Рабочая программа по родной литературе (русской )11 класс 2023-2024 уч.год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской
области
МУ УО Миллеровского района
МБОУ Никольская СОШ

РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
Председатель

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы

СОГЛАСОВАНО
Методическим советом
_______Полторацкая И.А.

________Терновая Е.В.

______Терновая Е.В.

Протокол №1
от « 15 »08. 2023 г.

Протокол №1
от « 15» 08. 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Приказ № 63
от «15» 08. 2023 г.
Подписан:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН
ОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НИКОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН
АЯ ШКОЛА
Основание: Я являюсь
автором этого документа
Местоположение:
сл.Никольская
Дата: 2023-10-02 13:13:39

учебного предмета «Родная литература (русская)»
для обучающихся 11 класса

сл. Никольская 2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа составлена на основе:
 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 г,
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования;
 приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12. 2014 г. № 1644 «О
внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;





приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03. 2014 г.
№ 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования»;
Учебного плана МБОУ Никольской СОШ на 2022-2023 уч. год
Хрестоматии для чтения в 10-11 классах «Литература Дона».Ростов –на-Дону ЗАО
издательство «Книга»,2005г.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом в рамках основного
общего образования и в соответствии с учебным планом МБОУ Никольской СОШ
данная рабочая программа рассчитана на преподавание предмета Родная литература в 11
классе в объеме 16 часов из расчета 0,5 часа в неделю, фактически -16 часов.
Цель программы:приобщить обучающихся к художественным богатствам литературы
Дона в её внутренних взаимосвязях и связях с историческими судьбами России и её
литературы.
Задачи, решаемые в процессе обучения литературе:






обогащение духовно-нравственного опыта учащихся образами лучших черт
менталитета народа своей малой Родины, стремлением к совершенствованию;
формирование умения школьников соотносить нравственные идеалы и
художественные особенности произведений региональной и русской литературы,
выявлять их сходство и своеобразие художественных решений;
пробуждение интереса к народнопоэтическому наследию Дона, познание
школьниками мира образов, выразительного и меткого языка донской литературы;
организация нравственно-эстетического сопереживания школьников судьбам
родного края, что поможет им ориентироваться в изменяющемся мире.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви
к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к
культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты:

• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать
аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные
связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов;
• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать,
использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
•понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных
произведений;
• понимание ключевых проблем изученных произведений фольклора и литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания;
Требования к результатам обучения учащихся
Знать:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и
адекватное восприятие;
• правильная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
• понимание авторской позиции и определение собственного отношения к ней;
Уметь:
• анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из
литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный
пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев
одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного
содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного
произведения;
• пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных
средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или
прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа;
уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой
изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на
литературные и общекультурные темы;
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная
работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады,
диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки
произведений для самостоятельного чтения.
Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)»
Как и в примерной ООП СОО по учебному предмету «Литература», в рабочей программе
по учебному предмету «Родная литература (русская)» предложен модульный принцип
формирования рабочей программы: структура каждого модуля определена логикой
освоения конкретных видов читательской деятельности и последовательного

формирования читательской компетентности, т.е. способности самостоятельно
осуществлять читательскую деятельность на незнакомом материале. Содержание рабочей
программы оформляется в проблемно-тематические блоки, обусловленные историей
России, ее культурой и традициями:










Личность (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человекдеятель, я и другой, индивидуальность и «человек толпы», становление личности:
детство, отрочество, первая любовь; судьба человека; конфликт долга и чести;
личность и мир, личность и Высшие начала).
Личность и семья (место человека в семье и обществе, семейные и родственные
отношения; мужчина, женщина, ребенок, старик в семье; любовь и доверие в жизни
человека, их ценность; поколения, традиции, культура повседневности).
Личность – общество – государство (влияние социальной среды на личность
человека; человек и государственная система; гражданственность и патриотизм;
интересы личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства;
законы морали и государственные законы; жизнь и идеология).
Личность – природа – цивилизация (человек и природа; проблемы освоения и
покорения природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность;
современная цивилизация, ее проблемы и вызовы).
Личность – история – современность (время природное и историческое; роль
личности в истории; вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в
культуре; свобода человека в условиях абсолютной несвободы; человек в прошлом, в
настоящем и в проектах будущего).

Данные тематические блоки определяются, исходя из современного состояния
отечественной культуры, нацелены на формирование восприятия русской литературы как
саморазвивающейся эстетической системы, на получение знаний об основных
произведениях отечественной литературы, их общественной и культурно-исторической
значимости.
Проблемно-тематический блок «Личность»:
А.И. Солженицын. Статья «Жить не по лжи». Нравственное воззвание к читателю.
М. Горький. Рассказ «Карамора». Размышления писателя о природе человека, об
опасности саморазрушения личности.
Проблемно-тематический блок «Личность и семья»:
Б.Н. Зайцев. «Голубая звезда». Обращение к вечным ценностям, образ мечтателя
Христофорова и история его любви в повести.
В.В. Набоков. «Машенька». Своеобразие конфликта в романе, образ Машеньки как
символ далекой родины.
Ф.А. Абрамов. «Братья и сёстры». Народная правда военного времени в романе, история
деревни Пекашино как олицетворение мужества простого русского народа в военные
времена, душевная красота членов семей Пряслиных, Ставровых, Нетесовых и Житовых.
А.Н. Арбузов. «Жестокие игры». Нравственная проблематика пьесы, ответственность
людей за тех, кто рядом.
Проблемно-тематический блок «Личность – общество – государство»:
А.Н. Островский. «Как закалялась сталь». Отражение событий эпохи Гражданской войны,
особенности художественного метода социалистического реализма на примере романа
А.Н. Островского.
В.С. Маканин. «Кавказский пленный». Человек и государственная система в рассказе,
проблема межнациональных отношений.

З. Прилепин. «Санькя». Законы морали и государственные законы в романе, тема
внутреннего мира членов радикальных молодежных движений,система пространственных
образов как отражение эволюции главного героя Саши Тишина.
Проблемно-тематический блок «Личность – природа – цивилизация»:
Н.М. Рубцов. Стихотворения: «В горнице», «Зимняя песня», «Привет, Россия, родина
моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский огонек», «Стихи». Проблемы освоения и
покорения природы в лирике Н.М. Рубцова.
А. и Б. Стругацкие. «Улитка на склоне». «Будущее, которое наступит без нас…» –
проблемы современной цивилизации в научно-фантастическом романе.
Л.С. Петрушевская. «Новые робинзоны». Современная цивилизация в рассказе, опасность
для человечества «падения вниз» по эволюционной лестнице.
Проблемно-тематический блок «Личность – история – современность»:
И.А. Бунин. Статья «Миссия русской эмиграции». Оценка автором деятельности русской
эмиграции.
Ю.О. Домбровский. «Хранитель древностей». «Факультет ненужных вещей». Раскрытие в
дилогии роли личности в истории, судьба ценностей христианско-гуманистической
цивилизации в мире антихристианском, образ русского интеллигента в эпоху сталинских
репрессий в романах.
В.Ф. Тендряков. «Пара гнедых». Трагедия периода раскулачивания в рассказе.
Формы организации учебной деятельности.

1. Работа с учебной, художественной, научно-популярной литературой – технология
смыслового чтения;
2. Проблемный диалог, беседа;
3. Элементы анализа текста;
4. Лингвистический эксперимент;
5. Редактирование.
6. Объяснительно-иллюстративный.
7. Проектная деятельность;
8. Творческая мастерская;
9. Диспут, дискуссия;
10. Приёмы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»;
11. Просмотр фрагментов кинофильмов, театральных постановок, фонохрестоматия.
Виды деятельности по
литературных понятий:

освоению

литературных

произведений

и

теоретико-

 Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
 Выразительное чтение художественного текста.
 Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами
комментария, с творческим заданием).
 Определение принадлежности литературного текста к тому или иному роду и жанру.
 Заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов.
 Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его
воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
 Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в
раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
 Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом
мнения оппонента.
Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам
литературных произведений.

№
1
2
3
4
5
6

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема раздела
Личность
Личность и семья
Личность – общество – государство
Личность – природа – цивилизация
Личность – история – современность
Итого

Количество часов
2
5
3
2
4
16

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Кол-во Дата по
Дата
плану
часов
фактическая

Тема урока
«Личность» -2ч.

1.

А.И. Солженицын. Статья «Жить не по лжи» как
1
нравственное воззвание к читателю

5.09

М. Горький. Рассказ «Карамора». Размышления
писателя о природе человека, об опасности
1
саморазрушения личности

12.09

2.

«Личность и семья» - 5ч.
3

Обращение к вечным ценностям в повести Б.Н.
Зайцева «Голубая звезда»

4

Своеобразие конфликта в романе В.В. Набокова
1
«Машенька»

26.09

5

Народная правда военного времени в романе
Ф.А. Абрамова «Братья и сёстры»

3.10

6

Нравственная проблематика пьесы А.Н.Арбузова
1
«Жестокие игры»

1010

7.

Ответственность людей за тех, кто рядом, в пьесе
1
А.Н. Арбузова «Жестокие игры»

17.10

1

1

17.09

«Личность – общество – государство» - 3ч.

8.

Отражение событий эпохи Гражданской войны в
романе А.Н. Островского «Как закалялась
1
сталь».

9

Человек и государственная система в рассказе

1

24.10

7.11

В.С. Маканина «Кавказский пленный»
10.

Законы морали и государственные законы в
романе З. Прилепина «Санькя»

1

14.11

«Личность – природа – цивилизация» - 2ч.

11.

Проблемы освоения и покорения природы в
лирике Н.М. Рубцова (стихотворения: «В
горнице», «Зимняя песня», «Привет, Россия,
родина моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский
огонек», «Стихи»)

1

12.

Опасность для человечества «падения вниз» по
эволюционной лестнице в рассказе Л.С.
Петрушевской «Новые робинзоны»

1

21.11

28.11

«Личность – история – современность» - 4ч.
5.12

13

И.А. Бунин. Статья «Миссия русской
эмиграции». Оценка автором деятельности
русской эмиграции.

14.

Роман Ю.О. Домбровского «Факультет
ненужных вещей». Судьба ценностей
христианско-гуманистической цивилизации в
мире антихристианском

1

15.

Трагедия периода раскулачивания в рассказе
В.Ф. Тендрякова «Пара гнедых»

1

16.

Зачёт «Основные проблемы и темы русской
художественной и публицистической литературы 1
XX-XXI вв.»

1

12.12

19.12

26.12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».