МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Никольская средняя образовательная школа МБОУ Никольская СОШ РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Педагогическим советом Председатель Методическим Советом Директор школы И.А. Полторацкая Е.В.Терновая Приказ №63 от «15» 08 Е.В.Терновая Протокол №1 от «15» 08 2023 г. 2023 г. Протокол №1 от «15» 08. Подписан: 2023 г. МУНИЦИПАЛЬНОЕ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 943595) учебного предмета «Окружающий мир» для обучающихся 1-4 классов сл.Никольская 2023г. БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН ОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НИКОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН АЯ ШКОЛА Основание: Я являюсь автором этого документа Местоположение: сл.Никольская Дата: 2023-10-02 13:03: 37 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое планирование. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего образования. Планируемые результаты программы по окружающему миру включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования. Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной рабочей программы воспитания. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нѐм, соответствует потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение следующих целей: формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нѐм человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании программы по окружающему миру; формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни; развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисковоисследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретѐнных знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определѐнному этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации; освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребѐнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлѐн на основе следующих ведущих идей: раскрытие роли человека в природе и обществе; освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание». МЕСТО УЧЕБНОГО УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В Общее число часов, отведѐнных на изучение курса «Окружающий мир», составляет 4 класс – 68 часов. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 4 КЛАСС Человек и общество Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской Федерации – глава государства. Политико-административная карта России. Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники. Города России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов, государственным символам России. История Отечества «Лента времени» и историческая карта. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их национальности, социального статуса, религиозной принадлежности. Человек и природа Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времѐн года. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоѐмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток; использование рек и водоѐмов человеком. Крупнейшие реки и озѐра России, моря, омывающие еѐ берега, океаны. Водоѐмы и реки родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (2–3 объекта). Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах. Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила нравственного поведения в природе. Международная Красная книга (отдельные примеры). Правила безопасной жизнедеятельности Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. Безопасность в городе (планирование маршрутов с учѐтом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения велосипедиста с учѐтом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста, правила использования самоката и других средств индивидуальной мобильности. Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (поиск достоверной информации, опознавание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет. Изучение окружающего мира в 4 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений: устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека; конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания; моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма поверхности); соотносить объекты природы с принадлежностью к определѐнной природной зоне; классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне; определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов. Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений: использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; оценивать объективность информации, учитывать правила безопасного использования электронных образовательных и информационных ресурсов; использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе и информационно-коммуникационную сеть Интернет (в условиях контролируемого выхода); делать сообщения (доклады) на предложенную тему на основе дополнительной информации, подготавливать презентацию, включая в неѐ иллюстрации, таблицы, диаграммы. Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг, соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект Всемирного природного и культурного наследия; характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы в деятельности организма; создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и самочувствия организма вредных привычек; описывать ситуации проявления нравственных качеств – отзывчивости, доброты, справедливости и др.; составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей); составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РФ»; создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в рамках изученного). Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть трудности и возможные ошибки; контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия при необходимости; адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками; находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины. Совместная деятельность способствует формированию умений: выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей – руководитель, подчинѐнный, напарник, члена большого коллектива; ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело; анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда, использования инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и жизни других людей. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части: Гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества. Духовно-нравственного воспитания: проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетического воспитания: понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудового воспитания: осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологического воспитания: осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития; проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия: 1) Базовые логические действия: понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве); сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определѐнному признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма. 2) Базовые исследовательские действия: проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях; моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведѐнного наблюдения (опыта, измерения, исследования). 3) Работа с информацией: использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учѐтом учебной задачи; находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа еѐ проверки; находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию); соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя); анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчѐт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма). Коммуникативные универсальные учебные действия: в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение; приводить доказательства своей правоты; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами; находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления. Регулятивные универсальные учебные действия: 1) Самоорганизация: планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; выстраивать последовательность выбранных действий и операций. 2) Самоконтроль и самооценка: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни. объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их. Совместная деятельность: понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру); коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого; ответственно выполнять свою часть работы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 4 КЛАСС К концу обучения в 4 классе обучающийся научится: проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме; показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озѐра, моря, омывающие территорию России); показывать на исторической карте места изученных исторических событий; находить место изученных событий на «ленте времени»; знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации; соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами истории России; рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях столицы России и родного края; описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего региона; проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам безопасного труда; распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных характерных свойств; использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времѐн года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон); называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за рубежом (в пределах изученного); называть экологические проблемы и определять пути их решения; создавать по заданному плану собственные развѐрнутые высказывания о природе и обществе; использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; соблюдать правила нравственного поведения на природе; осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека; соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной инфраструктуры населѐнного пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.); соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате; осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и верифицированной информации в информационнотелекоммуникационной сети Интернете; соблюдать правила безопасного для здоровья использования электронных образовательных и информационных ресурсов. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Контрольные работы Всего 1.1 Наша родина - Российская Федерация 10 1.2 История Отечества. «Лента времени» и историческая карта 17 1.3 Человек - творец культурных ценностей. Всемирное культурное наследие 6 Итого по разделу Практические работы Даты 1 17.10 1 28.11 1 10.01 33 Раздел 2. Человек и природа 2.1 Методы познания окружающей природы. Солнечная система 5 2.2 Формы земной поверхности. Водоемы и их разнообразие 9 2.3 Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны 5 2.4 Природные и культурные объекты Всемирного наследия. Экологические проблемы 5 Итого по разделу 24 Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности 3.1 Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек 1 3.2 Безопасность в городе. Безопасность в сети Интернет 4 1 Итого по разделу 5 Резервное время 6 4 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 4 22.05 0 ВАРИАНТ 1. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ УЧЕБНИК ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, 1-4 КЛАСС, В 2 ЧАСТЯХ, ПЛЕШАКОВ А.А. 4 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего Контрольные работы Практические работы Дата изучения 1 Как человек изучает окружающую природу? 1 5.09 2 Солнце - звезда 1 6.09 3 Планеты Солнечной системы. Луна – спутник Земли 1 12.09 4 Смена дня и ночи на Земле как результат вращения планеты вокруг своей оси (практические работы с моделями и схемами) 1 1 13.09 5 Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены сезонов (практические работы с моделями и схемами). Общая характеристика времѐн года 1 1 19.09 6 Историческое время. Что такое «лента времени»? 1 20.09 7 Экологические проблемы взаимодействия человека и природы 1 26.09 8 Всемирное культурное наследие 1 27.09 Электронные цифровые образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414d1c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414eca Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8418dc2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415118 Библиотека ЦОК России https://m.edsoo.ru/f8415b9a 9 Природные и культурные объекты Всемирного наследия в России 1 3.10 10 Природные и культурные объекты Всемирного наследия за рубежом 1 4.10 11 Знакомство с Международной Красной книгой 1 10.10 12 Всемирное культурное наследие 1 11.10 13 Охрана историко-культурного наследия 1 17.10 14 О вредных для здоровья привычках 1 18.10 15 Правила цифровой грамотности при использовании Интернет 1 24.10 16 Планирование маршрутов с учѐтом транспортной инфраструктуры населѐнного пункта 1 25.10 17 Правила поведения в общественных местах: зонах отдыха, учреждениях культуры и торговых центрах 1 7.11 18 Безопасное поведение при езде на велосипеде и самокате. Дорожные знаки 1 8.11 19 Равнины России: ВосточноЕвропейская, Западно-Сибирская (название, общая характеристика, нахождение на карте) 1 14.11 20 Горные системы России: Урал, 1 15.11 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841580c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415636 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8418dc2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415da2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415f50 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416306 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84164be Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416180 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416996 Библиотека ЦОК Кавказ, Алтай (краткая характеристика, главные вершины, место нахождения на карте) https://m.edsoo.ru/f8416b58 21 Водоѐмы Земли, их разнообразие. Естественные водоѐмы: океан, море, озеро, болото. Примеры водоѐмов в России 1 21.11 22 Река как водный поток 1 22.11 23 Крупнейшие реки России: название, нахождение на карте 1 28.11 24 Характеристика природных зон России: арктическая пустыня. Связи в природной зоне 1 29.11 25 Характеристика природных зон России: тундра. Связи в природной зоне 1 5.12 26 Характеристика природных зон России: тайга. Связи в природной зоне 1 6.12 27 Характеристика природных зон России: смешанный лес. Связи в природной зоне 1 12.12 28 Характеристика природных зон России: степь и полупустыня. Связи в природной зоне 1 13.12 29 Формы земной поверхности (на примере родного края) 1 19.12 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416cfc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416fae Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417b34 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417d1e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417f08 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84181ce Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84185ac Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417526 30 Водоѐмы и реки родного края 1 20.12 31 Использование рек и водоѐмов человеком (хозяйственная деятельность, отдых). Охрана рек и водоѐмов 1 26.12 32 Защита и охрана природных богатств (воздуха, воды, полезных ископаемых, флоры и фауны) 1 27.12 33 Искусственные водоѐмы: водохранилища, пруды (общая характеристика) 1 9.01 34 Резервный урок. Проверочная работа по теме "Формы земной поверхности и водоѐмы" 1 1 10.01 35 Резервный урок. Проверочная работа по теме "Природные зоны" 1 1 16.01 36 Человек - творец культурных ценностей 1 17.01 37 Труд и быт людей в разные исторические времена 1 23.01 38 Резервный урок. Новое время 1 24.01 39 Резервный урок. Новейшее время: история продолжается сегодня 1 30.01 40 Государство Русь. Страницы общественной и культурной жизни 1 31.01 41 Города России. Древние города России. Страницы истории 1 6.02 42 Государство Русь. Человек - 1 7.02 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8419c54 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8419894 защитник своего Отечества 43 Московское государство. Страницы общественной и культурной жизни в Московском государстве 1 13.02 44 Образование и культура в Московском государстве 1 14.02 45 Страницы истории Российской империи. Пѐтр I 1 20.02 46 Страницы Российской империи. Преобразования в культуре, науке, быту 1 21.02 47 Образование в Российской империи 1 27.02 48 Развитие культуры в Российской империи Российская империя: развитие культуры XVIII века (архитектура, живопись, театр) 1 28.02 49 «Золотой век» русской культуры. Великие поэты и писатели, композиторы и художники XIX века 1 5.03 50 Первая Отечественная война: 1812 год. Защита Родины от французских завоевателей 1 6.03 51 Страницы истории России ХХ века 1 12.03 52 Великая Отечественная война 19411945 гг: как все начиналось… 1 13.03 53 Великая Отечественная война 1941- 1 19.03 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841b284 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841b4aa Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841c56c Библиотека ЦОК 1945 гг: главные сражения https://m.edsoo.ru/f841c800 54 Всѐ для фронта – всѐ для победы 1 20.03 55 Взятие Берлина. Парад Победы 1 3.04 56 Мы живѐм в Российской Федерации 1 9.04 57 Государственное устройство РФ (общее представление). Конституция РФ. Президент РФ. Политикоадминистративная карта России 1 10.04 58 Родной край. Знаменитые люди родного края 1 16.04 59 Взаимоотношения людей в обществе: доброта и гуманизм, справедливость и уважение 1 17.04 60 Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Права ребѐнка 1 23.04 61 Государственные праздники России 1 24.04 62 Праздник в жизни общества и человека 1 7.05 63 Праздники и памятные даты своего региона 1 8.05 64 Малая Родина гражданина России. Достопримечательности родного края 1 14.05 65 Наша малая Родина: главный город 1 15.05 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841c9f4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841dac0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841d188 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841d8ea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841d336 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841dc50 66 Города России. Города-герои. Страницы истории 1 67 Резервный урок. Проверочная работа по теме "История Отечества" 1 1 67 4 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 21.05 22.05 2 ВАРИАНТ 2. ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ ПОУРОЧНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 1 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего 1 Мы – школьники. Адрес школы. Знакомство со школьными помещениями 1 2 Классный коллектив. Мои друзья – одноклассники. Правила совместной деятельности 1 3 Учебный класс. Рабочее место школьника. Режим учебного труда, отдыха 1 4 Семейные поколения. Моя семья в прошлом и настоящем 1 5 Семья – коллектив. Права и обязанности членов семьи 1 6 Наша страна – Россия, Российская Федерация 1 7 Наша Родина: от края и до края. Символы России 1 8 Столица России - Москва. Достопримечательности Москвы 1 9 Народы России. Народов дружная семья 1 10 Родной край – малая Родина. Первоначальные сведения о родном крае: 1 Контрольные работы Практические работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы название 11 Путешествие по родному краю 1 12 Культурные объекты родного края 1 13 Труд людей родного края 1 14 Декоративное творчество народов, которое воплотилось в одежде, предметах быта, игрушках 1 15 Отражение в предметах декоративного искусства природных условий жизни и традиций народов РФ 1 16 Мы идѐм в театр 1 17 Резервный урок. Семейные традиции. Труд и отдых в семье 1 18 Резервный урок. Культура народов России. Фольклор народов России 1 19 Резервный урок. Культура народов России. Декоративное искусство народов России 1 20 Что такое окружающий мир. Что природа даѐт человеку? 1 21 Значение природы в жизни людей: природа кормит, лечит 1 22 Природа и человек. Природные материалы и изделия из них. Наше творчество 1 23 Явления и объекты неживой природы 1 24 Объекты живой природы. Сравнение объектов неживой и живой природы: 1 выделение различий 25 Наблюдаем за погодой. Анализ результатов наблюдений 1 26 Что такое термометр. Измерение температуры воздуха и воды как способы определения состояния погоды 1 27 Практические занятия: измерение температуры воздуха и воды в разных условиях (в комнате, на улице) 1 28 Времена года: наблюдения за особенностью погоды, жизнью растительного и животного мира осенью 1 29 Времена года: наблюдения за особенностью погоды, жизнью растительного и животного мира зимой 1 30 Времена года: наблюдения за особенностью погоды, жизнью растительного и животного мира весной 1 31 Труд и быт людей в разные времена года 1 32 Прогулки на природе. Правила поведения 1 33 Что мы знаем о растениях? 1 34 Особенности лиственных растений: узнавание, краткое описание. Лиственные растения нашего края 1 35 Особенности хвойных растений: узнавание, краткое описание. Хвойные растения нашего края 1 36 Дикорастущие и культурные растения 1 1 вокруг нас. Сходство и различия дикорастущих и культурных растений 37 Как растение живет? 1 38 Части растения. Название, краткая характеристика значения для жизни растения 1 39 Растения нашего уголка природы: узнавание, называние, краткое описание 1 40 Комнатные растения. Растения в твоем доме: краткое описание 1 41 Как мы ухаживаем за растениями уголка природы (практическая работа) 1 42 Многообразие мира животных. Какие животные живут в нашем регионе? 1 43 Каких зверей мы знаем? Мир животных: звери (узнавание, называние, сравнение, краткое описание) 1 44 Какие звери живут в морях и океанах? Звери морские: узнавание, называние, краткое описание 1 45 Мир животных: чем похожи все звери: главная особенность этой группы животных. Забота зверей о своих детенышах 1 46 Мир животных: насекомые (узнавание, называние). Главная особенность этой группы животных 1 47 Насекомые: сравнение, краткое описание 1 1 внешнего вида 48 Мир животных: птицы (узнавание, называние) Главная особенность этой группы животных 1 49 Где обитают птицы, чем они питаются. Птицы: сравнение места обитания, способа питания 1 50 Мир животных: рыбы пресных и соленых водоемов (сравнение, краткое описание) 1 51 Мир животных: земноводные (узнавание, называние, краткое описание). Главная особенность этой группы животных 1 52 Земноводные: как они размножаются. Развитие лягушки от икры до икры: анализ схемы 1 53 Мир животных: пресмыкающиеся (узнавание, называние, краткое описание). Главная особенность этой группы животных 1 54 Поговорим о пресмыкающихся, которые живут в жарких странах. Пресмыкающиеся жарких стран (узнавание, называние, краткое описание) 1 55 Домашние и дикие животные. Различия в условиях жизни 1 56 Кто заботится о домашних животных Профессии людей, которые заботятся о животных 1 57 Резервный урок. Времена года: наблюдения за особенностью погоды, жизнью растительного и животного мира лета 1 58 Резервный урок. Где живут насекомые? Насекомые: место обитания, питание 1 59 Режим дня первоклассника. Правильное сочетание труда и отдыха в режиме первоклассника 1 60 Правила здорового питания. Состав пищи, обеспечивающий рост и развитие ребенка 6-7 лет. Правила поведения за столом 1 61 Предметы личной гигиены. Закаливание организма солнцем, воздухом, водой. Условия и правила закаливания 1 62 Бытовые электрические и газовые приборы: правила безопасного использования. Поведение в экстремальных ситуациях. Номера телефонов экстренных служб 1 63 [[Ты – пешеход! 1 64 Знаки дорожного движения 1 65 Знакомься: электронные ресурсы школы 1 66 Резервный урок. Правила использования электронных устройств 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 66 0 2 2 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего 1 Наша Родина - Россия, Российская Федерация 1 2 Москва - столица России. Герб Москвы 1 3 Достопримечательности Москвы: Большой театр, МГУ, Московский цирк, Театр кукол имени С.В. Образцова 1 4 Страницы истории: как Москва строилась 1 5 Санкт-Петербург - северная столица. Достопримечательности города 1 6 Народы России. Народы Севера: традиции, обычаи, праздники 1 7 Народы Поволжья и других территорий РФ: традиции, обычаи, праздники 1 8 Родной край, его природные достопримечательности 1 9 Значимые события истории родного края. Исторические памятники, старинные постройки 1 10 Наш регион, какой он? Культура родного края Родной край, его культурные достопримечательности 1 11 Мир профессий жителей нашего региона 1 Контрольные работы Практические работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы 12 Зачем человек трудится? Ценность труда и трудолюбия 1 13 Родословная. Родословное древо, история семьи. Предшествующие поколения 1 14 Семейные ценности и традиции. Труд, досуг, занятия членов семьи 1 15 Правила культурного поведения в общественных местах: кинотеатре, театре, торговом центре, музее 1 16 Главные правила взаимоотношений членов общества: доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению 1 17 Резервный урок. Древние кремлевские города: Нижний Новгород, Псков, Смоленск 1 18 Резервный урок. Взаимоотношения членов семьи: отношение к детям и старшему поколению 1 19 Резервный урок.Тематическая проверочная работа по разделу "Человек и общество" 1 20 Как человек познает окружающую природу? Особенности разных методов познания окружающего мира 1 21 Звездное небо: звезды и созвездия. Солнечная система: планеты (название, расположение от Солнца, краткая 1 1 характеристика) 22 Земля – живая планета Солнечной системы 1 23 Почему на Земле есть жизнь? Условия жизни на Земле 1 24 Модели Земли. Практическая работа 1 1 25 Ориентирование на местности. Практическая работа 1 1 26 Ориентирование на местности с использованием компаса. Практическая работа 1 1 27 Многообразие растений по месту обитания, внешнему виду. Сравнение растений разных климатических условий 1 28 Деревья, кустарники, травы родного края (узнавание, называние, краткое описание) 1 29 Деревья лиственные и хвойные. Сравнение лиственных и хвойных деревьев: общее и различия 1 30 Кустарники нашего края: узнавание, название, краткое описание 1 31 Травы нашего края: многообразие. Внешний вид, условия жизни (называние, краткое описание) 1 32 Зависимость жизни растений от состояния неживой природы. Жизнь растений осенью и зимой 1 33 Зависимость жизни растений от 1 состояния неживой природы. Жизнь растений весной и летом 34 Растения дикорастущие и культурные: общее и различия 1 35 Многообразие животных родного края и разных территорий России 1 36 Мир животных: насекомые. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание 1 37 Мир животных: рыбы. Особенности внешнего вида, условия жизни, передвижения, питания: узнавание, называние, описание 1 38 Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание 1 39 Мир животных: земноводные. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание 1 40 Мир животных: пресмыкающиеся. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание (общая характеристика признаков) 1 41 Мир животных: звери (млекопитающие). Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, 1 называние, описание 42 Животные и их потомство Размножение животных. Стадии развития насекомого, земноводных 1 43 Связи в природе: зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе 1 44 Годовой ход изменений в жизни животных. Жизнь животных осенью и зимой 1 45 Годовой ход изменений в жизни животных. Жизнь животных весной и летом 1 46 Красная книга России. Ее значение в сохранении и охране редких растений и животных 1 47 Отдельные представители растений Красной книги России (включая представителей растительного мира региона): узнавание, называние и описание 1 48 Отдельные представители животных Красной книги России (включая представителей животного мира региона): узнавание, называние и описание 1 49 Заповедники: значение для охраны природы 1 50 Какие задачи решают сотрудники 1 заповедника. Правила поведения на территории заповедника 51 Заповедники Севера России (Остров Врангеля, Большой Арктический заповедник) 1 52 Заповедники Юга России (Кавказский заповедник) 1 53 Заповедники Сибири (Байкальский заповедник, Саяно-Шушенский заповедник) 1 54 Резервный урок. Дикорастущие и культурные растения родного края 1 55 Резервный урок.Тематическая проверочная работа по разделу "Человек и природа" 1 56 Здоровый образ жизни. Режим дня: чередование сна, учебных занятий, двигательной активности 1 57 Рациональное питание: количество приемов пищи и рацион питания. Витамины и здоровье ребенка 1 58 Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья 1 59 Закаливание. Значение закаливания для укрепления здоровья. Средства и правила проведения закаливающих процедур 1 60 Правила безопасности в школе: маршрут 1 1 до школы, поведение на занятиях, переменах, при приеме пищи; на пришкольной территории 61 Правила безопасного поведения в быту. Безопасное пользование электроприборами, газовой плитой. Безопасность при разогреве пищи. Номера телефонов экстренной помощи 1 62 Безопасное поведение на прогулках: правила поведения на игровых площадках; езда на велосипедах (санках, самокатах) и качелях 1 63 Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта 1 64 Знаки безопасности на общественном транспорте 1 65 Правила безопасного поведения пассажира метро. Знаки безопасности в метро 1 66 Правила поведения при пользовании компьютером: посадка, время пользования, обязательность отдыха и другие 1 67 Безопасное пользование Интернетом 1 68 Резервный урок. Проверочная работа по итогам обучения во 2 классе 1 1 68 3 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 3 3 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего Контрольные работы Практические работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы Библиотека ЦОК 1 Что такое общество? 1 2 Наша Родина - Российская Федерация Государственная символика РФ. Уважение к государственным символам России 1 3 Родной край – малая родина 1 4 Уникальные памятники культуры России: Красная площадь, Кремль 1 5 Уникальные памятники культуры России: исторический центр СанктПетербурга 1 6 Уникальные памятники культуры России: Кижи, памятники Великого Новгорода 1 7 Достопримечательности родного края: памятники природы и культуры региона 1 8 Города Золотого кольца России. Кремлевские города: Ростов Великий, Переславль-Залесский 1 https://m.edsoo.ru/f841330e https://m.edsoo.ru/f841254e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84123aa Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412d5a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84140ba Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841427c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84134bc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841380e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8413e30 9 Города Золотого кольца России. Кремлевские города: Суздаль, Сергиев Посад, Ярославль 1 10 Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России. Традиции воспитания трудолюбия у детей разных народов нашей страны 1 11 Труд жителей региона. Профессии, связанные с трудом на производстве, в сельском хозяйстве 1 12 Труд жителей региона. Профессии, связанные с трудом в учреждениях образования и культуры 1 13 Культура, традиции народов России. Уважение к культуре, традициям, истории разных народов и своего народа 1 14 Нужны ли обществу правила поведения? Правила поведения в социуме 1 15 Семья – первый и главный коллектив в жизни человека Повседневные заботы семьи 1 16 Совместный труд. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи 1 17 Памятники природы и культуры стран Европы (по выбору) 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8413c3c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841213e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412ef4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841314c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841481c 18 Памятники природы и культуры Белоруссии (по выбору) 1 19 Памятники природы и культуры стран Азии (по выбору) 1 20 Памятники природы и культуры Китая (по выбору) 1 21 Резервный урок. Семья: традиции, праздники 1 22 Резервный урок. Проверочная работа по теме "Наша Родина - Российская Федерация" 1 23 Методы изучения природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты и эксперименты. Материки и океаны, части света: картины природы 1 24 Разнообразие веществ в природе. Примеры веществ (соль, сахар, вода, природный газ): узнавание, называние, краткая характеристика 1 25 Твердые вещества, жидкости, газы. Определение свойств твердых веществ, жидкостей и газов 1 26 Вода как вещество. Определение свойств воды в ходе практической работы 1 27 Распространение воды в природе: водоемы, реки. Круговорот воды в 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414650 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84149d4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414b6e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84112c0 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840c162 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840c392 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840c9c8 https://m.edsoo.ru/f840c7ca Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/f840cce8 https://m.edsoo.ru/f840cb62 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ce78 природе 28 Значение воды для жизни живых организмов и хозяйственной деятельности людей. Охрана воды 1 29 Воздух как смесь газов. Значение воздуха для жизни флоры, фауны, человека. Охрана воздуха 1 30 Горная порода как соединение разных минералов. Примеры минералов 1 31 Полезные ископаемые – богатство земных недр 1 32 Полезные ископаемые родного края: характеристика, использование в хозяйственной деятельности региона 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840d03a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840d328 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840d846 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412706 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412896 Библиотека ЦОК 33 Почва, еѐ состав 34 Бактерии – мельчайшие одноклеточные живые существа 35 Разнообразие грибов: узнавание, называние, описание 1 36 Разнообразие растений: зависимость внешнего вида от условий и места обитания 1 37 Растения родного края: названия и краткая характеристика (на основе 1 1 https://m.edsoo.ru/f840dd78 https://m.edsoo.ru/f840dbde Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/f840f9fc https://m.edsoo.ru/f840df26 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840f240 https://m.edsoo.ru/f840e0de Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e282 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e41c наблюдения) 38 Растения, используемые людьми в хозяйственной деятельности 1 39 Растение как живой организм 1 40 Как растения размножаются? 1 41 Развитие растения от семени до семени (по результатам практических работ) 1 42 Условия роста и развития растения (по результатам наблюдений) 1 43 Жизнь животных в разные времена года 1 44 Животные родного края: узнавание, называние, краткая характеристика 1 45 Бережное отношение к животным – нравственная ценность людей. Охрана животного мира в России 1 46 Как животные питаются? 1 47 Особенности дыхания животных разных классов (звери –легкие; рыбы - жабры; насекомые – трахеи) 1 48 Размножение и развитие рыб, птиц, земноводных 1 49 Условия, необходимые для жизни животных: воздух, вода, тепло, пища (среда обитания) – обобщение на 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e6a6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840fde4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412a1c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e85e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ea16 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ebe2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ed90 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ef2a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840f0b0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412b98 основе результатов наблюдений и работы с информацией Библиотека ЦОК 50 Естественные природные сообщества: лес, луг, водоем, степь 1 51 Искусственные природные сообщества, созданные человеком пруд, поле, парк, огород 1 52 Природные сообщества родного края – два-три примера на основе наблюдения 1 53 Общее представление о строении организма человека. Температура тела, частота пульса как показатели здоровья человека 1 54 Опорно-двигательная система и ее роль в жизни человека 1 55 Дыхательная система и ее роль в жизни человека 1 56 Пищеварительная система и ее роль в жизни человека 1 57 Кровеносная и нервная система и ее роль в жизни человека 1 58 Резервный урок. Органы чувств их роль в жизни человека 1 59 Резервный урок. Проверочная работа по теме "Многообразие растений и 1 https://m.edsoo.ru/f841030c https://m.edsoo.ru/f840ff74 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410122 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84104ba Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410654 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84116c6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410aa0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410dd4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411108 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841146e https://m.edsoo.ru/f8410f78 1 животных" 60 Резервный урок. Проверочная работа по теме "Человек - часть природы. Строение тела человека" 1 61 Роль двигательной активности: утренней гимнастики, динамических пауз 1 62 Профилактика заболеваний. Роль закаливания для здоровья растущего организма 1 63 Соблюдение правил перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части 1 64 Знаки безопасности во дворе жилого дома 1 65 Безопасное поведение пассажира железнодорожного транспорта. Знаки безопасности 1 66 Безопасное поведение пассажира авиа и водного транспорта 1 67 Безопасная информационная среда 1 68 Резервный урок. Проверочная работа по итогам обучения в 3 классе 1 1 68 4 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410c3a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84118a6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411a5e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410910 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411c0c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411dd8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411f90 2 4 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего 1 Государственное устройство РФ (общее представление). Конституция РФ. Президент РФ. Политикоадминистративная карта России 1 2 Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Права ребенка 1 3 Малая Родина гражданина России. Достопримечательности родного края 1 4 Родной край. Знаменитые люди родного края 1 5 Наша малая Родина: главный город 1 6 Города России. Древние города России. Страницы истории 1 7 Города России. Города-герои. Страницы истории 1 8 Праздник в жизни общества и человека 1 9 Государственные праздники России 1 Контрольные работы Практические работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841d8ea https://m.edsoo.ru/f841d188 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841d336 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841dac0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841e664 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841e4c0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841e876 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841dc50 10 Праздники и памятные даты своего региона 1 11 Историческое время. Что такое «лента времени»? 1 12 Государство Русь. Страницы общественной и культурной жизни 1 13 Государство Русь. Человек защитник своего Отечества 1 14 Московское государство. Страницы общественной и культурной жизни в Московском государстве 1 15 Образование и культура в Московском государстве 1 16 Страницы истории Российской империи. Пѐтр 1 1 17 Страницы Российской империи. Преобразования в культуре, науке, быту 1 18 Образование в Российской империи 1 19 Развитие культуры в Российской империи Российская империя: развитие культуры XVIII века (архитектура, живопись, театр) 1 20 «Золотой век» русской культуры. Великие поэты и писатели, 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8418bb0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8418dc2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841a082 https://m.edsoo.ru/f841a262 https://m.edsoo.ru/f8419894 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8419894 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8419c54 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841b284 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8419e7a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841b4aa Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841b694 композиторы и художники XIX века 21 Первая Отечественная война: 1812 год. Защита Родины от французских завоевателей 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841b89c Библиотека ЦОК 22 Страницы истории России ХХ века 1 23 Великая Отечественная война 19411945 гг: как все начиналось… 1 24 Великая Отечественная война 19411945 гг: главные сражения 1 25 Все для фронта – все для победы 1 26 Взятие Берлина. Парад Победы 1 27 Мы живѐм в Российской Федерации 1 28 Человек - творец культурных ценностей 1 29 Труд и быт людей в разные исторические времена 1 30 Всемирное культурное наследие России 1 31 Всемирное культурное наследие 1 32 Охрана историко-культурного наследия 1 33 Взаимоотношения людей в обществе: доброта и гуманизм, 1 https://m.edsoo.ru/f841bf72 https://m.edsoo.ru/f841c12a https://m.edsoo.ru/f841c56c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841c800 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841c9f4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841cd14 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841cf94 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841ae1a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415b9a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841d516 справедливость и уважение 34 Резервный урок. Летописи и летописцы. Роль монастырей в развитии образования народа 1 35 Резервный урок. Культура Московского государства. Творчество скоморохов и гусляров, первые «потешные хоромы», первый театр 1 36 Резервный урок. Проверочная работа по теме "История Отечества" 1 37 Как человек изучает окружающую природу? 1 38 Солнце - звезда 1 39 Планеты Солнечной системы Луна – спутник Земли 1 40 Смена дня и ночи на Земле как результат вращения планеты вокруг своей оси (практические работы с моделями и схемами) 1 1 41 Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены сезонов (практические работы с моделями и схемами). Общая характеристика времен года 1 1 42 Равнины России: ВосточноЕвропейская, Западно-Сибирская (название, общая характеристика, 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841a62c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841a82a 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414d1c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414eca Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841668a нахождение на карте) 43 Горные системы России: Урал, Кавказ, Алтай (краткая характеристика, главные вершины, место нахождения на карте) 1 44 Формы земной поверхности (на примере родного края) 1 45 Водоемы Земли, их разнообразие. Естественные водоемы: океан, море, озеро, болото. Примеры водоемов в России 1 46 Искусственные водоемы: водохранилища, пруды (общая характеристика) 1 47 Река как водный поток 1 48 Крупнейшие реки России: название, нахождение на карте 1 49 Водоемы и реки родного края 1 50 Использование рек и водоемов человеком (хозяйственная деятельность, отдых). Охрана рек и водоемов 1 51 Характеристика природных зон России: арктическая пустыня. Связи в природной зоне 1 https://m.edsoo.ru/f8417918 https://m.edsoo.ru/f8417b34 52 Характеристика природных зон 1 Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841668a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416806 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416996 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416b58 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416cfc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416fae Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417382 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417526 Библиотека ЦОК России: тундра. Связи в природной зоне https://m.edsoo.ru/f8417d1e 53 Характеристика природных зон России: тайга. Связи в природной зоне 54 Характеристика природных зон России: смешанный лес. Связи в природной зоне 55 Характеристика природных зон России: степь и полупустыня. Связи в природной зоне 1 56 Природные и культурные объекты Всемирного наследия в России 1 57 Природные и культурные объекты Всемирного наследия за рубежом 1 58 Экологические проблемы взаимодействия человека и природы 1 59 Защита и охрана природных богатств (воздуха, воды, полезных ископаемых, флоры и фауны) 1 60 Знакомство с Международной Красной книгой 1 61 Резервный урок. Проверочная работа по теме "Формы земной поверхности и водоѐмы" 1 1 62 Резервный урок. Проверочная работа по теме "Природные зоны" 1 1 63 О вредных для здоровья привычках 1 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/f8417f08 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/f84183b8 https://m.edsoo.ru/f84181ce Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8418778 https://m.edsoo.ru/f84185ac Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841546a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841580c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415118 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84152c6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415636 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415da2 64 Планирование маршрутов с учетом транспортной инфраструктуры населенного пункта 1 65 Правила поведения в общественных местах: зонах отдыха, учреждениях культуры и торговых центрах 1 66 Безопасное поведение при езде на велосипеде и самокате. Дорожные знаки 1 67 Правила цифровой грамотности при использовании Интернет 1 68 Резервный урок. Проверочная работа по итогам обучения в 4 классе 1 1 68 4 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416306 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416180 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415f50 2 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ