популяции, функционирование популяций во
времени
Сообщества организмов

61

Биоценозы, экосистемы и биосфера

13.05

62

Развитие и смена биоценозов

17.05

63
64

Итоговая контрольная работа
Обобщение и систематизация знаний за курс
биологии 9 класса

20.05
24.05

50
51
52
53
54

5.04

19.04

6.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».