Адаптированная РП Обществозание 9 класс 2023-24 уч.год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
МУ УО Миллеровского района
МБОУ Никольская СОШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом

Методическим Советом

Директор школы

Председатель

________________________ ________________________

Полторацкая И.А.
Терновая Е.В.
Протокол № 1 от «15» 08
Приказ № 63 от «15» 08
Терновая Е.В. 2023 г.
2023 г.
Протокол № 1 от «15» 08
Подписан:
2023 г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
________________________

БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН
ОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НИКОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН
АЯ ШКОЛА
Основание: Я являюсь
автором этого документа
Местоположение:
сл.Никольская
Дата: 2023-10-09 12:18:21

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Обществознание»
9 класс

сл. Никольская 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Обществознание»
предназначена для обучающихся с ОВЗ 9 класса.
Адаптированная рабочая программа – это образовательная программа,
адаптированная для обучения лиц с задержкой психического развития с учётом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и
при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию.
При составлении адаптированной рабочей программы для обучающихся с ЗПР
использованы нормативные документы:
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 г,
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования;
- приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12. 2014 г. № 1644 «О
внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03. 2014
г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования»;
- приказа Минобразования РФ от 19.12.2014г. №1598 «Об утверждении ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ»;
- приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о
ПМПК»
- Учебный план МБОУ Никольской СОШ на 2023-24 учебный год.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ
отводит 52 учебных часа для обязательного изучения обществознания в 9-м классе
основной школы из расчета 1 учебный час в неделю в 1-ом полугодии, 2 часа в
неделю – во 2-ом полугодии. Фактически – 52 часа.
Цели курса:
— создание условий для социализации личности;
— формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и
достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина,
осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего
образования и самообразования;

— формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной,
политической, правовой и экономической культуры;
— содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к
социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности
гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям
национальной культуры.
Задачи курса:
• воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности,
социальной
ответственности,
правового
самосознания,
толерантности,
приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации — в
подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной,
политической и правовой культуры, становлению социального поведения,
основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению
социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному
самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к
высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
• формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной
современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников
младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об
основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах
регулирования
общественных
отношений,
которые необходимы
для
взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей
человека и гражданина;
• овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и
критически осмысливать социальную информацию, систематизировать,
анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной,
коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни
гражданского общества и правового государства;
• формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для
определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных
задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и
общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая
отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также
в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков
других людей с нравственными ценностями и нормами поведения,
установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами
защите правопорядка в обществе.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек в политическом измерении.
Политика и политическая власть. Государство – политическая организация
общества. Признаки государства. Внутренняя и внешняя политика.
Форма государства. Монархия и республика – основные формы правления.
Унитарное и федеративное государственно-территориальное устройство.
Политический режим и его виды.
Демократия, демократические ценности. Правовое государство и гражданское
общество.
Участие граждан в политике. Выборы, референдум.
Политические партии, их роль в демократическом обществе. Общественнополитические организации.
Гражданин и государство.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Россия –
демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой
правления. Россия – социальное государство. Основные направления и приоритеты
социальной политики российского государства. Россия – светское государство.
Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти
в Российской Федерации. Президент – глава государства Российская Федерация.
Федеральное Собрание Российской Федерации: Государственная Дума и Совет
Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система в Российской
Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд
Российской Федерации.
Государственное управление. Противодействие коррупции в Российской
Федерации.
Государственно-территориальное
устройство
Российской
Федерации.
Субъекты Российской Федерации: республика, край, область, город федерального
значения, автономная область, автономный округ. Конституционный статус
субъектов Российской Федерации.
Местное самоуправление.
Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека и
гражданина. Гражданство Российской Федерации. Взаимосвязь конституционных
прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации.
Человек в системе социальных отношений.
Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей и
групп.
Социальная мобильность.
Социальный статус человека в обществе. Социальные роли. Ролевой набор
подростка.

Социализация личности.
Роль семьи в социализации личности. Функции семьи. Семейные ценности.
Основные роли членов семьи.
Этнос и нация. Россия – многонациональное государство. Этносы и нации в
диалоге культур.
Социальная политика Российского государства.
Социальные конфликты и пути их разрешения.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека
и общества. Профилактика негативных отклонений поведения. Социальная и личная
значимость здорового образа жизни.
Человек в современном изменяющемся мире.
Информационное общество. Сущность глобализации. Причины, проявления и
последствия глобализации, её противоречия. Глобальные проблемы и возможности
их решения. Экологическая ситуация и способы её улучшения.
Молодёжь – активный участник общественной жизни. Волонтёрское движение.
Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образование и карьера.
Здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового образа
жизни. Мода и спорт.
Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир.
Особенности общения в виртуальном пространстве.
Перспективы развития общества.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом
особенностей преподавания обществознания в основной школе.
Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета
распределены по годам обучения с учётом входящих в курс содержательных
модулей (разделов) и требований к результатам освоения основной образовательной
программы, представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте основного общего образования, а также с учётом федеральной рабочей
программы воспитания. Содержательные модули (разделы) охватывают знания об
обществе и человеке в целом, знания всех основных сфер жизни общества и знание
основ российского права. Представленный в программе вариант распределения
модулей (разделов) по годам обучения является одним из возможных.
Научным сообществом и представителями высшей школы предлагается такое
распределение содержания, при котором модуль (раздел) «Основы российского
права» замыкает изучение курса в основной школе.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные
результаты
воплощают
традиционные
российские
социокультурные и духовно-нравственные ценности, принятые в обществе нормы
поведения, отражают готовность обучающихся руководствоваться ими в жизни, во
взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных решений. Они
достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в процессе
развития у обучающихся установки на решение практических задач социальной
направленности и опыта конструктивного социального поведения по основным
направлениям воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в
жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края,
страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли
различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных
правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах
межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к
разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к
участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям,
нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к
символам России, государственным праздникам; историческому, природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной
стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и
ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных
привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том
числе навыки безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий
и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного
знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка
возможных последствий своих действий для окружающей среды; повышение уровня
экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем
и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимос­вязи
природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в
практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений
об основных закономерностях развития человека, природы и общества, о
взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и
читательской культурой как средством познания мира; овладение основными
навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью,
группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости,
открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и
знаниям других, повышать уровень своей компетентности через практическую
деятельность, в том числе умение учиться у других людей; осознавать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык
выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том
числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях,
в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых
знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об
объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит
собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам,
выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами
понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его
свойства при решении задач (далее – оперировать понятиями), а также оперировать
терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как
вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать
принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы,
формируемые при изучении обществознания:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и
процессов;
устанавливать существенный признак классификации социальных фактов,
основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наи­более подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование
по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об
их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту
же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2.
Овладение
универсальными
учебными
коммуникативными
действиями.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об
изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.

Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Человек в политическом измерении
 осваивать и применять знания о государстве, его признаках и форме,
внутренней и внешней политике, о демократии и демократических
ценностях, о конституционном статусе гражданина Российской Федерации,
о формах участия граждан в политике, выборах и референдуме, о
политических партиях;
 характеризовать государство как социальный институт; принципы и
признаки демократии, демократические ценности; роль государства в
обществе на основе его функций; правовое государство;
 приводить примеры государств с различными формами правления,
государственно-территориального устройства и политическим режимом;
реализации функций государства на примере внутренней и внешней
политики России; политических партий и иных общественных объединений
граждан; законного участия граждан в политике; связи политических
потрясений и социально-экономического кризиса в государстве;
 классифицировать современные государства по разным признакам;
элементы формы государства; типы политических партий; типы
общественно-политических организаций;
 сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения)
политическую власть с другими видами власти в обществе;
демократические и недемократические политические режимы, унитарное и
федеративное территориально-государственное устройство, монархию и
республику, политическую партию и общественно-политическое движение,
выборы и референдум;
 устанавливать и объяснять взаимосвязи в отношениях между человеком,
обществом и государством; между правами человека и гражданина и
обязанностями граждан, связи политических потрясений и социальноэкономических кризисов в государстве;
 использовать полученные знания для объяснения сущности политики,
политической власти, значения политической деятельности в обществе; для
объяснения взаимосвязи правового государства и гражданского общества;

















для осмысления личного социального опыта при исполнении социальной
роли гражданина; о роли информации и информационных технологий в
современном мире для аргументированного объяснения роли СМИ в
современном обществе и государстве;
определять
и
аргументировать
неприемлемость
всех
форм
антиобщественного поведения в политике с точки зрения социальных
ценностей и правовых норм;
решать в рамках изученного материала познавательные и практические
задачи, отражающие типичные взаимодействия между субъектами
политики; выполнение социальных ролей избирателя, члена политической
партии, участника общественно-политического движения;
овладевать смысловым чтением фрагментов Конституции Российской
Федерации, других нормативных правовых актов, учебных и иных текстов
обществоведческой тематики, связанных с деятельностью субъектов
политики, преобразовывать текстовую информацию в таблицу или схему о
функциях государства, политических партий, формах участия граждан в
политике;
искать и извлекать информацию о сущности политики, государстве и его
роли в обществе: по заданию учителя выявлять соответствующие факты из
разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и
публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности
при работе в Интернете;
анализировать и конкретизировать социальную информацию о формах
участия граждан нашей страны в политической жизни, о выборах и
референдуме;
оценивать политическую деятельность различных субъектов политики с
точки зрения учёта в ней интересов развития общества, её соответствия
гуманистическим и демократическим ценностям: выражать свою точку
зрения, отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии;
использовать полученные знания в практической учебной деятельности
(включая выполнение проектов индивидуально и в группе), в повседневной
жизни для реализации прав гражданина в политической сфере; а также в
публичном представлении результатов своей деятельности в соответствии с
темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;
осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с
людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на
основе национальных ценностей современного российского общества:
гуманистических и демократических ценностей, идей мира и

взаимопонимания между народами, людьми разных культур: выполнять
учебные задания в парах и группах, исследовательские проекты.
Гражданин и государство
 осваивать и применять знания об основах конституционного строя и
организации государственной власти в Российской Федерации,
государственно-территориальном устройстве Российской Федерации,
деятельности высших органов власти и управления в Российской
Федерации; об основных направлениях внутренней политики Российской
Федерации;
 характеризовать Россию как демократическое федеративное правовое
государство с республиканской формой правления, как социальное
государство, как светское государство; статус и полномочия Президента
Российской Федерации, особенности формирования и функции
Государственной Думы и Совета Федерации, Правительства Российской
Федерации;
 приводить примеры и моделировать ситуации в политической сфере жизни
общества, связанные с осуществлением правомочий высших органов
государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации;
деятельности политических партий; политики в сфере культуры и
образования, бюджетной и денежно-кредитной политики, политики в сфере
противодействии коррупции, обеспечения безопасности личности,
общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма;
 классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать
существенный признак классификации) полномочия высших органов
государственной власти Российской Федерации;
 сравнивать с опорой на Конституцию Российской Федерации полномочия
центральных органов государственной власти и субъектов Российской
Федерации;
 устанавливать и объяснять взаимосвязи ветвей власти и субъектов
политики в Российской Федерации, федерального центра и субъектов
Российской Федерации, между правами человека и гражданина и
обязанностями граждан;
 использовать полученные знания для характеристики роли Российской
Федерации в современном мире; для объяснения сущности проведения в
отношении нашей страны международной политики «сдерживания»; для
объяснения необходимости противодействия коррупции;
 с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и
личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения
ценностей гражданственности и патриотизма своё отношение к внутренней















и внешней политике Российской Федерации, к проводимой по отношению к
нашей стране политике «сдерживания»;
решать познавательные и практические задачи, отражающие процессы,
явления и события в политической жизни Российской Федерации, в
международных отношениях;
систематизировать и конкретизировать информацию о политической
жизни в стране в целом, в субъектах Российской Федерации, о деятельности
высших органов государственной власти, об основных направлениях
внутренней и внешней политики, об усилиях нашего государства в борьбе с
экстремизмом и международным терроризмом;
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики:
отбирать информацию об основах конституционного строя Российской
Федерации, гражданстве Российской Федерации, конституционном статусе
человека и гражданина, о полномочиях высших органов государственной
власти, местном самоуправлении и его функциях из фрагментов
Конституции Российской Федерации, других нормативных правовых актов
и из предложенных учителем источников и учебных материалов, составлять
на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в таблицу,
схему;
искать и извлекать информацию об основных направлениях внутренней и
внешней
политики
Российской
Федерации,
высших
органов
государственной власти, о статусе субъекта Федерации, в котором
проживают обучающиеся: выявлять соответствующие факты из публикаций
СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в
Интернете;
анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать
информацию о важнейших изменениях в российском законодательстве, о
ключевых решениях высших органов государственной власти и управления
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, соотносить её с
собственными знаниями о политике, формулировать выводы, подкрепляя их
аргументами;
оценивать собственные поступки и поведение других людей в гражданскоправовой сфере с позиций национальных ценностей нашего общества,
уважения норм российского права, выражать свою точку зрения, отвечать на
вопросы, участвовать в дискуссии;
использовать полученные знания о государстве Российская Федерация в
практической учебной деятельности (выполнять проблемные задания,
индивидуальные и групповые проекты), в повседневной жизни для
осознанного
выполнения
гражданских
обязанностей;
публично

представлять результаты своей деятельности (в рамках изученного
материала, включая проектную деятельность) в соответствии с темой и
ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;
 самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять
простейший документ при использовании портала государственных услуг;
 осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с
людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на
основе национальных ценностей современного российского общества:
гуманистических и демократических ценностей, идей мира и
взаимопонимания между народами, людьми разных культур.
Человек в системе социальных отношений
 осваивать и применять знания о социальной структуре общества,
социальных общностях и группах; социальных стату­сах, ролях,
социализации личности; важности семьи как ба­зового социального
института; об этносе и нациях, этническом многообразии современного
человечества, диалоге куль­тур, отклоняющемся поведении и здоровом
образе жизни;
 характеризовать функции семьи в обществе; основы социальной политики
Российского государства;
 приводить примеры различных социальных статусов, социальных ролей,
социальной политики Российского государства;
 классифицировать социальные общности и группы;
 сравнивать виды социальной мобильности;
 устанавливать и объяснять причины существования разных социальных
групп; социальных различий и конфликтов;
 использовать полученные знания для осмысления личного социального
опыта при исполнении типичных для несовершеннолетних социальных
ролей; аргументированного объяснения социальной и личной значимости
здорового образа жизни, опасности наркомании и алкоголизма для человека
и общества;
 определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания,
факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к
разным этносам;
 решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные
социальные
взаимодействия;
направленные
на
распознавание
отклоняющегося поведения и его видов;
 осуществлять смысловое чтение текстов и составлять на основе учебных
текстов план (в том числе отражающий изу­ченный материал о
социализации личности);

извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ
и Интернета о межнациональных отношениях, об историческом единстве
народов России; преобразовывать информацию из текста в модели (таблицу,
диаграмму, схему) и из предложенных моделей в текст;
 анализировать,
обобщать,
систематизировать
текстовую
и
статистическую социальную информацию из адаптированных источников,
учебных материалов и публикаций СМИ об отклоняющемся поведении, его
причинах и негативных последствиях; о выполнении членами семьи своих
социальных ролей; о социальных конфликтах; критически оценивать
современную социальную информацию;
 оценивать собственные поступки и поведение, демонстрирующее
отношение к людям других национальностей; осознавать неприемлемость
антиобщественного поведения;
 использовать полученные знания в практической деятельности для
выстраивания собственного поведения с позиции здорового образа жизни;
 осуществлять совместную деятельность с людьми другой национальной и
религиозной
принадлежности
на
основе
веротерпимости
и
взаимопонимания между людьми разных культур.
Человек в современном изменяющемся мире
 осваивать и применять знания об информационном обществе,
глобализации, глобальных проблемах;
 характеризовать сущность информационного общества; здоровый образ
жизни; глобализацию как важный общемировой интеграционный процесс;
 приводить примеры глобальных проблем и возможных путей их решения;
участия молодёжи в общественной жизни; влияния образования на
возможности профессионального выбора и карьерного роста;
 сравнивать требования к современным профессиям;
 устанавливать и объяснять причины и последствия глобализации;
 использовать полученные знания о современном обществе для решения
познавательных задач и анализа ситуаций, включающих объяснение (устное
и письменное) важности здорового образа жизни, связи здоровья и спорта в
жизни человека;
 определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания,
факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к
современным формам коммуникации; к здоровому образу жизни;
 решать в рамках изученного материала познавательные и практические
задачи, связанные с волонтёрским движением; отражающие особенности
коммуникации в виртуальном пространстве;






осуществлять
смысловое
чтение
текстов
(научно-популярных,
публицистических и др.) по проблемам современного общества,
глобализации; непрерывного образования; выбора профессии;
осуществлять поиск и извлечение социальной информации (текстовой,
графической, аудиовизуальной) из различных источников о глобализации и
её последствиях; о роли непрерывного образования в современном
обществе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Человек в политическом измерении
1.1

Политика и политическая власть

3

1.2

Участие граждан в политике

3

Итого по разделу
Раздел 2. Гражданин и государство
Основы конституционного строя
2.1
Российской Федерации

https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

6
Библиотека ЦОК

2

2.2

Высшие органы публичной власти в
Российской Федерации

2

2.3

Государственно-территориальное
устройство Российской Федерации

2

2.4

Конституция Российской Федерации о
правовом статусе человека и гражданина

2

Итого по разделу

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

8

Раздел 3. Человек в системе социальных отношений
3.1

Социальные общности и группы

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

3.2

Статусы и роли. Социализация личности.
Семья и её функции

4

3.3

Этносы и нации в современном обществе.
Социальная политика Российского
государства

3

3.4

Отклоняющееся поведение и здоровый
образ жизни

2

Итого по разделу

11

Раздел 4. Человек в современном изменяющемся
мире

5

Защита проектов, итоговое повторение

4

Раздел 5. Право

17

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

51

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК

1

2

https://m.edsoo.ru/7f41b414

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

1

Политика и политическая власть

1

07.09

2

Государство — политическая
организация общества

1

14.09

3

Политические режимы

1

21.09

4

Формы политического участия.
Выборы, референдум

1

28.09

5

Политические партии, их роль в
демократическом обществе.
Общественно- политические
организации

1

05.10

6

Повторительно-обобщающий
урок по теме "Человек в
политическом измерении"

1

12.10

7

Основы конституционного строя
Российской Федерации

1

19.10

8

Основы конституционного строя
Российской Федерации

1

26.10

9

Высшие органы публичной власти
в Российской Федерации

1

09.11

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec4652

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec47ec

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec4aee

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec4c9c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec4e68

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec53c2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec53c2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec575a

10

Высшие органы публичной власти
в Российской Федерации

1

16.11

11

Государственно- территориальное
устройство Российской
Федерации

1

23.11

12

Местное самоуправление

1

30.11

13

Конституционный статус
гражданина Российской
Федерации. Гражданство
Российской Федерации

1

07.12

14

Повторительно-обощающий урок
по теме «Гражданин и
государство»

1

15

Социальная структура общества

1

21.12

16

Социальная мобильность

1

28.12

17

Социальный статус человека в
обществе

1

11.01

18

Роль права в жизни человека,
общества и государства

1

11.01

19

Социальные роли. Ролевой набор
подростка

1

18.01

20

Правоотношения и субъекты
права

1

18.01

21

Социализация личности

1

25.01

1

14.12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec591c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec5ae8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec5dcc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec5f7a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec6150

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec64de

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec66a0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec6a4c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec6c40

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec6e0c

22

Правоотношения и субъекты
права

23

Семья и ее функции

1

01.02

24

Правонарушения и юридическая
ответственность

1

01.02

25

Этнос и нация. Россиямногонациональное государство

1

08.02

26

Правонарушения и юридическая
ответственность

1

08.02

27

Этнос и нация. Россиямногонациональное государство

1

15.02

28

Гражданские правоотношения

1

15.02

29

Социальная политика
Российского государства

1

22.02

30

Административные
правоотношения

1

22.02

31

Отклоняющееся поведение

1

29.02

32

Административные
правоотношения

1

29.02

33

Повторительно-обобщающий
урок по теме "Человек в системе
социальных отношений"

1

07.03

34

Уголовно-правовые отношения

1

07.03

35

Информационное общество.
Сущность глобализации

1

14.03

36

Уголовно-правовые отношения

1

14.03

25.01
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec6fce

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec7190

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec746a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec55a2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec765e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec7a0a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec96de

37

Сущность глобализации

1

21.03

38

Трудовые правоотношения

1

21.03

39

Молодёжь — активный участник
общественной жизни

1

04.04

40

Семейные правоотношения

1

04.04

41

Профессиии настоящего и
будущего. Здоровый образ жизни.
Мода и спорт

1

11.04

42

Социальные права

1

11.04

43

Современные формы связи и
коммуникации: как они изменили
мир

1

18.04

44

Правовое регулирование
отношений в сфере образования

1

18.04

45

Защита проектов, итоговое
повторение по теме "Человек в
политическом измерении"

1

46

Правоохранительные органы

1

25.04

47

Защита проектов, итоговое
повторение по теме "Гражданин и
государство"

1

02.05

48

Повторение раздела «Экономика»

1

02.05

49

Защита проектов, итоговое
повторение по теме "Человек в
системе социальных отношений"

1

16.05

50

Повторение раздела «Экономика»

1

16.05

1

25.04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec98b4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec9a58

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec9be8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec9e54

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec9fc6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eca1ec

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eca3d6

51

Защита проектов, итоговое
повторение по теме "Человек в
современном изменющемся мире"

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

51

23.05

2

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eca552

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Обществознание, 9 класс/ Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев
А.И. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Обществознание. Реализация ФГОС основного общего образования :
методическое пособие для учителя / Е. К. Калуцкая, О. А. Французова. –
М., ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eca552


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».