Рабочая программа по астрономии11 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Никольская средняя общеобразовательная школа

Принято
Педагогическим советом
Протокол № 1 от 18.08. 2021 г.

Утверждаю
Приказ № 73 от 18.08.2021г.
Директор МБОУ Никольская СОШ

Председатель___________Е. В.Терновая

_____________

Е.В.Терновая

Подписан:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН
ОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НИКОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН
АЯ ШКОЛА
Основание: Я являюсь
автором этого документа
Местоположение:
сл.Никольская
Дата: 2023-10-02 14:38:49

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Астрономия»
среднее общее образование
11 класс
Количество часов – 1 часов в неделю
(всего 33 часа)

Учитель: Беликова Ирина Константиновна
Рабочая программа составлена на основе УМК
под редакцией Б.А. Воронцов-Вельяминов

2023-2024 уч. год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа составлена на основе:
-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 г, Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования.
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03. 2014 г. № 253
«Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Учебного плана МБОУ Никольской СОШ на 2021-2022уч. год
Рабочая программа по астрономии ориентирована на использование УМК: Астрономия 11
класс, Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут - «Дрофа» 2018 г., 238с.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего
образования и в соответствии с учебным планом МБОУ Никольской СОШ данная рабочая
программа рассчитана на преподавание курса астрономии в 11 классе в объеме 35 часов из
расчета 1 час в неделю (35 недель). В связи с праздничными днями фактически будет
проведено: 33 часа. Программа будет выполнена за счет уплотнения уроков повторения.
Программа направлена на достижение следующих целей:
- осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов
природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
- приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции
Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных
астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
- овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами
определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками
практического использования компьютерных приложений для определения вида
звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников
информации и современных информационных технологий;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач
повседневной жизни;
- формирование научного мировоззрения;
- формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физикоматематических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на
примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
основными задачами изучения астрономии являются:
-формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и
в безграничной Вселенной,
-формирование представлений о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты,
всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной;
-приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и
повседневной жизни;

-овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и
рефлексивной деятельностей;
освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций

Планируемые результаты освоения учебного предмета

•

•

•
•

•

•
•
•
•
•

Личностными результатами освоения курса астрономии в средней (полной) школе
являются:
формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное
отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также
осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе
устойчивых познавательных интересов;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных
технологий;
формирование убежденности в возможности познания законов природы и их
использования на благо развития человеческой цивилизации;
формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и
сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное
отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.
Метапредметные результаты освоения программы предполагают:
находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать
альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный,
классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал,
аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения,
моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой
информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из
Интернета и других источников.
Предметные результаты изучения астрономии в средней (полной) школе представлены в
содержании курса по темам.
Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной
программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых
знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В
соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой
достижения развивающих целей образования — знания
не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной
деятельности.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной
школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную
деятельность.

Требования к уровню подготовки
Учащиеся должны:
1. Знать, понимать
- смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера,
болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка,
Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония,
космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация,
основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика,
метеор, метеорит, метеорное тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на
Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем,
обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия
(и их классификация), солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы,
телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера,
черная дыра, эволюция, эклиптика, ядро;
- определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды,
возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические
характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант,
радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год. сжатие планет,
синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная,
спектр светящихся тел Солнечной системы;
- смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника,
Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея,
Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела. Амбарцумяна, Барнарда,
Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;
2. Уметь
- приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования
методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений
для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической
информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния
солнечной активности на Землю;
- описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и
лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов
и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических
характеристик звезд с использованием диаграммы "цвет-светимость", физические причины,
определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических
элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
- характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и
свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров
небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
- находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая
Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в
том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
- использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и
звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для: понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе
которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук; оценивания информации,
содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Основное содержание
(33 часа в год, 1 час в неделю)
ПРЕДМЕТ АСТРОНОМИИ
Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную.
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в
астрономии. Практическое применение астрономических исследований. История развития
отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина.
Достижения современной космонавтики.
ОСНОВЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ АСТРОНОМИИ
Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездная карта,
созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба.
Видимая звездная величина. Суточное движение светил. Связь видимого расположения
объектов на небе и географических координат наблюдателя. Движение Земли вокруг
Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и
календарь.
ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ
Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости
планет. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. Небесная
механика. Законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Движение искусственных
небесных тел.
СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА
Происхождение Солнечной системы. Система Земля - Луна. Планеты земной группы.
Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. Малые тела Солнечной системы. Астероидная
опасность.
МЕТОДЫ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Электромагнитное излучение, космические лучи и Гравитационные волны как
источник информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические
телескопы, принцип их работы. Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект
Доплера. Закон смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана.
ЗВЕЗДЫ
Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь.
Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до
звезд, параллакс. Двойные и кратные звезды. Внесолнечные планеты. Проблема
существования жизни во Вселенной. Внутреннее строение и источники энергии звезд.
Происхождение химических элементов. Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые
карлики. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии. Строение Солнца, солнечной
атмосферы. Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы.
Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные
связи.
НАША ГАЛАКТИКА – МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ
Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль.
Вращение Галактики. Темная материя.

ГАЛАКТИКИ. СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ
Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики.
Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представление о космологии. Красное
смещение. Закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Большой Взрыв. Реликтовое излучение.
Темная энергия.
Формы организации учебных занятий:
- классно-урочная (изучение нового, практикум, контроль, дополнительная работа, урокизачеты, уроки — защиты творческих заданий);
- индивидуальная и индивидуализированная. Позволяют регулировать темп продвижения
в обучении каждого школьника сообразно его способностям;
- групповая работа. Возможна работа групп учащихся по индивидуальным заданиям.
Предварительно учитель формирует блоки объектов или общий блок, на основании
демонстрации которого происходит обсуждение в группах общей проблемы, либо при
наличии компьютерного класса, обсуждение мини-задач, которые являются составной
частью общей учебной задачи;
− внеклассная работа, исследовательская работа;
− самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала, отработке учебных
навыков и навыков практического применения приобретенных знаний, выполнение
индивидуальных заданий творческого характера. индивидуальная, фронтальная, групповая.
Виды учебной деятельности: самостоятельная работа, систематизация знаний,
тестирование, контрольная работа и т.д.

Тематическое планирование
№ п/п

Название раздела

Всего

Уроков

часов
1

Астрономия, ее значение и связь с

2

2

Контроль

Дата

ных работ

проведения

другими науками
2

Практические основы астрономии

5

4

3

Строение солнечной системы

7

7

4

Природа тел Солнечной системы

8

5

Солнце и звезды

6
7

1

18/10/

7

1

21/02/

6

5

1

10/04/

Строение и эволюция Вселенной

4

4

Жизнь

1

1

22/05

и

разум

во

вселенной.

Итоговая к.р
33
Итого:

29

4

Календарно-тематическое планирование (11 класс)
Тема
Дата
план
Факт
АСТРОНОМИЯ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ – 2ч
Что изучает астрономия.
1.
06/09/
Наблюдения – основа астрономии
2.
13/09/
ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ-5ч.
Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты
3.
20/09/
Видимое движение звезд на различных географических широтах 27/09/
4.
Годичное движение Солнца. Эклиптика
5.
04/10/
Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.
6.
11/10/
Время и календарь Контрольная работа №1 по теме
7.
«Практические основы астрономии»
18/10/
СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ-7ч.
Развитие представлений о строении мира
8.
25/10/
Конфигурации планет. Синодический период
9.
01/11/
10. Законы движения планет Солнечной системы
15/11/
Определение
расстояний
и
размеров
тел
в
Солнечной
системе
11.
22/11/
12. Практическая работа с планом Солнечной системы
29/11/
13. Открытие и применение закона всемирного тяготения.
06/12/
14. Движение искусственных спутников и космических аппаратов
(КА) в Солнечной системе
13/12/
ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ-8ч.
15. Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее
происхождение
20/12/
16. Земля и Луна - двойная планета
27/12/
17. Две группы планет
17/01/
18. Природа планет земной группы
24/01/
19. Урок-дискуссия «Парниковый эффект - польза или вред?»
31/01/
20. Планеты-гиганты, их спутники и кольца
07/02/
п/п

Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые
планеты и кометы). Метеоры, болиды, метеориты
22. Контрольная работа №2 по теме «Природа тел солнечной
системы»
СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ-6 ч
23. Солнце, состав и внутреннее строение
24. Солнечная активность и ее влияние на Землю
25. Физическая природа звезд
26. Переменные и нестационарные звезды.
27. Эволюция звезд Проверочная работа «Солнце и солнечная
система»
28. Контрольная работа №3 «Солнце и звезды»
СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ-4ч.
29. Наша Галактика
21.

30.

Другие звездные системы — галактики

31.

Космология начала ХХ в. Основы современной космологии

32.

Урок - конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?»

ЖИЗНЬ И РАЗУМ ВО ВСЕЛЕННОЙ-1ч.
33. Итоговая контрольная работа

14/02/
21/02/
28/02/
06/03/
13/03/
20/03/
03/04/
10/04/
17/04/
24/04/
08/05/
15/05/

22/05/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».