Адаптированная рабочая программа по русскому языку 4 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Никольская средняя образовательная школа
МБОУ Никольская СОШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим
советом Председатель

Методическим Советом Директор школы

И.А. Полторацкая
Е.В.Терновая
Приказ №63 от «15» 08
Е.В.Терновая Протокол №1 от «15» 08
2023
г.
2023 г.
Протокол №1 от «15» 08.
Подписан:
2023 г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН
ОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НИКОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН
АЯ ШКОЛА
Основание: Я являюсь
автором этого документа
Местоположение:
сл.Никольская
Дата: 2023-10-13 08:53:07

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 657296)
учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся 4 классов

сл.Никольская 2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа составлена в соответствии с
требованиями ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России, планируемых результатов
начального общего образования, на основе авторской программы «Русский
язык» авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.В. Бойкиной, М.Н.
Дементьевой, Н.А. Стефаненко. Издательство «Просвещение» Москва, 2013
годРабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная
область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального
общего образования составлена на основе Требований к результатам
освоения программы начального общего образования Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы
начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей
программы по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский
язык»), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
На уровне начального общего образования изучение русского языка
имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретѐнные знания,
опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на
материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне
основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,
формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных
текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского
языка является основой всего процесса обучения на уровне начального
общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом
определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии
функциональной грамотности обучающихся, особенно таких еѐ компонентов,
как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная
грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его
выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно
использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения

способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык,
выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством
хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского
народа и других народов России. Свободное владение языком, умение
выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность
адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в
различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения
традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей,
принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что
способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные
достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как
явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения
народа. Значимыми личностными результатами являются развитие
устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка,
формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о
многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о
языке как одной из главных духовно­нравственных ценностей народа;
понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения
русского языка как государственного языка Российской Федерации;
понимание роли русского языка как языка межнационального общения;
осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей
культуры человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе
первоначальных представлений о нормах современного русского
литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе
русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и
синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях
употребления в речи; использование в речевой деятельности норм
современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;

4) использование в речевой деятельности норм современного русского
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических,
орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному
взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному
образованию.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения русскому языку является признание равной
значимости работы по изучению системы языка и работы по
совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван
сформировать первоначальные представления о структуре русского языка,
способствовать
усвоению
норм
русского
литературного
языка,
орфографических и пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на
решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности,
отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного
языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и
письменного общения.
Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются
совместно с учебным предметом «Литературное чтение».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Общее число часов, отведѐнных на изучение «Русского языка» в 4 классе –
170 ч.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 КЛАСС
Сведения о русском языке
Русский язык как язык межнационального общения. Различные методы
познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент,
мини­исследование, проект.
Фонетика и графика
Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове
по заданным параметрам. Звуко­буквенный разбор слова (по отработанному
алгоритму).
Орфоэпия[4]
Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы
произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с
нормами современного русского литературного языка (на ограниченном
перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Использование орфоэпических словарей русского языка при
определении правильного произношения слов.
Лексика
Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в
речи синонимов, антонимов, устаревших слов (простые случаи).
Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые
случаи).
Состав слова (морфемика)
Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно
выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса
(повторение изученного).
Основа слова.
Состав неизменяемых слов (ознакомление).
Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи
(ознакомление).
Морфология
Части речи самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Склонение имѐн существительных (кроме
существительных на -мя, -ий, -ие, -ия; на -ья типа гостья, на ­ье типа
ожерелье во множественном числе; а также кроме собственных имѐн
существительных на -ов, -ин, -ий); имена существительные 1, 2, 3­го

склонения (повторение изученного). Несклоняемые имена существительные
(ознакомление).
Имя прилагательное. Зависимость формы имени прилагательного от
формы имени существительного (повторение). Склонение имѐн
прилагательных во множественном числе.
Местоимение. Личные местоимения (повторение). Личные местоимения
1­го и 3­го лица единственного и множественного числа; склонение личных
местоимений.
Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем
времени (спряжение). І и ІІ спряжение глаголов. Способы определения I и II
спряжения глаголов.
Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в
речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение).
Союз; союзы и, а, но в простых и сложных предложениях.
Частица не, еѐ значение (повторение).
Синтаксис
Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их
сходства и различий; виды предложений по цели высказывания
(повествовательные, вопросительные и побудительные); виды предложений
по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные); связь
между словами в словосочетании и предложении (при помощи смысловых
вопросов); распространѐнные и нераспространѐнные предложения
(повторение изученного).
Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с
одиночным союзом и. Интонация перечисления в предложениях с
однородными членами.
Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные
предложения: сложносочинѐнные с союзами и, а, но; бессоюзные сложные
предложения (без называния терминов).
Орфография и пунктуация
Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах.
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки; различные способы решения орфографической
задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль при проверке
собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом
орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения)
написания слова.

Правила правописания и их применение:
безударные падежные окончания имѐн существительных (кроме
существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ­ье типа
ожерелье во множественном числе, а также кроме собственных имѐн
существительных на -ов, -ин, -ий);
безударные падежные окончания имѐн прилагательных;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2­го лица
единственного числа;
наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся;
безударные личные окончания глаголов;
знаки препинания в предложениях с однородными членами,
соединѐнными союзами и, а, но и без союзов.
Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых
(наблюдение).
Знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора
(наблюдение).
Развитие речи
Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах:
ситуации устного и письменного общения (письмо, поздравительная
открытка, объявление и другое); диалог; монолог; отражение темы текста или
основной мысли в заголовке.
Корректирование текстов (заданных и собственных) с учѐтом точности,
правильности, богатства и выразительности письменной речи.
Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста;
выборочный устный пересказ текста).
Сочинение как вид письменной работы.
Изучающее чтение. Поиск информации, заданной в тексте в явном виде.
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в
тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.
Ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей.
[1] В данной рабочей программе отражено только то содержание периода
«Обучение грамоте» из Федеральной рабочей программы «Русский язык»,
которое прописывается в предмете «Русский язык», остальное содержание
прописывается в рабочей программе предмета «Литературное чтение».
[2] Раздел «Графика» изучается параллельно с разделом «Чтение», поэтому
на этот раздел отдельные часы не предусмотрены
[3] Раздел «Орфография и пунктуация» в период «Обучения грамоте»
изучается параллельно с разделом «Письмо», поэтому на этот раздел
отдельные часы не предусмотрены

Программное содержание раздела «Орфоэпия» изучается во всех
разделах курса, поэтому на этот раздел отдельные часы не предусмотрены
[4]

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка на уровне начального общего образования
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе
через изучение русского языка, отражающего историю и культуру
страны;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, понимание роли русского языка как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения
народов России;
 осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и
будущему своей страны и родного края, в том числе через
обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского
языка;
 проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в
том числе на основе примеров из текстов, с которыми идѐт работа на
уроках русского языка;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, о
правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственно­этических
нормах
поведения
и
правилах
межличностных отношений, в том числе отражѐнных в текстах, с
которыми идѐт работа на уроках русского языка;
духовно-нравственного воспитания:
 осознание языка как одной из главных духовно-нравственных
ценностей народа;
 признание индивидуальности каждого человека с опорой на
собственный жизненный и читательский опыт;
 проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том
числе с использованием адекватных языковых средств для
выражения своего состояния и чувств;

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе
связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
 уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов;
 стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности
русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
 соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде
дополнительной информации в процессе языкового образования;
 бережное отношение к физическому и психическому здоровью,
проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого
самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил
общения;
трудового воспитания:
 осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе
благодаря примерам из текстов, с которыми идѐт работа на уроках
русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий
при обсуждении примеров из текстов, с которыми идѐт работа на
уроках русского языка;
экологического воспитания:
 бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с
текстами;
 неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
 первоначальные представления о научной картине мира, в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из
составляющих целостной научной картины мира;
 познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании, в том числе
познавательный интерес к изучению русского языка, активность и
самостоятельность в его познании.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные

универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
 сравнивать
различные языковые единицы (звуки, слова,
предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения
языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический
признак, лексическое значение и другое); устанавливать аналогии
языковых единиц;
 объединять объекты (языковые единицы) по определѐнному
признаку;
 определять существенный признак для классификации языковых
единиц
(звуков,
частей
речи,
предложений,
текстов);
классифицировать языковые единицы;
 находить в языковом материале закономерности и противоречия на
основе
предложенного
учителем
алгоритма
наблюдения;
анализировать алгоритм действий при работе с языковыми
единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе
языковых единиц;
 выявлять недостаток информации для решения учебной и
практической задачи на основе предложенного алгоритма,
формулировать запрос на дополнительную информацию;
 устанавливать
причинно­следственные
связи
в
ситуациях
наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
 с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения
языкового объекта, речевой ситуации;
 сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать
наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);
 проводить по предложенному плану несложное лингвистическое
мини­исследование, выполнять по предложенному плану проектное
задание;
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
основе результатов проведѐнного наблюдения за языковым
материалом
(классификации,
сравнения,
исследования);

формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа
предложенного языкового материала;
 прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий:
 выбирать источник получения информации: нужный словарь для
получения запрашиваемой информации, для уточнения;
 согласно заданному алгоритму находить представленную в явном
виде информацию в предложенном источнике: в словарях,
справочниках;
 распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основании предложенного учителем способа
еѐ проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
 соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников,
родителей, законных представителей) правила информационной
безопасности при поиске информации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и
произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о
синонимах слова);
 анализировать и создавать текстовую, видео­, графическую,
звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
 понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде
таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для
представления лингвистической информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
 проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать
правила ведения диалоги и дискуссии;
 признавать возможность существования разных точек зрения;
 корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение;
 строить речевое высказывание в соответствии с поставленной
задачей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование) в соответствии с речевой ситуацией;

готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и
групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного
мини­исследования, проектного задания;
 подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных
действий:
 планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
 выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных
действий:
 устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
 корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок;
 соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей
по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
 находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом,
находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
 сравнивать
результаты своей деятельности и деятельности
одноклассников, объективно оценивать их по предложенным
критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
 формулировать
краткосрочные
и
долгосрочные
цели
(индивидуальные с учѐтом участия в коллективных задачах) в
стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем
формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
 проявлять
готовность
руководить,
выполнять
поручения,
подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
 ответственно выполнять свою часть работы;
 оценивать свой вклад в общий результат;




выполнять совместные
предложенные образцы.

проектные

задания

с

опорой

на

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
4 КЛАСС
К концу обучения в четвѐртом классе обучающийся научится:


















осознавать многообразие языков и культур на территории
Российской Федерации, осознавать язык как одну из главных
духовно­нравственных ценностей народа;
объяснять роль языка как основного средства общения;
объяснять роль русского языка как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения;
осознавать правильную устную и письменную речь как показатель
общей культуры человека;
проводить звуко­буквенный разбор слов (в соответствии с
предложенным в учебнике алгоритмом);
подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к
предложенным словам антонимы;
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения,
определять значение слова по контексту;
проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми
морфемами; составлять схему состава слова; соотносить состав слова
с представленной схемой;
устанавливать принадлежность слова к определѐнной части речи (в
объѐме изученного) по комплексу освоенных грамматических
признаков;
определять грамматические признаки имѐн существительных:
склонение, род, число, падеж; проводить разбор имени
существительного как части речи;
определять грамматические признаки имѐн прилагательных: род (в
единственном числе), число, падеж; проводить разбор имени
прилагательного как части речи;
устанавливать (находить) неопределѐнную форму глагола;
определять грамматические признаки глаголов: спряжение, время,
лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем
времени в единственном числе); изменять глаголы в настоящем и


















будущем времени по лицам и числам (спрягать); проводить разбор
глагола как части речи;
определять грамматические признаки личного местоимения в
начальной форме: лицо, число, род (у местоимений 3­го лица в
единственном числе); использовать личные местоимения для
устранения неоправданных повторов в тексте;
различать предложение, словосочетание и слово;
классифицировать предложения по цели высказывания и по
эмоциональной окраске;
различать распространѐнные и нераспространѐнные предложения;
распознавать предложения с однородными членами; составлять
предложения с однородными членами; использовать предложения с
однородными членами в речи;
разграничивать простые распространѐнные и сложные предложения,
состоящие из двух простых (сложносочинѐнные с союзами и, а, но и
бессоюзные сложные предложения без называния терминов);
составлять простые распространѐнные и сложные предложения,
состоящие из двух простых (сложносочинѐнные с союзами и, а, но и
бессоюзные сложные предложения без называния терминов);
производить синтаксический разбор простого предложения;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные
правила;
применять изученные правила правописания, в том числе:
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в
орфографическом словаре учебника); безударные падежные
окончания имѐн существительных (кроме существительных на -мя, ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ­ье типа ожерелье во
множественном числе, а также кроме собственных имѐн
существительных на -ов, -ин, -ий); безударные падежные окончания
имѐн прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце
глаголов в форме 2­го лица единственного числа; наличие или
отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся; безударные
личные окончания глаголов; знаки препинания в предложениях с
однородными членами, соединѐнными союзами и, а, но и без союзов;
правильно списывать тексты объѐмом не более 85 слов;
писать под диктовку тексты объѐмом не более 80 слов с учѐтом
изученных правил правописания;
находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки
на изученные правила, описки;


















осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит
общение); выбирать адекватные языковые средства в ситуации
общения;
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4-6
предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную
интонацию, нормы речевого взаимодействия;
создавать небольшие устные и письменные тексты (3-5
предложений) для конкретной ситуации письменного общения
(письма, поздравительные открытки, объявления и другие);
определять тему и основную мысль текста; самостоятельно
озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль;
корректировать порядок предложений и частей текста;
составлять план к заданным текстам;
осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);
осуществлять выборочный пересказ текста (устно);
писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным
темам;
осуществлять в процессе изучающего чтения поиск информации;
формулировать устно и письменно простые выводы на основе
прочитанной (услышанной) информации; интерпретировать и
обобщать содержащуюся в тексте информацию; осуществлять
ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей;
объяснять своими словами значение изученных понятий;
использовать изученные понятия;
уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том
числе из числа верифицированных электронных ресурсов,
включѐнных в федеральный перечень.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 КЛАСС
Количество часов

№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Контрольные
работы

Всего

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК

1

Общие сведения о языке

1

2

Фонетика и графика

2

19.09
25.09

Библиотека ЦОК

3

Лексика

5

3.10
9.10

Библиотека ЦОК

4

Состав слова

5

23.10
26.10

16.10

5

Морфология

43

14.11

22.11

6

Синтаксис

16

13.12

50

26.12
10.01
16.01
30.01

30

7.02
20.02
7.03
21.03

Резервное время

18

17.05

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

166

16

7

8

Орфография и пунктуация

Развитие речи

13.09

https://m.edsoo.ru/7f411da6
https://m.edsoo.ru/7f411da6
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

0

ВАРИАНТ 2. ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ ПОУРОЧНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
4 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

1

Русский язык как язык
межнационального общения

1

1.09

2

Характеристика звуков русского
языка

1

4.09

3

Звуко-­буквенный разбор слова

1

5.09

4

Повторяем лексику: наблюдаем за
использованием в речи синонимов и
антонимов

1

6.09

5

Повторяем лексику: наблюдаем за
использованием в речи устаревших
слов

1

7.09

6

Наблюдаем за использованием в
речи фразеологизмов

1

8.09

7

Учимся понимать фразеологизмы

1

11.09

8

Учимся использовать
фразеологизмы

1

12.09

9

Повторяем состав
слова.Проверочная работа.

1

13.09

10

Основа слова

1

14.09

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8434f36

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843639a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84364e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8436818

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa250646

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843698a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8436b10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8436caa

11

Неизменяемые слова: состав слова

1

15.09

12

Значение наиболее употребляемых
суффиксов изученных частей речи

1

18.09

13

Входной контрольный диктан

1

19.09

14

Имена существительные 1, 2, 3­го
склонения

1

20.09

15

Падежные окончания имѐн
существительных 1 склонения

1

21.09

16

Падежные окончания имѐн
существительных 2-3 склонения

1

22.09

17

Р/РСочинение по репродукции
картины И.И. Левитана «Золотая
осень»

1

25.09

18

Особенности падежных окончаний
имѐн существительных в дательном
и предложном падеже

1

26.09

19

Особенности падежных окончаний
имѐн существительных в
родительном и винительном падеже

1

27.09

20

Несклоняемые имена
существительные

1

28.09

21

Морфологический разбор имени
существительного

1

29.09

22

Имя прилагательное. Значение и
употребление имѐн прилагательных

1

2.10

23

Р/РПисьменное изложение

1

3.10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8436ffc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8445a70

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8436e12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843a800

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8439ff4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843ac10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8438276

Библиотека ЦОК

повествовательного текста по
самостоятельно составленному
плану

https://m.edsoo.ru/f8437fb0

24

Склонение имѐн прилагательных

1

4.10

25

Особенности склонения имѐн
прилагательных во множественном
числе

1

5.10

26

Морфологический разбор имени
прилагательного

1

6.10

27

Местоимение.Контрольное
списывание.

1

9.10

28

Личные местоимения 1­го и 3­го
лица единственного и
множественного числа

1

10.10

29

Склонение личных местоимений

1

11.10

30

Глагол как часть речи

1

12.10

31

Различение глаголов, отвечающих
на вопросы «что делать?» и «что
сделать?»

1

13.10

32

Неопределенная форма глагола.
Словарный диктант.

1

16.10

33

Личные формы глагола

1

17.10

34

Спряжение глаголов: изменение по
лицам и числам

1

18.10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843b818

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843c984

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843caec

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843cc40

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843cda8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843cefc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843d866

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843dce4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843f210

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25110e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843f7c4

35

I и II спряжение глаголов

1

19.10

36

Личные окончания глаголов I и II
спряжения

1

20.10

37

Р/РПисьменное изложение
повествовательного
деформированного текста

1

23.10

38

Способы определения I и II
спряжения глаголов

1

24.10

39

Отработка способов определения I и
II спряжения глаголов

1

25.10

40

Контрольный диктант за 1-ю
четверть.

1

26.10

41

Настоящее время глагола
Прошедшее время глагола

1

27.10

42

Будущее время глагола

1

7.11

43

Настоящее, прошедшее, будущее
время глагола

1

8.11

44

Глагол: систематизация знаний

1

9.11

45

Особенности разбора глаголов по
составу слова

1

10.11

46

Глагол в словосочетании. Глагол в
предложении

1

13.11

47

Р/РСочинение-отзыв по
репродукции картины В. М.
Васнецова «Иван Царевич на Сером
волке»

1

14.11

48

Обобщение знаний о глаголе

1

15.11

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8440408

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844052a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844168c

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8442b90

49

Морфологический разбор глагола

1

16.11

50

Частица не, еѐ значение

1

17.11

51

Наречие: значение, вопросы,
употребление в речи

1

20.11

52

Как образуются наречия

1

21.11

53

Наречие: обобщение знаний.
Проверочная работа

1

22.11

54

Союз как часть речи

1

23.11

55

Союзы и, а, но в простых и сложных
предложениях

1

24.11

56

Обобщение: самостоятельные и
служебные части речи

1

27.11

57

Резервный урок по разделу
морфология: отработка темы "Имя
существительное"

1

28.11

58

Резервный урок по разделу
морфология: отработка темы "Имя
прилагательное"

1

29.11

59

Резервный урок по разделу
морфология: отработка темы
"Глагол" Повелительное наклонение
глагола: наблюдение

1

30.11

60

Резервный урок по разделу
морфология: отработка темы

1

1.12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8442cb2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843db72

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844304a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8443180

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa250cea

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84445f8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84383ca

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa250a60

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa250a60;
https://m.edsoo.ru/fa250baa

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8441e2a;
https://m.edsoo.ru/f84412f4

"Глагол" Образование
повелительного наклонения глагола
61

Резервный урок по разделу
морфология: отработка темы
"Глагол"

1

4.12

62

Резервный урок по разделу
морфология: тема "Использование
местоимений для устранения
неоправданного повтора слов в
тексте"

1

5.12

63

Резервный урок по разделу
морфология: тема "Числительное"

1

6.12

64

Резервный урок по разделу
морфология: проверочная работа

1

65

Повторение: слово, сочетание слов
(словосочетание) и предложение

1

8.12

66

Связь между словами в
предложении (при помощи
смысловых вопросов)

1

11.12

67

Виды предложений по цели
высказывания: повествовательные,
вопросительные и побудительные

1

12.12

68

Виды предложений по
эмоциональной окраске:
восклицательные и
невосклицательные.Словарный
диктант.

1

13.12

69

Распространѐнные и

1

14.12

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844369e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84437ca

7.12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa251244

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2513de

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8435af7

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8435af8

Библиотека ЦОК

нераспространѐнные предложения

https://m.edsoo.ru/f8435c42

70

Предложения с однородными
членами: без союзов, с союзами а,
но, с одиночным союзом и.

1

15.12

71

Интонация перечисления в
предложениях с однородными
членами.

1

18.12

72

Предложение и словосочетание:
сходство и различие

1

19.12

73

Словосочетание

1

20.12

74

Связь слов в словосочетании

1

21.12

75

Связь слов в словосочетании:
обобщение

1

22.12

76

Простое и сложное предложение

1

25.12

77

Сложные
предложения.Контрольный диктант
за 2-ю четверть

1

26.12

78

Сложные предложения с союзами и,
а, но

1

27.12

79

Сложные предложения без союзов

1

28.12

80

Предложения с прямой речью после
слов автора

1

29.12

https://m.edsoo.ru/f84453f4;
https://m.edsoo.ru/f84456e2

81

Резервный урок по разделу

1

9.01

[[Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8438e60

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8443b1c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8443c3e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8443ee6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8443dc4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844436e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84444d6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84448dc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8444f3a

Библиотека ЦОК

синтаксис: отработка темы
"Предложения с обращениями"

https://m.edsoo.ru/f84456e2

82

Р/РСочинение-отзыв по
репродукции картины художника В.
А. Тропинина «Кружевница»

1

10.01

83

Резервный урок по разделу
синтаксис: повторяем всѐ, что
узнали о синтаксисе

1

11.01

84

Правила правописания, изученные в
1-3 классах

1

12.01

85

Повторение правил правописания,
изученных в 1—3 классах

1

15.01

86

Р/РПодробное изложение
повествовательного текста по
самостоятельно составленному
плану

1

16.01

87

Правописание падежных окончаний
имѐн существительных1- 2
склонения

1

17.01

88

Правописание падежных окончаний
имѐн существительных 3 склонения

1

18.01

89

Правописание падежных окончаний
имѐн существительных в
родительном и винительном падеже

1

19.01

90

Правописание падежных окончаний
имѐн существительных в дательном
и предложном падеже

1

22.01

91

Правописание падежных окончаний

1

23.01

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84378da

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84371d2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8437344

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84374ac

имѐн существительных в
творительном падеже

92

Падежные окончания имѐн
существительных множественного
числа в дательном, творительном,
предложном падежах

1

24.01

93

Правописание падежных окончаний
имѐн существительных во
множественном числе

1

25.01

94

Безударные падежные окончания
имѐн существительных:
систематизация

1

26.01

95

Безударные падежные окончания
имѐн существительных: обобщение

1

29.01

96

Контрольный диктант

1

30.01

97

Правописание падежных окончаний
имѐн прилагательных

1

31.01

98

Правописание падежных окончаний
имѐн прилагательных в
единственном числе

1

1.02

99

Правописание падежных окончаний
имѐн прилагательных во
множественном числе

1

2.02

100

Безударные падежные окончания
имѐн прилагательных:
систематизация

1

5.02

101

Безударные падежные окончания
имѐн прилагательных: обобщение

1

6.02

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843a67a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8437c72

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843c42a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843c7c2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8438122

102

Р/Р Составление текста-рассуждения
по репродукции картины В. Серова
«Мика Морозов»

1

7.02

103

Правописание личных местоимений

1

8.02

104

Раздельное написание личных
местоимений с предлогами

1

9.02

105

Правописание глаголов на -ться и –
тся

1

12.02

106

Отрабатываем правописание
глаголов на -ться и –тся

1

13.02

107

Мягкий знак после шипящих на
конце глаголов в форме 2­го лица
единственного числа

1

14.02

108

Отрабатываем правописание
глаголов в форме 2­го лица
единственного числа

1

15.02

109

Отрабатываем правило определения
спряжения глаголов с безударными
личными окончаниями

1

16.02

110

Правописание безударных личных
окончаний глаголов

1

19.02

111

Р/Р Составление устного сообщения
по репродукции картины И. Э.
Грабаря «Февральская лазурь»

1

20.02

112

Отрабатываем правописание
безударные личные окончания
глаголов-исключений

1

21.02

113

Безударные личные окончания

1

22.02

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843fcd8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843fa44

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843f90e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8440732

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844087c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8441d08

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84410a6

глаголов: трудные случаи
114

Отрабатываем трудные случаи
написания безударных личных
окончаний глаголов

1

26.02

115

Безударные личные окончания
глаголов: систематизация

1

27.02

116

Безударные личные окончания
глаголов: обобщение

1

28.02

117

Отработка написания глаголов

1

29.02

118

Правописание глаголов с
орфограммами

1

1.03

119

Правописание глаголов в
прошедшем времени

1

4.03

120

Отрабатываем правописание
глаголов в прошедшем времени

1

5.03

121

Изученные правила правописания
глаголов: систематизация

1

6.03

122

Контрольный диктант

1

7.03

123

Наблюдаем за написанием разных
частей речи

1

11.03

124

Орфографический тренинг:
правописание разных частей речи

1

12.03

125

Отработка орфограмм, вызывающих
трудности

1

13.03

126

Знаки препинания в предложениях с
одно родными членами,

1

14.03

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84412f4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844157e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844179a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844219a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8442a6e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8443298

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa251c12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8439018

соединѐнными союзами
127

Знаки препинания в предложениях с
одно родными членами,
соединѐнными союзом и

1

15.03

128

Знаки препинания в предложениях с
одно родными членами,
соединѐнными союзами и, а, но

1

18.03

129

Знаки препинания в предложениях с
одно родными членами без союзов

1

19.03

130

Знаки препинания в предложениях с
одно родными членами,
соединѐнными союзами и, а, но, и
без союзов

1

20.03

131

Контрольный диктант за 3-ю
четверть

1

21.03

132

Пробуем ставить знаки препинания
в сложном предложении, состоящем
из двух простых

1

22.03

133

Наблюдение за знаками препинания
в предложении с прямой речью
после слов автора

1

3.04

134

Резервный урок по разделу
орфография: отработка орфограмм,
вызывающих трудности

1

4.04

135

Резервный урок по разделу
орфография: Наблюдаем за
правописанием числительных

1

5.04

136

Резервный урок по разделу

1

1

8.04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84451ba

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84456e2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa251adc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84437ca

орфография: проверочная работа на
тему "Безударные личные
окончания глаголов"

137

Резервный урок по разделу
орфография: проверочная работа по
теме "Чему мы научились на уроказ
правописания в 4 классе"

1

138

Речь: диалогическая и
монологическая

1

10.04

139

Особенности диалога

1

11.04

140

Ситуации устного и письменного
общения

1

12.04

141

Вспоминаем, как написать письмо,
поздравительную открытку,
объявление

1

15.04

142

Нормы речевого этикета

1

16.04

143

Можно ли по-разному читать один и
тот же текст?

1

17.04

144

Чем изучающее чтение отличается
от ознакомительного чтения

1

18.04

145

Текст: тема и основная мысль

1

19.04

146

Текст: заголовок

1

22.04

147

Подбираем заголовки, отражающие
тему или основную мысль текста

1

23.04

148

Вспоминаем типы текстов

1

24.04

1

9.04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843508a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8435378

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84351f2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843d6f4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84354ea

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843f67a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843565c

149

Различаем тексты-повествования,
тексты-описания и текстырассуждения

1

25.04

150

Текст. Образные языковые средства

1

26.04

151

Текст. Структура текста

1

27.04

152

Текст. План текста

1

2.05

153

Пишем собственный текст по
предложенному заголовку

1

3.05

154

Пишем текст по предложенному
плану

1

6.05

155

Как сделать текст интереснее

1

7.05

156

Редактируем предложенный текст

1

8.05

157

Учимся пересказывать: подробный
устный пересказ текста

1

13.05

158

Итоговый контрольный диктант

1

14.05

159

Учимся пересказывать: подробный
письменный пересказ текста

1

15.05

160

Сочинение как вид письменной
работы

1

1605

161

Пишем сочинение-отзыв по
репродукции картины

1

17.05

162

Пишем подробный пересказ текста

1

20.05

163

Пишем сочинение-повествование на
тему

1

21.05

164

Пишем сжатый пересказ текста

1

22.05

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843966c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84401e2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8441466

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8441f4c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843aabc

165

Пишем сочинение-описание на тему

1

23.05

166

Пишем подробный пересказ текста

1

24.05

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

166

4

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843b67e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84418c6

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».