Рабочая программа по биологии 11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
МУ УО Миллеровского района
МБОУ Никольская СОШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Педагогическим
советом

Методическим Советом Директор школы
________ И.А.Полторацкая

_____________Е.В.Терновая

_________ Е.В.Терновая

Протокол №1 от «15» 08
2023 г.

Приказ №63 от «15» 08
2023 г.

Протокол №1 от «15» 08
2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

Подписан:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН
ОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НИКОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН
АЯ ШКОЛА
Основание: Я являюсь
автором этого документа
Местоположение:
сл.Никольская
Дата: 2023-10-02 14:58:55

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Биология.»
для обучающихся 11 класса

сл Никольская 2023г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету "Биология" (далее - биология) на
уровне среднего общего образования разработана на основе Федерального
закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
ФГОС СОО, Концепции преподавания учебного предмета «Биология» и
основных положений федеральной рабочей программы воспитания.
Учебный предмет «Биология» в 11 классе является одним из
компонентов предметной области «Естественно-научные предметы».
Согласно положениям ФГОС СОО профильные учебные предметы,
изучаемые на углублённом уровне, являются способом дифференциации
обучения на уровне среднего общего образования и призваны обеспечить
преемственность между основным общим, средним общим, средним
профессиональным и высшим образованием. В то же время каждый из этих
учебных предметов должен быть ориентирован на приоритетное решение
образовательных, воспитательных и развивающих задач, связанных с
профориентацией обучающихся и стимулированием интереса к конкретной
области научного знания, связанного с биологией, медициной, экологией,
психологией, спортом или военным делом.
Программа по учебному предмету "Биология" даёт представление о
цели и задачах изучения учебного предмета «Биология» на углублённом
уровне, определяет обязательное (инвариантное) предметное содержание, его
структурирование по разделам и темам, распределение по классам,
рекомендует последовательность изучения учебного материала с учётом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса,
возрастных особенностей обучающихся. В программе по биологии
реализован принцип преемственности с изучением биологии на уровне
основного общего образования, благодаря чему просматривается
направленность на последующее развитие биологических знаний,
ориентированных на формирование естественно-научного мировоззрения,
экологического мышления, представлений о здоровом образе жизни, на
воспитание бережного отношения к окружающей природной среде. В
программе по биологии также показаны возможности учебного предмета
«Биология» в реализации требований ФГОС СОО к планируемым
личностным, метапредметным и предметным результатам обучения и в
формировании основных видов учебно-познавательной деятельности
обучающихся по освоению содержания биологического образования на
уровне среднего общего образования.
Учебный предмет «Биология» на уровне среднего общего образования
завершает биологическое образование в школе и ориентирован на
расширение и углубление знаний обучающихся о живой природе, основах

молекулярной и клеточной биологии, эмбриологии и биологии развития,
генетики, селекции, биотехнологии, эволюционного учения и экологии.
Изучение учебного предмета «Биология» на углубленном уровне
ориентировано на подготовку обучающихся к последующему получению
биологического образования в вузах и организациях среднего
профессионального образования. Основу его содержания составляет система
биологических знаний, полученных при изучении обучающимися
соответствующих систематических разделов биологии на уровне основного
общего образования, в 11 классах эти знания получают развитие. Так,
расширены и углублены биологические знания о растениях, животных,
грибах, бактериях, организме человека, общих закономерностях жизни,
дополнительно включены биологические сведения прикладного и поискового
характера, которые можно использовать как ориентиры для последующего
выбора профессии. Возможна также интеграция биологических знаний с
соответствующими знаниями, полученными обучающимися при изучении
физики, химии, географии и математики.
Структура программы по учебному предмету "Биология" отражает
системно-уровневый и эволюционный подходы к изучению биологии.
Согласно им, изучаются свойства и закономерности, характерные для живых
систем разного уровня организации, эволюции органического мира на Земле,
сохранения биологического разнообразия планеты. Так, в 10 классе
изучаются основы молекулярной и клеточной биологии, эмбриологии и
биологии развития, генетики и селекции, биотехнологии и синтетической
биологии, актуализируются знания обучающихся по ботанике, зоологии,
анатомии, физиологии человека. В 11 классе изучаются эволюционное
учение, основы экологии и учение о биосфере.
Учебный предмет «Биология» призван обеспечить освоение
обучающимися биологических теорий и законов, идей, принципов и правил,
лежащих в основе современной естественно-научной картины мира, знаний о
строении, многообразии и особенностях клетки, организма, популяции,
биоценоза, экосистемы, о выдающихся научных достижениях, современных
исследованиях в биологии, прикладных аспектах биологических знаний. Для
развития и поддержания интереса обучающихся к биологии наряду со
значительным объёмом теоретического материала в содержании программы
по биологии предусмотрено знакомство с историей становления и развития
той или иной области биологии, вкладом отечественных и зарубежных
учёных в решение важнейших биологических и экологических проблем.
Цель изучения учебного предмета «Биология»–
овладение
обучающимися знаниями о структурно-функциональной организации живых
систем разного ранга и приобретение умений использовать эти знания в
формировании интереса к определённой области профессиональной

деятельности, связанной с биологией, или к выбору учебного заведения для
продолжения биологического образования.
Достижение цели изучения учебного предмета «Биология»
обеспечивается решением следующих задач:
освоение обучающимися системы биологических знаний: об основных
биологических теориях, концепциях, гипотезах, законах, закономерностях и
правилах, составляющих современную естественно-научную картину мира; о
строении, многообразии и особенностях биологических систем (клетка,
организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся открытиях
и современных исследованиях в биологии;
ознакомление обучающихся с методами познания живой природы:
исследовательскими методами биологических наук (молекулярной и
клеточной биологии, эмбриологии и биологии развития, генетики и
селекции, биотехнологии и синтетической биологии, палеонтологии,
экологии); методами самостоятельного проведения биологических
исследований в лаборатории и в природе (наблюдение, измерение,
эксперимент, моделирование);
овладение обучающимися умениями: самостоятельно находить,
анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться
биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между
развитием биологии и социально-экономическими и экологическими
проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по
отношению к окружающей природной среде, собственному здоровью и
здоровью окружающих людей; обосновывать и соблюдать меры
профилактики инфекционных заболеваний, правила поведения в природе и
обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных
ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать
современные научные открытия в области биологии;
развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей
в процессе знакомства с выдающимися открытиями и современными
исследованиями в биологии, решаемыми ею проблемами, методологией
биологического
исследования,
проведения
экспериментальных
исследований, решения биологических задач, моделирования биологических
объектов и процессов;
воспитание у обучающихся ценностного отношения к живой природе в
целом и к отдельным её объектам и явлениям; формирование экологической,
генетической грамотности, общей культуры поведения в природе;
интеграции естественно-научных знаний;
приобретение обучающимися компетентности в рациональном
природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, охраны
видов, экосистем, биосферы), сохранении собственного здоровья и здоровья

окружающих людей (соблюдения мер профилактики заболеваний,
обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях
природного и техногенного характера) на основе использования
биологических знаний и умений в повседневной жизни;
создание
условий
для осознанного
выбора обучающимися
индивидуальной
образовательной
траектории,
способствующей
последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с
индивидуальными интересами и потребностями региона.
Общее число часов, отведенных на изучение биологии в 11 классе – 68
часов (2 часа в неделю), фактически 67 часов, в связи с праздничными днями.
Отбор организационных форм, методов и средств обучения биологии
осуществляется с учётом специфики его содержания и направленности на
продолжение биологического образования в организациях среднего
профессионального и высшего образования.
Обязательным условием при обучении биологии на углублённом уровне
является проведение лабораторных и практических работ. Также участие
обучающихся в выполнении проектных и учебно-исследовательских работ,
тематика которых определяется учителем на основе имеющихся
материально-технических ресурсов и местных природных условий.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1. Эволюция (22 ч)
Глава 1. Свидетельства эволюции (4 ч)
Возникновение и развитие эволюционной биологии. Молекулярные
свидетельства
эволюции.
Морфологические
и
эмбриологические
свидетельства эволюции. Палеонтологические и биогеографические
свидетельства.
Глава 2. Факторы эволюции (9 ч)
Популяционная структура вида. Наследственная изменчивость – исходный
материал для эволюции. Направленные и случайные изменения генофондов в
ряду поколений. Формы естественного отбора. Возникновение адаптаций в
результате естественного отбора. Видообразование. Прямые наблюдения
процесса эволюции. Макроэволюция.
Знать: причины эволюции видов, представления о становлении и развитии
эволюционного учения, его предпосылках; приводить определения основных
эволюционных понятий; устанавливать взаимосвязь движущих сил
эволюции; путей и направлений эволюции; влияние элементарных факторов
эволюции на генофонд популяции; формирование приспособленности к
среде обитания.
Уметь: определять движущие силы эволюции; представление о микро- и
макроэволюции, сравнивать формы естественного отбора, искусственный и

естественный отбор, способы видообразования, макро- и микроэволюцию,
пути и направления эволюции и делать выводы на основе сравнения.
Глава 3. Возникновение и развитие жизни на Земле (4 ч)
Современные представления о возникновении жизни. Основные этапы
развития жизни. Развитие жизни в криптозое. Развитие жизни в палеозое.
Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое. Многообразие
органического мира.
Знать: мировоззренческую значимость научных взглядов о возникновении
жизни на земле; иметь представления об истории развития взглядов на
проблему о возникновении жизни на земле и о современных гипотезах
Уметь: анализировать и оценить различные гипотезы сущности жизни,
происхождения и развития жизни на Земле
Глава 4. Происхождение человека (5 ч)
Положение человека в системе органического мира. Предки человека.
Первые представители рода Homo. Появление человека Разумного. Факторы
эволюции человека. Эволюция современного человека.
Знать: происхождения человека; основные положения теории антропогенеза;
стадии эволюции человека и факторы антропогенеза; определять место
человека в системе органического мира; этапы и движущие силы
антропогенеза; иметь представление о человеческих расах как совокупности
популяций биологического вида Человек разумный.
Уметь: делать выводы о происхождении человеческих рас; устанавливать
сходство и различия человека и животных; анализировать и оценивать
различные гипотезы происхождения человека, объяснять единство
происхождения человеческих рас.
Демонстрации:
Схемы, таблицы, рисунки и фотографии, иллюстрирующие: критерии вида
(на примере разных пород одного вида животных); движущие силы
эволюции; возникновение и многообразие приспособлений у растений (на
примере кактусов, орхидей, лиан и т. п.) и животных (на примере дарвиновых
вьюрков); образование новых видов в природе; эволюцию растительного
мира; эволюцию животного мира; редкие и исчезающие виды; движущие
силы антропогенеза; происхождение человека. Коллекции окаменелостей
(ископаемых растений и животных).
Лабораторные и практические работы
1. Описание особей вида по морфологическому критерию (на примере
гербарных образцов).
2. Выявление изменчивости у особей одного вида (на примере гербарных
образцов, наборов семян, коллекции насекомых и т. п.).
3. Выявление приспособлений организмов к среде обитания.
Раздел 2. Экосистемы (12 ч)
Глава 5. Организмы и окружающая среда (7 ч)

Взаимоотношения организма и среды. Популяция в экосистеме.
Экологическая ниша и межвидовые отношения. Сообщества и экосистемы.
Экосистема: устройство и динамика. Биоценоз и биогеоценоз. Влияние
человека на экосистемы.
Знать: формирование приспособленности к среде обитания, круговорот
веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере влияние
мутагенов на организм человека; абиотические и биотические компоненты
экосистем; взаимосвязи организмов в экосистеме, сукцессию экосистем и ее
причины.
Уметь: объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды;
использовать знания для определения собственной позиции по отношению к
экологическим проблемам, поведению в природной среде
Глава 6. Биосфера (3 ч)
Биосфера и ее биомы. Живое вещество и биогеохимические круговороты в
биосфере. Биосфера и человек.
Знать: структуру и границы биосферы, гипотезы о происхождении жизни,
основы учения Вернадского о биосфере, функции живого вещества, знать и
понимать глобальные проблемы биосферы, роль человека в эволюции
биосферы; круговорот веществ и превращения энергии в биосфере.
Уметь: работать с источниками информации, приводить примеры; объяснять
взаимосвязи организмов и окружающей среды.
Глава 7. Биологические основы охраны природы (2 ч)
Охрана видов и популяций. Охрана экосистем. Биологический мониторинг.
Знать: эволюцию биосферы; современные экологические проблемы и
возможные пути преодоления экологического кризиса.
Уметь: работать с источниками информации, приводить примеры; объяснять
взаимосвязи организмов и окружающей среды; объяснять необходимость
сохранения многообразия видов.
Демонстрации:
Схемы, таблицы и фотографии, иллюстрирующие: экологические факторы и
их влияние на организмы; межвидовые отношения: паразитизм,
хищничество, конкуренцию, симбиоз; ярусность растительного сообщества;
пищевые цепи и сети; экологическую пирамиду; круговорот веществ и
превращения энергии в экосистеме; строение экосистемы; агроэкосистемы;
строение биосферы; круговорот углерода в биосфере; глобальные
экологические проблемы; последствия деятельности человека в окружающей
среде. Карта «Заповедники и заказники России». Динамическое пособие
«Типичные биоценозы».
Лабораторные и практические работы
1. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.
2. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
3. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем
своей местности.

4. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях
(аквариум).
5. Решение экологических задач.
6. Воздействие человека на водную среду и загрязнение берегов водоемов
(полевая работа).
7. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей
среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
БИОЛОГИИ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ФГОС СОО устанавливает требования к результатам освоения
обучающимися программ среднего общего образования: личностные,
метапредметные и предметные.
В структуре личностных результатов освоения программы по биологии
выделены следующие составляющие: осознание обучающимися российской
гражданской идентичности – готовности к саморазвитию, самостоятельности
и самоопределению, наличие мотивации к обучению биологии,
целенаправленное развитие внутренних убеждений личности на основе
ключевых ценностей и исторических традиций развития биологического
знания, готовность и способность обучающихся руководствоваться в своей
деятельности ценностно-смысловыми установками, присущими системе
биологического образования, наличие правосознания экологической
культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы.
Личностные результаты освоения программы по биологии достигаются в
единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с
традиционными российскими социокультурными, историческими и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и
саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма и
уважения к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению,
взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и
традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и
окружающей среде.

Личностные результаты освоения учебного предмета «Биология» должны
отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться
сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных
ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих
традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного
опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
готовность к совместной творческой деятельности при создании учебных
проектов, решении учебных и познавательных задач, выполнении
биологических экспериментов;
способность определять собственную позицию по отношению к явлениям
современной жизни и объяснять её;
умение учитывать в своих действиях необходимость конструктивного
взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и
социальным положением;
готовность к сотрудничеству в процессе совместного выполнения учебных,
познавательных и исследовательских задач, уважительного отношения к
мнению оппонентов при обсуждении спорных вопросов биологического
содержания;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости
за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
ценностное отношение к природному наследию и памятникам природы,
достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;

способность оценивать вклад российских учёных в становление и развитие
биологии, понимания значения биологии в познании законов природы, в
жизни человека и современного общества;
идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с
традициями народов России;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
понимание эмоционального воздействия живой природы и её ценности;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление
проявлять качества творческой личности;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
понимание и реализация здорового и безопасного образа жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), бережного,
ответственного и компетентного отношения к собственному физическому и
психическому здоровью;
понимание ценности правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
осознание последствий и неприятия вредных привычек (употребления
алкоголя, наркотиков, курения);

6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение
совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать
собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении
всей жизни;
7) экологического воспитания:
экологически целесообразное отношение к природе как источнику жизни на
Земле, основе её существования;
повышение уровня экологической культуры: приобретение опыта
планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды;
осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения;
способность использовать приобретаемые при изучении биологии знания и
умения
при
решении
проблем,
связанных
с
рациональным
природопользованием (соблюдение правил поведения в природе,
направленных на сохранение равновесия в экосистемах, охрану видов,
экосистем, биосферы);
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей природной
среде, умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий и предотвращать их;
наличие развитого экологического мышления, экологической культуры,
опыта
деятельности
экологической
направленности,
умения
руководствоваться ими в познавательной, коммуникативной и социальной
практике, готовности к участию в практической деятельности экологической
направленности;
8) ценности научного познания:

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира;
понимание специфики биологии как науки, осознания её роли в
формировании рационального научного мышления, создании целостного
представления об окружающем мире как о единстве природы, человека и
общества, в познании природных закономерностей и решении проблем
сохранения природного равновесия;
убеждённость в значимости биологии для современной цивилизации:
обеспечения нового уровня развития медицины, создание перспективных
биотехнологий, способных решать ресурсные проблемы развития
человечества, поиска путей выхода из глобальных экологических проблем и
обеспечения перехода к устойчивому развитию, рациональному
использованию природных ресурсов и формированию новых стандартов
жизни;
заинтересованность в получении биологических знаний в целях повышения
общей культуры, естественно-научной грамотности, как составной части
функциональной грамотности обучающихся, формируемой при изучении
биологии;
понимание сущности методов познания, используемых в естественных
науках, способности использовать получаемые знания для анализа и
объяснения явлений окружающего мира и происходящих в нём изменений,
умение делать обоснованные заключения на основе научных фактов и
имеющихся данных с целью получения достоверных выводов;
способность самостоятельно использовать биологические знания
решения проблем в реальных жизненных ситуациях;

для

осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
готовность и способность к непрерывному образованию и самообразованию,
к активному получению новых знаний по биологии в соответствии с
жизненными потребностями.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Биология»
включают: значимые для формирования мировоззрения обучающихся
междисциплинарные (межпредметные) общенаучные понятия, отражающие
целостность научной картины мира и специфику методов познания,
используемых в естественных науках (вещество, энергия, явление, процесс,
система, научный факт, принцип, гипотеза, закономерность, закон, теория,
исследование,
наблюдение,
измерение,
эксперимент
и
другие);
универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные,
регулятивные),
обеспечивающие
формирование
функциональной
грамотности и социальной компетенции обучающихся; способность
обучающихся
использовать
освоенные
междисциплинарные,
мировоззренческие знания и универсальные учебные действия в
познавательной и социальной практике.
В результате изучения биологии на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные
действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Метапредметные результаты освоения
образования должны отражать:

программы

среднего

общего

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать
её всесторонне;
использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа,
синтеза, сравнения, классификации, обобщения), раскрывать смысл
биологических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать
связи с другими понятиями);
определять цели деятельности, задавая параметры и критерии их достижения,
соотносить результаты деятельности с поставленными целями;
использовать биологические понятия для объяснения фактов и явлений
живой природы;

строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии),
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях,
формулировать выводы и заключения;
применять схемно-модельные средства для представления существенных
связей и отношений в изучаемых биологических объектах, а также
противоречий разного рода, выявленных в различных информационных
источниках;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов
целям, оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.
2) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем, способностью и готовностью к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
использовать различные виды деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в учебных ситуациях, в том
числе при создании учебных и социальных проектов;
формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией,
ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные
деятельности и жизненных ситуациях;

задачи

в

образовательной

выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать
гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;

осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов
действия в профессиональную среду;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения,
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
3) работа с информацией:
ориентироваться в различных источниках информации (тексте учебного
пособия, научно-популярной литературе, биологических словарях и
справочниках, компьютерных базах данных, в Интернете), анализировать
информацию различных видов и форм представления, критически оценивать
её достоверность и непротиворечивость;
формулировать запросы и применять различные методы при поиске и отборе
биологической информации, необходимой для выполнения учебных задач;
приобретать опыт использования информационно-коммуникативных
технологий, совершенствовать культуру активного использования различных
поисковых систем;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления биологической
информации (схемы, графики, диаграммы, таблицы, рисунки и другое);
использовать научный язык в качестве средства при работе с биологической
информацией: применять химические, физические и математические знаки и
символы, формулы, аббревиатуру, номенклатуру, использовать и
преобразовывать знаково-символические средства наглядности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной
безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
1) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, активно участвовать в
диалоге или дискуссии по существу обсуждаемой темы (умение задавать
вопросы, высказывать суждения относительно выполнения предлагаемой

задачи, учитывать интересы и согласованность позиций других участников
диалога или дискуссии);
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, предпосылок возникновения конфликтных ситуаций,
уметь смягчать конфликты и вести переговоры;
владеть различными способами общения и взаимодействия, понимать
намерения других людей, проявлять уважительное отношение к собеседнику
и в корректной форме формулировать свои возражения;
развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием
языковых средств.
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении биологической проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении учебной задачи;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с
учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать
оригинальности, практической значимости;

идеи

с

позиции

новизны,

осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в
жизненных и учебных ситуациях;

выбирать на основе биологических знаний целевые и смысловые установки в
своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему
здоровью и здоровью окружающих;
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся
ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за
решение;
оценивать приобретённый опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных
областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный
уровень.
2) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований,
использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного
решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
принимать мотивы
деятельности;

и

аргументы

других

при

анализе

результатов

3) принятие себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы
деятельности;

и

аргументы

других

при

анализе

результатов

признавать своё право и право других на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты освоения содержания учебного предмета
«Биология» ориентированы на обеспечение профильного обучения
обучающихся биологии. Они включают: специфические для биологии
научные знания, умения и способы действий по освоению, интерпретации и
преобразованию знаний, виды деятельности по получению новых знаний и
их применению в различных учебных, а также в реальных жизненных
ситуациях. Предметные результаты представлены по годам изучения.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Биология» в 11 классе
должны отражать:
сформированность знаний о месте и роли биологии в системе естественных
наук, в формировании современной естественно-научной картины мира, в
познании законов природы и решении экологических проблем человечества,
а также в решении вопросов рационального природопользования, и в
формировании ценностного отношения к природе, обществу, человеку, о
вкладе российских и зарубежных учёных-биологов в развитие биологии;
умение владеть системой биологических знаний, которая включает
определения и понимание сущности основополагающих биологических
терминов и понятий (вид, экосистема, биосфера), биологические теории
(эволюционная теория Ч. Дарвина, синтетическая теория эволюции), учения
(А. Н. Северцова – о путях и направлениях эволюции, В.И. Вернадского – о
биосфере), законы (генетического равновесия Дж. Харди и В. Вайнберга,
зародышевого сходства К. М. Бэра), правила (минимума Ю. Либиха,
экологической пирамиды энергии), гипотезы (гипотеза «мира РНК» У.
Гилберта);
умение владеть основными методами научного познания, используемыми в
биологических исследованиях живых объектов и экосистем (описание,
измерение, наблюдение, эксперимент), способами выявления и оценки
антропогенных изменений в природе;
умение выделять существенные признаки: видов, биогеоценозов, экосистем и
биосферы, стабилизирующего, движущего и разрывающего естественного

отбора, аллопатрического и симпатрического видообразования, влияния
движущих сил эволюции на генофонд популяции, приспособленности
организмов к среде обитания, чередования направлений эволюции,
круговорота веществ и потока энергии в экосистемах;
умение устанавливать взаимосвязи между процессами эволюции,
движущими силами антропогенеза, компонентами различных экосистем и
приспособлениями к ним организмов;
умение выявлять отличительные признаки живых систем, приспособленность
видов к среде обитания, абиотических и биотических компонентов
экосистем, взаимосвязей организмов в сообществах, антропогенных
изменений в экосистемах своей местности;
умение использовать соответствующие аргументы, биологическую
терминологию и символику для доказательства родства организмов разных
систематических групп, взаимосвязи организмов и среды обитания, единства
человеческих рас, необходимости сохранения многообразия видов и
экосистем как условия сосуществования природы и человечества;
умение решать биологические задачи, выявлять причинно-следственные
связи между исследуемыми биологическими процессами и явлениями, делать
выводы и прогнозы на основании полученных результатов;
умение выполнять лабораторные и практические работы, соблюдать правила
при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
умение выдвигать гипотезы, проверять их экспериментальными средствами,
формулируя цель исследования, анализировать полученные результаты и
делать выводы;
умение участвовать в учебно-исследовательской работе по биологии,
экологии и медицине, проводимой на базе школьных научных обществ, и
публично представлять полученные результаты на ученических
конференциях;
умение оценивать гипотезы и теории о происхождении жизни, человека и
человеческих рас, о причинах, последствиях и способах предотвращения
глобальных изменений в биосфере;
умение осуществлять осознанный выбор будущей профессиональной
деятельности в области биологии, экологии, природопользования, медицины,
биотехнологии, психологии, ветеринарии, сельского хозяйства, пищевой

промышленности, углублять познавательный интерес, направленный на
осознанный выбор соответствующей профессии и продолжение
биологического образования в организациях среднего профессионального и
высшего образования.
Тематическое планирование по биологии
11 класс (67 часов, 2 ч в неделю).

№
п/п

Разделы программы

8

Раздел I.ЭВОЛЮЦИЯ.
Глава 1.Свидетельства эволюции
Глава 2. Факторы эволюции
Глава
(4ч)
Глава 1.Свидетельства
3. Возникновениеэволюции
и развитие
жизни на Земле
Глава
(7ч) 4. Происхождение человека
Раздел II. ЭКОСИСТЕМЫ
Глава 5. Организмы и окружающая среда
Глава 5.
6. Организмы
Биосфера и окружающая среда (7ч)
Глава 7. Биологические основы охраны природы
Раздел III. ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
Глава 8. Многообразие живых организмов

9

Глава 9. Человек

10

Глава 10. Общие закономерности развития живых
организмов (3 ч)
ИТОГО:

1
2
3
4
5
6
7

Кол-во
часов
32:
4
13
7
8
17:
7
4
6
17:
7

Кол-во
к/р

Кол-во
л/р и п/р

1

3

1
1
1

2

3

6

7
4
67 часов

Календарно-тематическое планирование
№
п/
п

1
2
3
4
5
6

Раздел.
Тема урока.

Дата
планируемая

I.ЭВОЛЮЦИЯ (32 ч). Глава 1. Свидетельства
эволюции (4ч)
Возникновение и развитие эволюционной биологии
Молекулярные свидетельства эволюции.
Морфологические и эмбриологические свидетельства
эволюции.
Палеонтологические и биогеографические свидетельства.
Глава 2. Факторы эволюции
Популяционная структура вида.
Л/Р №1. «Морфологические особенности растений разных
видов»

13.09
15.09
20.09

7

Наследственная изменчивость
для эволюции.

8

Л/Р №2. «Изменчивость организмов»

27.09

9

Направленные и случайные изменения генофондов в ряду
поколений.
Формы естественного отбора.

29.09
4.10

10

- исходный материал

1.09
6.09
8.09

22.09

11.10

13

Возникновение адаптаций в результате естественного
отбора.
Л/Р №3. «Приспособленность организмов к среде
обитания. Ароморфозы»
Видообразование.

14

Повторение и систематизация знаний

18.10

15

Контрольная работа №1 «Свидетельства и факторы
эволюции»
Прямые наблюдения процесса эволюции.
Глава 3. Возникновение и развитие жизни на Земле (7ч)

20.10

17
18
19
20

Современные представления о возникновении жизни.
Основные этапы развития жизни.
Развитие жизни в криптозое.
Развитие жизни в палеозое.

27.10

8.11
10.11
15.11

21
22
23

Развитие жизни в мезозое.
Развитие жизни в кайнозое.
Многообразие органического мира.

17.11
22.11
24.11

11
12

16

6.10

13.10

25.10

Фактиче
ская

24
25
26

Глава 4. Происхождение человека (8 ч)
Положение человека в системе органического мира.
Предки человека.
Первые представители рода Homo.

29.11
1.12
6.12
8.12
13.12
15.12
19.12
22.12

32

Появление человека Разумного.
Обобщение и систематизация знаний.
Контрольная работа №2 «Развитие жизни на Земле»
Факторы эволюции человека.
Эволюция современного человека.
Раздел II.ЭКОСИСТЕМЫ (17ч). Глава 5. Организмы и
окружающая среда (7ч).
Взаимоотношения организма и среды.

33

П/Р №1. « Влияние температуры воздуха на человека».

29.12

34
35
36
37
38

Популяция в экосистеме.
Экологическая ниша и межвидовые отношения.
Сообщества и экосистемы.
Экосистема: устройство и динамика.
Биоценоз и биогеоценоз.
Глава 6. Биосфера (4 ч)
Биосфера и ее биомы.
Живое вещество и кругово-роты вещ-в в биосфере.
Биосфера и человек.

10.01
12.01
17.01
19.01
24.01

27
28
29
30
31

39
40
41
42

43
44
45
46
47
48

49
50
51
52
53

54

П/Р2. «Сравнительная характеристика природных и
нарушенных экосистем»
Глава 7. Биологические основы охраны природы (6ч)
Охрана видов и популяций.
Охрана экосистем.
Биологический мониторинг.
П/Р3. «Определение качества воды водоема»
Обобщение и систематизация знаний
Контрольная работа №3.
«Экосистемы.
Биосфера»
III. ПОДГОТОВКА К ЕГЭ (17 ч).
Глава 8.Многообразие живых организмов (7 ч)
Систематика. Основные систематические категории.
Царство бактерии. Царство Грибы. Отдел Лишайники
Общая характеристика царства Растения. Ткани высших
растений. Корень. Побег.
Цветок и его функции. Соцветия. Многообразие растений
(систематика).
Жизненные циклы растений. Однодольные и двудольные
растения
Общая характеристика царства Животные. Систематика
животных. Одноклеточные или Простейшие. Тип
Кишечнополостные.
. Тип Плоские черви. Тип Первичнополостные или Круглые
черви. Тип Кольчатые черви. Тип Моллюски. Тип

27.12

26.01
31.01
2.02
7.02

9.02

14.02
16.02
21.02
28.02
1.03

6.03

13.03
15.03
20.03
22.03

3.04

55

56

57
58

59
60
61

62
63
64
65
66
67

Членистоногие.
Хордовые. Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Птицы.
Млекопитающие
Глава 9. Человек (6 ч)
Анатомия и физиология человека. Ткани. Строение и
функции пищеварительной системы и дыхательной
системы
Строение и функции выделительной и опорно-двигательной
системы.
Кожа, строение и функции.
Строение и функции кровеносной системы. Круги
кровообращения.
Внутренняя среда организма. Группы крови. Иммунитет.
Нервная система.
Спинной мозг. Строение и функции головного мозга.
Эндокринная система.
Органы чувств. Строение и функции органов зрения и
слуха.Болезни. Вестибулярный аппарат.
10.Общие закономерности развития живых организмов
(6 ч)
Итоговая контрольная работа №4 за курс 11 класса
Вид. Критерии и структура. Способы видообразования.
Движущие силы и факторы эволюции.
Главные направления эволюции. Основные ароморфозы
растений и животных.
Повторение по теме: «Основные этапы развития жизни»
Повторение по теме: «Группы крови.»
Обобщающее повторение за курс 11 класса

5.04

10.04

12.04
17.04

19.04
24.04
26.04

3.05
8.05
15.05
17.05
22.05
24.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».